Деятельностная или субъектная позиция дошкольника
статья
Деятельностная или субъектная позиция дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_deyatelnostnoy_pozitsii_doshkolnika.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностная или субъектная позиция дошкольника
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.Е как мы с вами говорили, ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом:
- эмоциональный компонент - выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
- эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность;
- деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
- интерес к деятельности;
- избирательное отношение к разным видам деятельности;
- инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
- самостоятельности выбора и осуществления деятельности,
- в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий для развития ребенка как субъекту игровой, художественной, элементарной трудовой, культуры и деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.
Требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству. Т.О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.
В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...
Научно-практическая статья «Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссёрской игре».
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н. Леонтьева ...
Статья "Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе"
Статья Разенковой Е.В. посвящена проектной деятельности в ДОУ....
Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе
АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольни...
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Проект предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт....
Психологические условия развития субъектной позиции дошкольника в детско-родительских отношениях.
Исследование субъектной активности человека, ее видов, закономерностей и условий ее развития и осуществления – одна из фундаментальных задач психологии. По мнению О.А. Конопкина, это &ndash...