Деятельностная или субъектная позиция дошкольника
статья

Здорова Галина Анатольевна

Деятельностная или субъектная позиция дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_deyatelnostnoy_pozitsii_doshkolnika.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностная или субъектная позиция дошкольника

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.  Т.Е как мы с вами говорили, ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.  

 Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека?  В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом:

  • эмоциональный компонент - выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;  
  • эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность;
  •  деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

 Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом    деятельности;
  • самостоятельности выбора и осуществления деятельности,
  • в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий для развития ребенка как субъекту игровой, художественной, элементарной трудовой, культуры и деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.  

Требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству. Т.О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.

В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...

Научно-практическая статья «Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссёрской игре».

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н. Леонтьева ...

Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе

АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...

: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.

Метод проектной деятельности является  одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольни...

: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.

Проект предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт....

Психологические условия развития субъектной позиции дошкольника в детско-родительских отношениях.

Исследование субъектной активности человека, ее видов, закономерностей и условий ее развития и осуществления – одна из фундаментальных задач психологии. По мнению О.А. Конопкина, это &ndash...