Психологические условия развития субъектной позиции дошкольника в детско-родительских отношениях.
статья

Халикова Валентина Владимировна

Исследование субъектной активности человека, ее видов, закономерностей и условий ее развития и осуществления – одна из фундаментальных задач психологии. По мнению О.А. Конопкина, это –  задача содержательного раскрытия необходимых основных предпосылок субъектного и личностного становления индивида.

Средствами развивающейся собственной активности ребенок формирует качества и способности, преобразующие ее исходные формы, которые обретают характер осознаваемой произвольной целенаправленности, подчиненности ему. Сам ребенок перестает быть лишь «напрямую» непосредственно зависимым от многих внешних условий и обстоятельств. Он приобретает собственную все более сложную и эффективную детерминацию своих действий, поступков, возможность самому выстраивать отношения с внешним миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            В.В. Халикова

Заведующая МДОУ детский сад № 1 (ЗАТО Сибирский)

Психологические условия развития субъектной позиции дошкольника

в детско-родительских отношениях

Исследование субъектной активности человека, ее видов, закономерностей и условий ее развития и осуществления – одна из фундаментальных задач психологии. По мнению О.А. Конопкина, это –  задача содержательного раскрытия необходимых основных предпосылок субъектного и личностного становления индивида.

Средствами развивающейся собственной активности ребенок формирует качества и способности, преобразующие ее исходные формы, которые обретают характер осознаваемой произвольной целенаправленности, подчиненности ему. Сам ребенок перестает быть лишь «напрямую» непосредственно зависимым от многих внешних условий и обстоятельств. Он приобретает собственную все более сложную и эффективную детерминацию своих действий, поступков, возможность самому выстраивать отношения с внешним миром.

В настоящее время интенсивно происходят культурные трансформации, связанные с новыми потребностями общества в активной, инициативной личности. В значительной степени решение проблемы детско – родительских отношений заключается в том, что во взрослом мире необходимо выработать отношение к ребенку как субъекту взаимоотношений.

Современные исследования отмечают снижение многих показателей качества жизни ребенка, особенно в сфере духовно – нравственного здоровья, сокращение периода дошкольного детства из-за сложившейся практики дошкольного воспитания, воспитания в семье (В.В. Абраменкова, С.Л. Новоселова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова), что негативно отражается на развитии детей. Отмечены в частности, недостаток инициативы, самостоятельности мышления, нарастание проявлений агрессивности и отчужденности у современных дошкольников (Смирнова Е.О. , ГудареваО.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопр. психол.2004. №1. С. 91 – 103).

Все это диктует необходимость поиска эффективных и органичных для ребенка – дошкольника условий развития его способностей, становления субъектности как интегральной характеристики, проявляющейся в самостоятельности, произвольности, творческости.

Одним из уникальных условий развития субъектности ребенка является семья. Представляется чрезвычайно важным определить сущностное содержание позиций взрослого и ребенка именно как специфических субъектов взаимодействия. Необходимо исследовать характеристики всех форм, типов и условий развития субъектности ребенка, фиксировать и осмысливать пространство ее осуществления. Это пространство между детьми и родителями необходимо заполнить не только информационными потоками, но и соответствующими конструктами, которые обеспечивают каждому ребенку развитие субъектных качеств.

Проблематику субъекта деятельности и феномена субъектности разрабатывали многие отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, В.Т. Кудрявцев, В.С. Лазарев, В.И. Зинченко, В.А. Петровский, А.К. Дусавицкий, А.Л. Венгер, В.В. Селиванов, В.И. Моросанова). Субъекта характеризуют как человека, способного к произвольному и опосредованному поведению, творчеству, рефлексии и самостоятельности, целеполаганию и проектированию хода развития собственных способностей, к децентрации – умению координировать собственную позицию с позициями других, выходить за пределы предустановленного – быть «свободным, целеустремленным, целостным, развивающимся существом» (Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996). Понятие «субъектность» связано с понятиями «совместность» и «со-бытийная общность», которые представляют собой целостную систему связей и отношений (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. Пособие для вузов. М.: Шк. Пресса. 2000); (Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 25 -36).

Современные условия семейного воспитания создают подвижные, вариативные взаимоотношения между ребенком и взрослыми, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим ребенком, его субъектной позицией. Во взаимодействии ребенка и родителей центр смещается в сторону взрослых: именно они выстраивают и формируют направленность этого взаимодействия, в котором ребенок либо занимает активную субъектную позицию, либо принимает себя в качестве объекта манипуляций со стороны взрослых. Однако даже непосредственно направленные на ребенка воспитательные и другие воздействия могут быть эффективными лишь тогда, когда они опосредуются самой личностью. Причем опосредование здесь выступает не только как понимание, принятие их ребенком, но как встречная активность ребенка как субъекта, как выражение его субъектной позиции.

Действуя с позиции субъекта детско-родительского взаимодействия, ребенок самостоятельно выбирает стратегию поведения в различных ситуациях и условиях жизнедеятельности. Активные, целенаправленные, осознаваемые ребенком действия, способствуют его успешному включению в семейную среду. Поэтому создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития субъектной позиции дошкольника обеспечит не только раскрытие внутреннего потенциала ребенка, включающего способность принимать самостоятельные ответственные решения в ситуациях самоопределения, способность активно и осознанно взаимодействовать со взрослыми в семейной ситуации, отстаивая собственную независимость и индивидуальность, но и его успешное функционирование и развитие (психологическое, личностное, социальное) в новых жизненных условиях.

В общетеоретическом плане существует положение о том, что развитие личности ребенка совершается благодаря его взаимодействию со взрослыми, прежде всего с родителями. Такое взаимодействие предполагает обоюдную активность – со стороны как взрослого, так и со стороны ребенка. В частности, размышляя о проблеме перехода от дошкольного к младшему школьному периоду развития, Д.Б. Эльконин пишет, что «…психологический механизм «потери непосредственности « заключается в возникновении особой внутренней ориентации в смыслах дальнейших отношений со взрослым или будущего положения в кругу сверстников, т.е. смысловой ориентации на социальную позицию, которая может возникнуть в результате выполнения данного поступка» (Эльконин Д.Б. Избр. Психол. Труды. М.: Педагогика, 1989. С. 501).

Вместе с тем большинство конкретных исследований детско – родительского взаимодействия строится по схеме «родительское воздействие – детский ответ». В качестве субъекта активности выступает взрослый, ребенок же оказывается не активной, а реагирующей, реактивной стороной. Эта логика наиболее выпукло проявляется в исследованиях, прослеживающих влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка (Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч. 1998. №2. С.111 -112), (Смирнова Е.О., Быкова М.В. структура и динамика родительского отношения // Вопр. психол. 2000. № 3. С. 3 – 14.), (Baumrind D.The influence of parenting style in adolescent competence and substance use // I. Early Adolescence. 1991. V. 11 (1). P. 56 -95.), (Stierlin H. Psychoanalysis and family therapy. N. Y.: Aronson, 1977.).  Лишь в немногих работах этого направления делается попытка учесть также и вторую сторону детско – родительского взаимодействия – воздействие детского поведения на родителей (Maccoby E.E. Social development: Psychological growth and the parent – child relationship. N. Y. : Harcourt Brace Jovanovich, 1980.).

Мы в своем исследовании исходили из представления о том, что в детско – родительских отношениях действия ребенка и родителей взаимно ориентированы друг на друга. Не только поступки ребенка являются ответом (реакцией) на действия родителей, но в той же мере и поступки родителей представляют собой реакцию на действия ребенка. Эта кольцевая взаимосвязь порождает межличностную ситуацию развития ребенка, являющуюся источником формирования его личностных особенностей, субъектных качеств. (Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопр. психол. 1994.№ 4. С. 82 – 92.). На наш взгляд субъектность – это многогранное понятие, включающее в себя широкий спектр характеристик, среди которых можно выделить: активность, осознанность, творческость.

Объектом нашего исследования является субъектность, как целостная характеристика позиции ребенка в детско-родительских отношениях.

Предмет исследования: особенности позиций детей, с выраженной и невыраженной субъектностью, в детско-родительских отношениях.

Цель исследования: выявление качественного содержания и отличительных особенностей позиций детей, с выраженной и невыраженной субъектностью, в детско-родительских отношениях.

В исследовании принимали участие 100 детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Методы и методики исследования

  1. Проективная методика «Моя семья»
  2. Проективная методика «Семья, которую я хочу»
  3. Трансактный анализ для детей
  4. Тест «Незаконченные предложения»
  5. Проективная методика «Волшебный мир»
  6. Проективная методика «Детский мир»
  7. Проективная методика «Я в прошлом,  в настоящем, я в будущем»
  8. Методика «Лесенка»

На первом этапе исследования, анализируя полученные результаты, по разработанным нами заранее критериям, мы разбили детей на две группы: дети с ярко выраженной субъектностью и дети с невыраженной субъектностью.

На втором этапе исследования мы, анализируя результаты, полученные по вышеописанным методикам, выявили качественное содержание и отличительные особенности позиций детей, с выраженной и невыраженной субъектностью, в детско-родительских отношениях.

Результаты исследования

1. «Детский мир»

Результаты исследования по данной методике показали, что активность ребенка 6 – 7-летнего возраста приобретает организованный и чрезвычайно разнообразный характер. Она все больше включает активность мыслительную. Активность старшего дошкольника приобретает интеллектуальный характер и включает обдумывание будущей деятельности, действий. Индивидуальные различия в активности накладывают отпечаток на все взаимоотношения ребенка с родителями.

Чем ярче проявляется субъектность ребенка, тем большим оказывается его опыт, тем шире и разнообразнее проявляется его самостоятельность инициатива, которые оказывают все более заметное влияние на содержание и особенности общения ребенка с родителями.

Позиция, которую занимает ребенок с высоким уровнем субъектности в отношениях с родителями отличается от позиции детей с невыраженной субъектностью.

В детско – родительских отношениях дети с ярко выраженной субъектностью выступают в активной позиции, что позволяет им влиять на эти отношения и отношения между родителями. Ребенок с высоким уровнем субъектности делает активные попытки к гармоничному выстраиванию своих отношений с родителями.

Дети с невыраженной субъектностью изменяют (или пытаются изменить) негативные установки по отношению к родителям. Просматриваются причины и механизмы поведенческих реакций ребенка на неблагополучные детско – родительские отношения.

В рассказах детей с невыраженной субъектностью просматривается проблема семейного неблагополучия, особенности воспитания и отношение к ним родителей. У таких детей диагностируются характерные особенности личности как результат семейных воздействий. Дети описывают характерные особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений.

Мы выявили, что в группе детей с низким уровнем субъектности чаще встречается неблагополучный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, порой даже драматические, последствия для ребенка, его психологического состояния, формирования его характера и личности.

Дети с низким уровнем субъектности остро реагируют (впадают в отчаяние, демонстрируют элементы депрессивных состояний и т.д.) на неблагоприятные факторы внутрисемейных отношений в отличие от детей с ярко выраженной субъектностью, которые мобилизуются и делают попытки изменить ситуацию.

Анализируя рассказы группы детей с невыраженной субъектностью, можно прийти к выводу, что неблагополучная семейная ситуация способствует развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний (страх, обида, гнев и т. д.), отрицательных эмоциональных состояний.

Анализируя особенности отношения к родителям детей с невыраженной субъектностью, можно сказать, что они, как правило, больше любят одного родителя, того, который использует более гуманные методы воспитания. Другого родителя любят намного меньше или вообще не любят.

Таким образом, ребенок начинает ориентироваться на систему требований одного родителя, на ту, которая учитывает его интересы, желания и возможности. Вследствие этого возникают конфликты между другим родителем и ребенком, а также между самими родителями. Уровень конфронтации в семье явно выражен. Наблюдается неустойчивое отношение к родителям, что характерно для семей с непоследовательным типом воспитания. Это неблагополучно сказывается на развитии образа Я ребенка. У ребенка формируется неустойчивый, непостоянный, ситуативный «образ Я».

Дети с невыраженной субъектностью чаще, чем дети с ярко выраженной субъектностью говорят о своих недостатках, считают, что им не везет, что у них нет способностей.  

Весьма интересны данные, полученные при анализе рассказов группы детей с ярко выраженной субъектностью. В рассказах они говорят о любви и уважении к родителям. Ребенок показывает положительное эмоциональное состояние и отношение при описании сюжета. Между детьми этой группы и их родителями – близкие, доверительные  отношения.

В рассказах этой группы детей родители в целом положительно относятся к своему ребенку и адекватно его оценивают: хвалят, когда он совершил хороший поступок, и ругают, когда он провинился.

Что касается отношения этой группы детей к родителям, то именно в этих семьях практически все дети любят обоих родителей, а предпочтение одного из них ситуативно. Оба родителя уделяют ребенку много внимания, четко разделяют свои обязанности по отношению к нему. В семьях детей с выраженной субъектностью наблюдается низкий уровень конфронтации между родителями. Дети склонны принимать родителей как супружескую чету.

Анализ детских рассказов демонстрирует, что у детей с выраженной субъектностью с родителями складываются хорошие и близкие отношения (по типу сотрудничества и эмоциональной близости), Отношения к матери и отцу характеризуются эмоциональными связями с обоими родителями. хотя, нами отмечен факт, что отношения с матерью более эмоционально близки, чем с отцом.

У детей с невыраженной субъектностью (по содержанию рассказов) в отношениях с родителями существуют напряженные, негативные формы взаимодействия, которые способствуют возникновению негативных эмоций. Особенным негативизмом или безразличием отличается отношение к отцу.

Дети очень чувствительны к любому давлению на них со стороны родителей, очень переживают это. Ребенок чувствует себя забытым, отвергнутым. А также просматриваются конфликтные, напряженные отношения между супругами, что влияет на эмоциональное состояние ребенка, его отношение к родителям. В результате у таких детей развивается недоверие к окружающему миру, нет общего положительного самоощущения, наблюдается низкий уровень эмоционального благополучия, отмечаются неудовлетворенные потребности в любви, заботе и взаимопонимании с родителями. Недостаток положительных эмоциональных контактов компенсируется привязанностью к другим людям.

Зачастую дети этой группы обвиняют в неприятных семейных ситуациях себя, поэтому большая часть обвинений, адресованных родителям, является лишь защитой от собственного чувства вины. Ощущение вины влечет за собой ощущение собственной неполноценности, ребенок чувствует себя брошенным.

Активность 6 – 7 –летних детей приобретает творческий характер. Она ярко проявляется в рассказах детей с высоким уровнем субъектности. Индивидуальные различия в активности накладывают отпечаток на все взаимоотношения ребенка с родителями. Чем ярче проявляется субъектность ребенка, тем большим оказывается его опыт, тем шире и разнообразнее проявляется его самостоятельность, инициатива, которые оказывают все более заметное влияние на содержание и особенности общения ребенка с родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что тип семейного воспитания, отношение родителей к ребенку влияет на развитие субъектности ребенка, а также существует разница у детей двух групп во взаимоотношениях ребенка с родителями.

2. «Волшебный Мир»

Качественный и количественный анализ содержания ответов детей с высоким и низким уровнем развития субъектности выявил потребности ребенка, значимые переживания, субъективную значимость тех или иных проблем.

Данная методика направлена на диагностику отношения ребенка к окружающим людям (родителям, сверстникам, педагогам), а также на выявление значимых переживаний (тревоги, страха). На основании результатов обследования можно судить о степени осознанности ребенком своих проблем, что очень важно для нашего исследования.

Полученные данные были особенно ценны при выявлении содержательной стороны субъектности детей. Анализ результатов исследования выявил потребности, значимые переживания, представления о переживаниях детей и их реальной житейской ситуации, субъективной значимости тех или иных проблем, касающихся взаимоотношений с родителями и близкими людьми, о которых он упоминает.

Дети с ярко выраженной субъектностью являются не только реагирующей стороной во взаимодействии с родителями, но и выступают в качестве субъекта активности. Такие дети чаще размышляют и проговаривают о психологических проблемах в семье.

Они хорошо разбираются во внутрисемейных отношениях, понимают смысл и причину действий взрослых, а потому четко проговаривают желаемые варианты своих действий.

Попытка манипулировать родителями – яркое проявление активной роли ребенка в построении отношений с родителями.

В своих желаниях дети с ярко выраженной субъектностью пытаются сами выполнить действия за взрослого, показывая высокий уровень инициативы и выраженной активности. У таких детей наблюдается высокий показатель умения вставать на позицию взрослого.

В нашем исследовании дети с ярко выраженной субъектностью продемонстрировали умение осознавать себя, свое «Я», строить взаимоотношения с родителями в реальных ситуациях повседневного общения. Такие дети выделили ценности, через которые происходит выделение ими самих себя, своей личности, своего «Я». У них фиксируется высокая самооценка.

Дети этой группы продемонстрировали большую осведомленность о перспективах своего развития, своей будущей семейной и социальной роли. Большинство таких детей владеют достаточной информацией об особенностях поведения, интересах, образе Я противоположного пола.

Таким образом, разница результатов исследования двух групп детей (с ярко выраженной и невыраженной субъектностью) по данной методике свидетельствует о том, что особенности детей с невыраженной субъектностью ограничивают их возможность гибко менять свое поведение во взаимоотношении с родителями, что, как мы предполагаем, создает определенные трудности в выстраивании отношений ребенка с родителями.

3. «Незаконченные предложения»

Анализируя результаты данной методики, мы увидели, что дети двух групп (с выраженной и не выраженной субъектностью) имеют принципиальные различия в проявлении субъектности в отношениях с родителями в различных жизненных ситуациях.

Содержательный анализ ответов детей двух групп выявил социальную позицию ребенка,  направленную на отношения к родителям и членам семьи, к себе, самопонимание ребенка, отношение к собственным способностям, а также эмоциональный аспект, значимые переживания, оценку возможностей детей двух групп.

Дети с выраженной субъектностью сами воздействуют на взрослых, выражая свои желания, свои потребности и интересы. Они очень рано начинают избирательно относиться к желаниям и просьбам родителей.

Отличаются реакции детей с выраженной и невыраженной субъектностью на одни и те же воздействия, которые оказывают на них мать и отец.

Если принять во внимание и изменчивые состояния взрослых, станет ясно, что одни и те же требования к детям с выраженной и невыраженной субъектностью воспринимаются детьми по-разному.

Анализируя особенности проявления субъектности детей, мы видим, что поведение ребенка с ярким проявлением субъектности более независимое от наличных воздействий среды, более осознанное и произвольное. В отношениях с родными и близкими ребенок требует уважения к себе, у него активно формируется чувство собственного достоинства. Таким детям не нравится, когда взрослые игнорируют их, относятся к ним равнодушно без интереса. Ребенок не желает, чтобы его считали чьей-то собственностью. Дети начинают осознавать свои реальные возможности, они считают себя еще не взрослыми, а именно детьми, которым необходима помощь родителей.

Полученные данные были особенно ценны при выявлении содержательной стороны субъектности детей. На основании анализа данных мы пришли к выводу, что дети двух групп имеют принципиальные различия в трех сферах отношений, конституирующих личность, а именно дети с выраженной субъектностью отличаются следующими характеристиками:

1) отношение к предметной деятельности обнаруживает ориентацию ребенка на социально значимые действия и строго регламентированные средства достижения;

2) отношение к близким четко проявляет детскую чувствительность к оценке своей социальной активности;

3) отношение к себе выражается в обостренном чувстве самоуважения, в переживании им своей значимости для родителей в качестве равноправного партнера;

4) в отношениях с родителями дети проявляют автономность, открытость в общении, уверенность в себе, независимость.

Чувство социальной компетентности особенно ярко проявляется у детей с выраженной субъектностью. Такие дети направляют свою активность на самосовершенствование, самовоспитание.

Активность детей рано направляется на взрослого, вызывая с его стороны обратное воздействие на ребенка. Ребенок ждет его суждений и оценок, пытается их вызвать и, ориентируясь на них, нередко намеренно нарушает правила, ожидая ответных действий со стороны взрослого, поступает по-своему. Особенно ярко это проявляется у детей с выраженной субъектностью. Такие дети учатся направлять свою активность на самосовершенствование, самовоспитание. Поставленная и желаемая цель побуждает ребенка к усилиям. Ребенок с высоким уровнем субъектности чаще и настойчивее добивается, чтобы его признали достойным участником различных семейных ситуаций.

Необходимым условием развития субъектности ребенка являются целеноправленная активность, реализующая взаимодействие с различными сторонами действительности.

Таким образом можно сделать вывод, что…

4. «Лесенка»

С целью выявления представлений ребенка (с выраженной и невыраженной субъектностью) об отношении к нему родителей, выявления его самооценки, а также характера и степени осознанности этого отношения, мы использовали методику В.Г. Щур «Лесенка».

В полученных нами результатах мы увидели, что самооценка детей обеих групп оказалась в высокой степени связанной с оценками родителей ребенка в семье.

В высказываниях детей четко просматривалось, что основной предпосылкой формирования их высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании.

Анализ данных исследования показал, что в оценивании себя у детей двух групп есть различия, которые, как мы считаем, существенно влияют на общую самооценку. У детей с выраженной субъектностью самооценка в целом, значительно выше, чем у детей второй группы.

Применительно к представлениям ребенка о себе мы считали вполне оправданным говорить об их точности. Здесь речь идет о конкретных фактах, либо верно отраженных ребенком, либо искажаемых им – занижаемых, (заниженные представления) или завышаемых (завышенные представления).

Таким образом, в целом у детей с выраженной субъектностью самооценка выше, чем у детей с невыраженной субъектностью.

Выводы:

Итак, субъектность - это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми, в данном случае с родителями.

         Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность ребенка обогащается пониманием со стороны родителей. А далее еще одно обретение: способность предвидеть действия других (в нашем случае  - родителей), а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая свои действия и корректируя производимое, ребенок учится планировать свои действия. Ребенок постепенно приобретает умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности в семье и реализовывать их во взаимодействии с родителями.

         Гуманистический взгляд на сущность воспитания ребенка в семье, которого придерживаются современные исследователи (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей.

         Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему». При этом усилия  взрослых, особенно родителей, должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

         Семейная ситуация, которую взрослый человек оценивает как положительную, может, как это ни парадоксально, совершенно противоположно восприниматься детьми. Ребенок – не просто объект воспитания, он – Человек мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностная или субъектная позиция дошкольника

Деятельностная или субъектная позиция дошкольника...

Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе

АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...

: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.

Метод проектной деятельности является  одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольни...

: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.

Проект предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт....

Консультация для педагогов "Психолого-педагогические условия развития субъектности дошкольников"

В современной психологии и педагогике ребенок рассматривается как субъект. В педагогическом словаре «Субъект- это носитель предметно- практической активности и познания»Понятие «Субъ...

Видео РППС группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, способствующей развитию субъектной позиции

Ссылка на видео РППС группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, способствующей развитию субъектной позицииhttps://disk.yandex.ru/i/nCaKcGdUx0zSsA...