Консультация для воспитателей логопедических групп "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"
консультация по коррекционной педагогике на тему
В консультации представлены рекомендации педагога-психолога для работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей логопедических групп «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи»
Подготовила: Иванова О.В., педагог-психолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233» г. Саратова
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается своеобразие их психического развития: отмечается недостаточность развития различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с ОНР. Дети испытывают трудности при выполнении заданий по словесной инструкции.
Нарушение зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений в инертности и нестойкости зрительных образов.
Дети с недоразвитием речи затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение предмета. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.
Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, сложностью при распределении, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа работы.
Объём зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Однако заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У детей с ОНР отмечается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, общим недоразвитием мелкой моторики.
Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Особенности речевого развития детей с ОНР в сочетании с нарушениями коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Личность ребёнка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Исходя из вышесказанного, задачами работы с детьми данной категории являются следующие задачи:
- совершенствование коммуникативных навыков;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессии, импульсивности, гиперактивности;
- развитие паралингвистических средств общения;
- коррекция страхов и негативных черт характера;
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
- обучение способам регуляции эмоционального состояния;
- формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие межличностного доверия и группового сотрудничества.
Работа с детьми начинается с психологического изучения развития личности ребёнка (диагностика) с использованием метода наблюдения, проективных тестов и различных тестовых заданий. Психокоррекционные занятия проводятся в групповой форме и индивидуально.
Структура психокоррекционного занятия:
- Ориентировочный этап
Задачи:
- сплочение группы;
- раскрепощение участников;
- установление доверительных отношений между детьми и психологом;
- снятие негативного настроения.
- Коррекционный этап
Задачи:
- развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
- разрядка агрессивных импульсов;
- коррекция страхов и негативных черт характера (жадности, упрямства и т.д.);
- развитие мимики, пантомимики;
- развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
- развитие психических процессов.
- Релаксационный этап
Задачи:
- снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
- развитие воображения, чувственного восприятия.
- Заключительный этап
Задачи:
- подведение итогов (получение обратной связи);
- закрепление полученных навыков.
Литература: Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на совете педагогов на тему:"Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи"
Материал о взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя....
Открытое логопедическое занятие в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема «Признаки предметов, выраженные прилагательными».
Занятие для закрепления темы "Признаки предметов"...
Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"
В консультации представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Консультация «Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Консультация для воспитателей...
Презентация "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"
Данная презентация раскрывает особенности работы с детьми, имеющими нарушение речи....
Консультация для воспитателей : " Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи "
Рекомендации воспитателям об особенностях проведения подвижных игр с детьми с общим недоразвитием речи...
О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии ...