О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
статья по логопедии
В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии и дизартрии в логопедических группах остается достаточно актуальной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии и дизартрии в логопедических группах остается достаточно актуальной. Помимо этого, последнее время в группах можно наблюдать детей с тяжелыми нарушениями речи: Алалия, Дизартрия. Очевидно, что речевой дефект представленный на сегодняшний день в группах для детей с ОНР достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Постоянный рост числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых помимо речевого дефекта отмечаются недостатки психического развития, также осложняет задачу специалистов по коррекции речи. Современные требования государственного стандарта, предъявляемые к общеобразовательным программам ДОУ создают необходимость, как обновления содержания общеразвивающей работы в массовых группах, так и коррекционно-педагогической работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в компенсирующих группах. Среди программ, которые реализуются в нашем регионе в группах детей с ОНР можно назвать парциальную коррекционную программу для детей с ОНР (авторы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Москва, 2010), комплексную коррекционную программу для детей с ОНР (авторы Нищева, Санкт – Петербург, рекомендована для ДОУ, при реализации общеобразовательной программы Детство») и Региональную комплексную коррекционную программу для детей с ОНР от 3до 7 лет, на основных направлениях и внесенных изменениях которой , в связи с введением Федеральных государственных стандартов.
Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения согласно современным требованиям государственного стандарта является принцип комплексности, учет которого предполагается при разработке технологий коррекционно - педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе логопеда. Психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, родителей.
Учитывая основную цель специального обучения в группах детей с ОНР –устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения, мы предприняли попытку разработки основных направлений коррекционной работы с учетом клинического заключения воспитанников. Основываясь на занятиях об основных механизмах алалии и дизартрии, групповые занятия для детей с ОНР у рассмотренных категорий детей не требуеют своего пересмотра, однако направления коррекционной работы подгрупповых занятий будут различны, исходя из структуры дефекта:
Для детей с дизартрией акцент делается на :
- Фонематическое восприятие, анализ и синтез
- Интонационно- ритмическую и слоговую структуру слова.
Для этой категории детей в системе коррекционно – педагогического сопровождения предусмотрены занятия с музыкальным руководителем по логоритмике, специально организованные занятия по развитию слухового внимания, восприятия и памяти, развитию чувства, ЛФК, массаж. Рекомендованы занятия с психологом по развитию эмоционально- волевой сферы.
Для детей с алалией
- Словарь и словообразование.
- Грамматический строй речи.
- Связная речь
Для данной группы детей в системе комплексного коррекционного сопровождения рекомендованы занятия с психологом по развитию сенсорной сферы, для части детей необходимы занятия, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Для данной группы детей в системе комплексного коррекционного сопровождения рекомендованы занятия с психологом по развитию сенсорной сферы, для части детей необходимы коррекционные занятия, направленные на развитие познавательной и эмоционально- волевой сферы.
Для детей старшего дошкольного возраста с минимальными проявлениями алалии и дизартрии наличие специально организованной групповой и подгрупповой деятельности в виде занятий в кабинете с логопеда имеют большое значение, так как специально организованные занятия готовят детей к постепенному переходу от игровой к учебной деятельности, а так же позволяют каждому ребенку осваивать материал с учетом индивидуальных особенностей. Особое внимание при преодолении ОНР у детей с минимальными проявлениями алалии и дизартрии уделяется профилактике нарушений письма и чтения. Целенаправленная и регулярная работа в прописях с постепенным усложнением материала наряду с другими упражнениями, направленными на развитие зрительного и пространственного восприятия, играет неоспоримую роль для предупреждения одной из форм дисграфии - оптической, которая часто встречается у детей рассматриваемых нами категорий.
Успех коррекции минимальных проявлений алалии и дизартрии в группах дл детей с ОНР, безусловно, зависит от правильно и грамотно организованного коррекционно-педагогического сопровождения, однако роль родителей, как неотъемлемых участников комплексного сопровождения неоспорима.
Таким образом, построение комплексного психоло-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает соблюдение дифференцированного подхода к коррекционному обучению с учетом механизмов нарушения структуры дефекта.
Преодоление имеющегося речевого нарушения, или в случае невозможности его частичная коррекция, должны создать условия для максимальной социализации ребенка в условиях дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов
Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных гостандартовсударственных...
Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов
Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных гостандартовсударственных...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, природе, окружающем мире, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жиз...
« Проектирование образовательных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»
педагогическая технология с видами проектов для детей 5-7 лет, подкрепленные примерами из личного опыта...
"Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи".
А. А. Рогова,г. ЧелябинскМетодические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи.Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к ч...
Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования
В статье представлены итоги изучения основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...