Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.
статья по теме

Мелентьева Екатерина Витальевна

В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъектной позиции у взрослых, непосредственно осуществляющих обучение, развитие и воспитание детей. Также в статье представлены формы и направления работы с родителями и статистические данные практической работы педагога-психолога с семьёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие субъектности детей  

через формирование субъектной позиции родителей

в учреждении дополнительного образования.

        Центр эстетического воспитания детей и юношества является учреждением дополнительного образования. С 2009 по 2011 год ГОУ ЦЭВДиЮ участвовал в Городской экспериментальной площадке: «Антропологическая модель психологического здоровья и условия её реализации в образовательных учреждениях». Тема исследовательской работы в Центре: «Развитие субъектной позиции детей на основе разработки детско-взрослых проектов в условиях учреждения дополнительного образования». А на данном этапе в центре разрабатываются и реализуются совместные детско-взрослые проекты. Проектную деятельность педагогов - детей – родителей сопровождают методисты и психологи.

        На сегодняшний день недостаточно однажды получить образование, чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и другие. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических, сексологических... Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье трудностей, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Ведь родители должны быть способны не только удовлетворить потребности ребёнка в пище, одежде и тепле, а передать культурно-исторический опыт в процессе совместной деятельности и общения, создать психологически комфортные условия для его развития. Принятие взрослыми ребёнка с его возрастными и индивидуальными особенностями, осознание его возможностей и создание условий для раскрытия способностей позволяет сохранить доверительные отношения между родителями и детьми и психологическое здоровье ребёнка.  

        Какова бы ни была в жизни ребенка роль его любимых и нелюбимых учителей, воспитателей, других взрослых, сверстников и иного окружения, именно психологический климат в семье, сложившийся в ней стиль общения, отношение родителей к ребенку являются определяющими в воспитании и развитии его личности. Это бесспорный факт. Равно как и утверждение, что хорошими родителями не становятся автоматически - этому необходимо учиться.

        Мысль о том, что родителей нужно учить воспитывать детей, осознавалась на протяжении многих веков и нашла отражение в работах: Платона, Аристотеля, Я.А.Коменского, И.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинского, В.А. Сухомлинского и других. Во все времена родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что и сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда.

        В. Сатир считает, что семья – единственное место на земле, где все члены семьи ищут гармонии – успокоения раненой души, повышения самооценки и вдохновения на дальнейшие действия.

        Одной из важных функций семьи является воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации и развития ребёнка, что подтверждено содержанием статьи 18 «Конвенции о правах ребёнка»: «…Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства  — участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений…» [20]. Из статьи следует, что именно родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности социализации и развития ребёнка.

        Семья и образовательное учреждение дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей. В учреждениях дополнительного образования ребенок воспитывается, осваивая духовное богатство народной культуры и традиций, источники нравственности и таинства ремесла; это укоренение ребенка во всем лучшем, что накоплено культурой своего и других народов; это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты.

        Взаимодействие педагога с родителями служит максимальному вовлечению семьи в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта данного процесса. Это позволяет изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном, сужающейся до материального обеспечения будущих граждан всем необходимым для счастливой жизни. Совместная жизнедеятельность с ребенком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего сына или дочь по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.

        Таким образом, эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

        Особенно важным на сегодняшний день видится создание таких организаций для взрослых и детей, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогически и психологически значимые задачи. Решение этих задач, на наш взгляд, возможно с помощью оптимальной и особенно актуальной формы такой организации как клуб для родителей и детей. Клуб, в котором созданы условия для развития зрелой родительской позиции и формирования детско-родительской общности.

        В нашем центре организован родительский клуб, в котором проводятся занятия с родителями. Так как основная цель экспериментальной работы заключается в развитии у детей субъектной позиции, хотелось бы отметить, для того чтобы сформировать субъектную позицию ребёнка необходимо начать с того, чтобы в первую очередь сформировать субъектную позицию у взрослых, непосредственно осуществляющих обучение, развитие и воспитание детей.

        Таким образом, идея работы клуба заключается в том, чтобы развивать субъектность ребёнка через формирование субъектной позиции взрослого. Цель работы клуба определяется как создание условий для формирования субъектной позиции родителей. 

        В процессе работы клуба проводятся занятия с родителями воспитанников центра. В ходе занятий осуществляется знакомство родителей друг с другом, обсуждаются ситуации, возникающие при взаимодействии родителей и детей, раскрываются темы особенностей развития детей на определённых возрастных этапах в различных теориях отечественных и зарубежных психологов, проводятся игры и упражнения, направленные на сплочение группы,  на развитие способов общения и взаимодействия с ребёнком.

        В организации деятельности родительского клуба педагог-психолог сочетает разные направления, формы и способы работы: диагностическое, просветительское, консультативное и тренинговое направления.

Диагностическое направление.

Опросы, анкеты, тесты дают возможность психологу установить обратную связь с родителями, помогают определить актуальность и перспективы развития родительского клуба на основе этого разработать или скорректировать план работы, т.е.получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей.

        Просветительское направление включает лекции и семинары, направленные на передачу  теоретических знаний об особенностях развития ребёнка на разных возрастных этапах,  его эмоционально-волевой сферы, индивидуальных способностей, а также на повышение социально-культурного уровня знаний в области психологии.

        Консультативное направление – групповые и индивидуальные консультации помогают выявить причину возникающих трудностей и найти пути решения конкретных ситуаций. Родители называют консультации - «скорая помощь для родителей» или «ответы профессионала на волнующие вопросы»

        Тренинговое направление – тренинги способствуют проявлению положительных эмоций и психологическому раскрепощению, сплочению родительского коллектива, усвоению лекционного теоретического материала, дают возможность каждому участнику высказать мнение, раскрывают перед родителями особенности проявлений и состояний малыша в различных ситуациях.

        В процессе работы клуба были выявлены следующие показатели востребованности работы с семьей:

Показатели востребованности работы

родительского клуба «Мы вместе – мы рядом»

Учебный год

2009- 2010

2010- 2011

Количество членов клуба

39 чел.

44 чел.

Количество родителей, посещающих лекции

30

чел.

Данная форма

перешла в форму

групповых

консультаций

Количество человек,

посещающих тренинги:

- тренинги для родителей


- совместные тренинги для детей и родителей



30 чел.


Данная форма работы отсутствует



8 чел.


17 родителей

13 детей

(шестилетнего возраста)

Количество родителей,

обратившихся

за консультациями:

- индивидуальные


- групповые




14 чел.


24 чел.




35 чел.


38 чел.

        Использование различных форм и направлений деятельности позволяет поддерживать у родителей интерес к занятиям - мотивацию, разносторонне рассмотреть особенности детско-родительских взаимоотношений.

Результаты диагностического исследования

динамики развития детско-родительских взаимоотношений.

Уч. год

Получена

положительная

динамика

Не получена

динамика

Получена

отрицательная

динамика

2009

  2010

80%

20%

0

2010

2011

78%

22%

0

        

        В заключении, подводя итог, необходимо ещё раз подчеркнуть, что взаимодействие учреждения и семьи необходимо для полноценного развития ребёнка и сохранения его психологического здоровья, так как именно во взаимодействии общественного и семейного воспитания проявляется скоординированность действий взрослых, которое помогает ребёнку социально адаптироваться и гармонично развиваться. В тоже время ориентированность взрослых на ребёнка даёт возможность понять и принять его возрастные и индивидуальные особенности, природу поступков и действий, прогнозировать, предупреждать и направлять их. Изменение роли родителя в учебно-воспитательной процессе в стенах учреждения с постороннего наблюдателя на активного участника позволяет непрерывно участвовать в жизни ребёнка. Взрослые и дети вместе занимаются какой-либо деятельностью, вместе обсуждают, решают, переживают неудачи и радуются успехам. Таким образом, создаётся детско-взрослая развивающая общность. Овладение родителями психолого-педагогическими знаниями и оснащение позиции родителя новыми способами действия предоставляет возможность развития личностной зрелости родителя, что, в свою очередь, вносит изменения как в отношения с педагогами, так и со своим ребёнком, улучшая, а в некоторых случаях восстанавливая детско-родительские отношения.

        Таким образом, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и консультативно-просветительская работа в области педагогической компетенции родителей и формирования зрелой родительской позиции позволяет повысить эффективность родительского взаимодействия с детьми дошкольного возраста и создать детско-родительскую общность, что подтверждается результатами опросов родителей и педагогов.

Литература.

  1. Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002. – 162с.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – с.50.
  3. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М., 1997.- с.76.
  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. – 200с.
  5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб, 2002. – 440с.
  6. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей// «Вестник. Психология»№4.- 1986.
  7. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. Состав. Т. Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.М., 2005. — 190с.
  8. Воробьёва К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX- начале XX// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук ГОУ ВПО КГПУ им. К.Э.Циолковского на кафедре педагогики начального обучения. - М.,2007.
  9. Голованов В.П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи.// «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи» № 10, 2004. – с.27-30.
  10. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. Авт.-сост. С. В. Глебова. Воронеж, 2005. — 111с.
  11. Демьянов Ю.Г.Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб, 1999. – 224с.
  12. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С.. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2007. – 144с.
  13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.– М., 2002. – 120с.
  14. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М., 2005. — 95с.
  15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2009. – 256с.
  16. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2005 – 112с.
  17. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2008. – 320с.
  18. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. – М., 2008. – 112с.  
  19. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 г. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
  20. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2008. – 190с.
  21. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг общения с ребёнком. СПб, 2008. – 176с.
  22. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург, 2005. — 143 с.
  23. Микляева Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. М., 2005. — 76с.
  24. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. -  М., 2006. – 144с.
  25. Монина Г. Б., Лютова- Робертс Е.К.Коммуникативный тренинг. - СПб., 2007. – 224с.
  26. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. - СПб,2009 – 80с.
  27. Павлов И.В.Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб, 2008. – 87с.
  28. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. //Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1981.       с.61-213
  29. Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты. – М., 2002. – 672с.
  30. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой. – М., 2003. – 230 с.
  31. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 288с.
  32. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. - СПб, 2007.- 96с.
  33. Ситкина И.Г., Савельева В.А. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи.// «Бюллетень»№ 3, 2005. – с. 2-6.
  34. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207 с. – с.122 – 148.
  35. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка // «Психологическая наука и образование» № 4. - 2005. - C.
  36. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт построения метода диагностики родительских позиций// Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? – СПб, 2001.
  37. Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребёнка// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата психологических наук МППГУ на кафедре возрастной психологии. - М.,2002. – 22с.
  38. Соловьёв Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс, 1977. – 256с.
  39. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций// Семья и формирование личности. – М., 1981.  
  40. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1986. – 288с.
  41. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. //Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988. с.37-61.
  42. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Авторы Н. М. Бутырина, С.Ю.Боруха, Т. Ю. Гущина и др. - Белгород, 2004. — 177с.
  43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 4-ое издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.
  44. Фельдштейн Д.И.Социальное развитие в пространстве – времени детства. М.,1997. – 160с.
  45. Щербич Л.А. Психолого-педагогическая  поддержка как позитивная модель взаимодействия семьи и Дома детского творчества.// «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи» № 8, 2004г. – с.11-12.
  46. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модуль диагностика. – М., 2005. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа на тему : "Обучение английскому языку детей дошкольного возраста средствами игры в учреждении дополнительного образования детей"

В данном сборнике представлен теоретический и практический материал, который используется в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Сборник рассчитан на воспитателей дошкольных образова...

Развитие субъектности детей через проектную деятельность

Проектная деятельность как инновационное средство развития субъектности детей дошкольного возраста. Главная задача образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей си...

Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...

Формирование социальных установок на здоровый образ жизни в учреждении дополнительного образования детей

Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровь...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»...