Доклад на РМО "Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению развития"
методическая разработка на тему
Доклад старшего воспитателя на районном методическом объединении старших воспитателей по теме "Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sistema_raboty_po_hudozhestvenno-esteticheskomu_napravleniyu.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области – детский сад
комбинированного вида «Медвежонок»
ДОКЛАД
«Система работы ДОУ
по художественно-эстетическому развитию
дошкольников»
Старший воспитатель высшей категории:
Корченко Елена Петровна
д.п. Кудряшовский
Доброе утро, уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития.
В детстве не было лучше подарка:
Краски, кисточки, тонкий альбом…
Рисовали мы смело и ярко
Солнце жёлтое на голубом,
Папу с мамой, цветы без названья
И морозный узор января,
Чуть завидуя тем, чьё призванье –
Быть художником, радость творя.
Если глубже в картину вглядеться,
Сразу вспомнишь о чём-то своём.
Все художники – родом из детства,
Их коснулась жар-птица крылом!
(Такмакова О. В.)
По ФГОС ДО 5 направлений развития (образовательные области) |
|
Приоритетное направление: художественно-эсетическое развитие.
В нашем детском саду «Художественно-эсетическое развитие» является приоритетным направлением. Во всех группах мы внесли его в учебный план в соответствии с Сан ПиНом. Оно проходит по пятницам по длительности как НОД.
Цель приоритетного направления: развитие личности ребенка через овладение языком искусства.
Задачи:
- Формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка.
- Развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, изобразительных).
- Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры.
- Формирование всесторонне развитой личности:
- развитие коммуникативных качеств, речи;
- развитие воображения, как основы творческой деятельности;
- развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;
- формирование нестандартного мышления;
- развитие координации и мелкой моторики;
- Развитие детского творчества в различных видах
деятельности.
- Формирование умения интегрировать различные виды
художественной деятельности.
1 раздел. Знакомство с различными изобразительными техниками:
С 3 до 4 лет - это флористика, выполнение оттисков, пальчиковая живопись, насыпные картинки, монотипия, работа восковыми мелками и акварелью.
С 4 до 5 лет - это коллаж, флористика, аппликация из изоленты и скотча, работа восковыми мелками и акварелью, пластилиновая живопись, тестопластика, рисование песком.
С 5 до 6 лет – это тестопластика, пластилиновая живопись, граттаж, декорирование предметов, коллаж из ткани, бумажная пластика, работа акварелью по-сырому, чеканка.
С 6 до 7 лет – это флористика, техника изготовления
панно из крупы, тестопластика, рисование по клеткам, конструирование
из бросового материала.
2 раздел. Развитие мелкой моторики.
С 3 – 4 лет - развитие умения проводить различные формообразующие линии, рисовать геометрические фигуры, изображать отдельные предметы, создавать развернутый, полный сюжет, использовать в работе весь цветовой спектр.
С 4 – 5 лет развитие умения смешивать цвета, получать разные оттенки одного цвета, производные цвета, различать теплые и холодные цвета.
С 5 – 6 лет развитие глазоручной координации, умения работать с мелким сыпучим материалом,
С 6 – 7 лет – развитие умения регулировать силу нажима при работе в технике «пластилиновая живопись», подготовки руки к письму.
3 раздел. Беседы об искусстве.
С 3 до 4 лет – это знакомство с творчеством Ю. Васнецова, с книжной графикой. С историей появления матрешки, кукол. Знакомство с пейзажной живописью: Н. Осенев И. Грабарь Н. Ромадин; с портретом, натюрмортом. Знакомство с жанровой живописью — мифологический жанр.
С 4 до 5 лет – это знакомство с творчеством И. Шишкина, И. Грабаря, А. Саврасова, И. Левитана. Иллюстратор русских народных сказок Е. Рачёв. Знакомство с жанровой живописью — бытовой жанр. Портретная живопись:
А. Мыльников, В. Серов.
С 5 до 6 лет – это знакомство с творчеством художникова –иллюстратора
А. Кокорина к сказкам Х.К. Андерсена, а так же с творчеством К. Ф. Юона,
И. Шишкина, Н. Ромадина, В. Бакшеева. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж и исторический батальный жанр.
С 6 до 7 лет – это знакомство с творчеством художников
-анималистов Н. Чарушина и Н. Тырса. Иллюстрации к
рассказам Н.Сладкого и В.Бианки. Ознакомление детей с
творчеством художника И. Левитана.
Пейзажная и портретная живопись в сравнении. При знакомстве с искусством используется полихудожественный подход.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
- Принцип полноты. Отражены все жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
- Принцип системности. Работа проводится системно весь учебный год, не менее одного раза в месяц, ведётся кружковая работа.
- Принцип сезонности. Осенние пейзажи рассматриваем осенью, зимние – зимой, весенние – весной, а летние - перед летом в конце мая.
- Принцип возрастной адресованности. Перспективный план выстроен последовательно. Для младшего дошкольного возраста занятия проходят более просто, ознакомительно. Старшие дошкольники сравнивают творчество разных художников на одну тему, знакомятся с творчеством художников, рассматривая уже несколько картин сразу.
- Принцип интеграции. Данный план не стал искусственной надстройкой, а органично интегрировался в целостный педагогический процесс, так как он удачно вплетается в содержание программы.
- Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определённые темы.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье. Родителям выступают активными участниками педагогического процесса, когда принимают участие в выставках, проводимых ежеквартально в ДОУ.
Знакомство дошкольников с живописью
Очень важно научить ребёнка видеть красоту окружающих предметов, явлений и то, как по-разному их отображают в своём творчестве художники.
План работы по знакомству дошкольников с живописью (приложение).
Полихудожественное воспитание
Американские специалисты под руководством Даймонта исследовали воздействие музыки на человека и выявили следующую закономерность: классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и памяти, человек в прямом смысле «резко глупеет».
Благотворно на психике дошкольников сказывается взаимопроникновение видов деятельности: рассматривание картин с прослушиванием классической музыки и чтением стихов (полихудожественное развитие детей).
Направления кружковой работы
В нашем детском саду функционируют 6 кружков для детей и один для педагогов. Все кружки проводят воспитатели 1 категории.
Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию:
- Волшебная страна Оригами
- Город мастеров
- Художники-волшебники
- Рукодельница
Кружковая работа
Ежегодно составляем учебный план дополнительного образования, по кружковой работе. Кружки проводят воспитатели 1 категории во вторую половину дня, в совместной деятельности. 1 раз в неделю, с подгруппой детей. У каждого педагога своё направление работы.
Сырова Е.Н. –пейзажная живопись
Мартынова И.В. –нетрадиционные техники рисования
Наметышева Н.Б. –оригами
Окишева Н.В.- вышивка
Кружок «Город мастеров»
Руководитель: воспитатель 1 категории Мартынова Ирина Валерьевна. Занимаются нетрадиционными техниками рисования. Более подробно о своей работе она расскажет сама.
Кружок «Волшебная страна Оригами»
Руководитель: воспитатель 1 категории Наметышева Наталья Борисовна.
Продолжительность кружковой работы-30 минут в неделю для подготовительной группы.
Цель: овладение детьми навыками и культурой ручного труда для подготовки детей к успешному обучению в школе. Складывание фигурок оригами основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять. Оригами развивает конструктивные способности, память, воображение, речь, дисциплинированность. трудолюбие.
Кружок по использованию нетрадиционных техник в пейзажной живописи «Художники-волшебники».
Руководитель: воспитатель 1 категории Сырова Елена Николаевна. Продолжительность кружковой работы-20 минут в неделю для средней группы. Общее количество учебных занятий в год – 31.
Цель: знакомство детей с различными художественными техниками на творческих занятиях по изображению пейзажа.
Создана рабочая программа кружка «Художники-волшебники».
Которая составлена с учетом интеграции образовательных областей: художественное творчество, познание, чтение художественной литературы. Более подробно о своей работе Елена Николаевна расскажет сама.
Кружок для педагогов «Рукодельница»
Руководитель: музыкальный руководитель 1 категории Окишева Наталья Владимировна. Кружок для желающих педагогов проводится 1 раз в неделю с 13 до 14 часов во время тихого часа. Педагоги имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке на отвлеченные от работы темы, заниматься творчеством. Это психологически сплочает коллектив. Наталья Владимировна показывает начинающим приёмы для закрепления нитей без узлов, знакомит с вышивкой счётным крестом и бисером, а также смешанной техникой.
Главный принцип развивающей среды группы – доступность.
В каждой группе нашего детского сада создана зона для свободного творчества детей: рисования, аппликации и т.п. Там находиться всё необходимое для творчества: краски, карандаши, различная бумага, ножницы и т.д..
Руками педагогов в каждой группе созданы стенды по живописи, знакомящие детей с её жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт.
Смешивание цветов
Имеется палитра основных и дополнительных цветов. Во всех группах знакомят с ними по-разному. Где-то цветные ленточки, где-то кружочки. На этом слайде представлен вариант в стихотворной форме. Благодаря ей дети легко осваивают смешивание цветов.
Полочка любования
Не забываем и о народном творчестве. В группах созданы «полочки любования», где дети знакомятся с росписями: гжельской, хохломской, жестовская и другими.
Организовать образовательный процесс помогают игры.
Чтобы детям было интересно образовательный процесс проходит в игровой форме. Педагоги на НОД используют подвижные и дидактические игры, физминутки и другое.
Игры с различными предметами при создании натюрморта.
Например, сами создают натюрморты, перед тем, как рисовать их. Из того, что нравиться.
Развивающая среда рядом: лето на пленэре.
В рисовании пейзажей тоже используем натуру. Если позволяет погода. А зимой наблюдаем за деревьями на улице, а зарисовываем после прогулки.
Взаимодействие с родителями.
Хотелось бы сказать про взаимодействие с родителями. Сейчас это очень важно.
Участие в конкурсах
В декабре 2012 года прошел конкурс детского плаката «Сохрани жизнь и здоровье», по его результатам в номинации: «Путешествие на зелёный цвет» диплом 3 степени награждена Запрягаева Даша, группа «Пчёлка», воспитатель Мартынова Ирина Валерьевна. Участвовали и в других конкурсах по художественному творчеству: «Хочу стать поваром», « Игрушка своими руками», «Профессия врача - глазами детей».
Участие в проектной деятельности
Проект «Разноцветный мир».
Даже участвуя в проектах по экологии: «Подснежники», «Птицы»,
«Белоствольная красавица» дети много рисуют и занимаются творчеством.
Выставки в детской саду.
В подготовке выставок участвуют дети и их родители, педагоги ДОУ. Идея создания постоянно меняющихся выставок возникла в связи с тем, что сложно организовать выезд детей в картинную галерею или музей. Выставки - центр культурно-эстетического развития ребёнка. Участие родителей в выставках способствует укреплению семьи.
Оформление групп
Дошкольный возраст - золотой век детского рисования
Работы детей
Краски осени глазами детей
Традиционны сезонные выставки детских работ, посвященные временам года.
Зимушка-зима
«Наши любимые сказки»
Иллюстрации к стихам и рассказам
Рисунки на асфальте
Преемственность со школой искусств
Ежегодно дети, посещающие школу искусств, многие из которых наши бывшие выпускники, в мае приходят к нам с концертом. А в прошлом году они показали нам музыкальную «Зимнюю сказку» перед новым годом.
Преемственность со школой № 25
Дети подготовительных групп ходили на концерт Барышевского детского дома. На выставку осенних поделок.
Результаты деятельности:
С нашей точки зрения системная работа педагогов с детьми по художественно-эстетическому развитию формирует в детях творческое начало, проявляющееся в умении решать нестандартные задачи, фантазировать, конструировать. Помогает детям становиться более свободными, открытыми, готовыми к общению. Все это способствует дальнейшему продуктивному обучению в школе.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Волшебные ручки" (художественно-эстетическое направление)
Цель:Развитие у детей творческих способностей, фантазию, воображение и активизацию творческого потенциала средствами нетрадиционной аппликацииОсновные задачи: Образовательные: 1.Познакомить...
Программа кружковой работы «Умелые ручки» ( художественно-эстетическое направление) группы № 4 (вторая младшая группа) на 2019-2020 уч. год
Программа кружковой работы «Умелые ручки»...
Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению в рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский ...
План работы с детьми художественно-эстетического направления
Перспективный план работы с детьмиХудожественно-эстетического направленияНа 2018-2019 учебный год....
Доклад к семинару "Интеграция физического и художественно - эстетического развития детей. Ритмика - одна из форм эстетического развития"
В основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик....
Программа работы с одаренными детьми "Волшебный песок" по направлениям художественно-эстетического и речевого развития
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка.Это объясняется, во-первых, значимост...