Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.
статья по теме
В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъектной позиции у взрослых, непосредственно осуществляющих обучение, развитие и воспитание детей. Также в статье представлены формы и направления работы с родителями и статистические данные практической работы педагога-психолога с семьёй.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие субъектности детей
через формирование субъектной позиции родителей
в учреждении дополнительного образования.
Центр эстетического воспитания детей и юношества является учреждением дополнительного образования. С 2009 по 2011 год ГОУ ЦЭВДиЮ участвовал в Городской экспериментальной площадке: «Антропологическая модель психологического здоровья и условия её реализации в образовательных учреждениях». Тема исследовательской работы в Центре: «Развитие субъектной позиции детей на основе разработки детско-взрослых проектов в условиях учреждения дополнительного образования». А на данном этапе в центре разрабатываются и реализуются совместные детско-взрослые проекты. Проектную деятельность педагогов - детей – родителей сопровождают методисты и психологи.
На сегодняшний день недостаточно однажды получить образование, чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и другие. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических, сексологических... Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье трудностей, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Ведь родители должны быть способны не только удовлетворить потребности ребёнка в пище, одежде и тепле, а передать культурно-исторический опыт в процессе совместной деятельности и общения, создать психологически комфортные условия для его развития. Принятие взрослыми ребёнка с его возрастными и индивидуальными особенностями, осознание его возможностей и создание условий для раскрытия способностей позволяет сохранить доверительные отношения между родителями и детьми и психологическое здоровье ребёнка.
Какова бы ни была в жизни ребенка роль его любимых и нелюбимых учителей, воспитателей, других взрослых, сверстников и иного окружения, именно психологический климат в семье, сложившийся в ней стиль общения, отношение родителей к ребенку являются определяющими в воспитании и развитии его личности. Это бесспорный факт. Равно как и утверждение, что хорошими родителями не становятся автоматически - этому необходимо учиться.
Мысль о том, что родителей нужно учить воспитывать детей, осознавалась на протяжении многих веков и нашла отражение в работах: Платона, Аристотеля, Я.А.Коменского, И.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинского, В.А. Сухомлинского и других. Во все времена родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что и сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда.
В. Сатир считает, что семья – единственное место на земле, где все члены семьи ищут гармонии – успокоения раненой души, повышения самооценки и вдохновения на дальнейшие действия.
Одной из важных функций семьи является воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации и развития ребёнка, что подтверждено содержанием статьи 18 «Конвенции о правах ребёнка»: «…Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства — участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений…» [20]. Из статьи следует, что именно родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности социализации и развития ребёнка.
Семья и образовательное учреждение дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей. В учреждениях дополнительного образования ребенок воспитывается, осваивая духовное богатство народной культуры и традиций, источники нравственности и таинства ремесла; это укоренение ребенка во всем лучшем, что накоплено культурой своего и других народов; это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты.
Взаимодействие педагога с родителями служит максимальному вовлечению семьи в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта данного процесса. Это позволяет изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном, сужающейся до материального обеспечения будущих граждан всем необходимым для счастливой жизни. Совместная жизнедеятельность с ребенком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет родителям увидеть своего сына или дочь по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.
Таким образом, эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Особенно важным на сегодняшний день видится создание таких организаций для взрослых и детей, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогически и психологически значимые задачи. Решение этих задач, на наш взгляд, возможно с помощью оптимальной и особенно актуальной формы такой организации как клуб для родителей и детей. Клуб, в котором созданы условия для развития зрелой родительской позиции и формирования детско-родительской общности.
В нашем центре организован родительский клуб, в котором проводятся занятия с родителями. Так как основная цель экспериментальной работы заключается в развитии у детей субъектной позиции, хотелось бы отметить, для того чтобы сформировать субъектную позицию ребёнка необходимо начать с того, чтобы в первую очередь сформировать субъектную позицию у взрослых, непосредственно осуществляющих обучение, развитие и воспитание детей.
Таким образом, идея работы клуба заключается в том, чтобы развивать субъектность ребёнка через формирование субъектной позиции взрослого. Цель работы клуба определяется как создание условий для формирования субъектной позиции родителей.
В процессе работы клуба проводятся занятия с родителями воспитанников центра. В ходе занятий осуществляется знакомство родителей друг с другом, обсуждаются ситуации, возникающие при взаимодействии родителей и детей, раскрываются темы особенностей развития детей на определённых возрастных этапах в различных теориях отечественных и зарубежных психологов, проводятся игры и упражнения, направленные на сплочение группы, на развитие способов общения и взаимодействия с ребёнком.
В организации деятельности родительского клуба педагог-психолог сочетает разные направления, формы и способы работы: диагностическое, просветительское, консультативное и тренинговое направления.
Диагностическое направление.
Опросы, анкеты, тесты дают возможность психологу установить обратную связь с родителями, помогают определить актуальность и перспективы развития родительского клуба на основе этого разработать или скорректировать план работы, т.е.получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей.
Просветительское направление включает лекции и семинары, направленные на передачу теоретических знаний об особенностях развития ребёнка на разных возрастных этапах, его эмоционально-волевой сферы, индивидуальных способностей, а также на повышение социально-культурного уровня знаний в области психологии.
Консультативное направление – групповые и индивидуальные консультации помогают выявить причину возникающих трудностей и найти пути решения конкретных ситуаций. Родители называют консультации - «скорая помощь для родителей» или «ответы профессионала на волнующие вопросы»
Тренинговое направление – тренинги способствуют проявлению положительных эмоций и психологическому раскрепощению, сплочению родительского коллектива, усвоению лекционного теоретического материала, дают возможность каждому участнику высказать мнение, раскрывают перед родителями особенности проявлений и состояний малыша в различных ситуациях.
В процессе работы клуба были выявлены следующие показатели востребованности работы с семьей:
Показатели востребованности работы
родительского клуба «Мы вместе – мы рядом»
Учебный год | 2009- 2010 | 2010- 2011 |
Количество членов клуба | 39 чел. | 44 чел. |
Количество родителей, посещающих лекции | 30 чел. | Данная форма перешла в форму групповых консультаций |
Количество человек, посещающих тренинги: - тренинги для родителей - совместные тренинги для детей и родителей | 30 чел. Данная форма работы отсутствует | 8 чел. 17 родителей 13 детей (шестилетнего возраста) |
Количество родителей, обратившихся за консультациями: - индивидуальные - групповые | 14 чел. 24 чел. | 35 чел. 38 чел. |
Использование различных форм и направлений деятельности позволяет поддерживать у родителей интерес к занятиям - мотивацию, разносторонне рассмотреть особенности детско-родительских взаимоотношений.
Результаты диагностического исследования
динамики развития детско-родительских взаимоотношений.
Уч. год | Получена положительная динамика | Не получена динамика | Получена отрицательная динамика |
2009 2010 | 80% | 20% | 0 |
2010 2011 | 78% | 22% | 0 |
В заключении, подводя итог, необходимо ещё раз подчеркнуть, что взаимодействие учреждения и семьи необходимо для полноценного развития ребёнка и сохранения его психологического здоровья, так как именно во взаимодействии общественного и семейного воспитания проявляется скоординированность действий взрослых, которое помогает ребёнку социально адаптироваться и гармонично развиваться. В тоже время ориентированность взрослых на ребёнка даёт возможность понять и принять его возрастные и индивидуальные особенности, природу поступков и действий, прогнозировать, предупреждать и направлять их. Изменение роли родителя в учебно-воспитательной процессе в стенах учреждения с постороннего наблюдателя на активного участника позволяет непрерывно участвовать в жизни ребёнка. Взрослые и дети вместе занимаются какой-либо деятельностью, вместе обсуждают, решают, переживают неудачи и радуются успехам. Таким образом, создаётся детско-взрослая развивающая общность. Овладение родителями психолого-педагогическими знаниями и оснащение позиции родителя новыми способами действия предоставляет возможность развития личностной зрелости родителя, что, в свою очередь, вносит изменения как в отношения с педагогами, так и со своим ребёнком, улучшая, а в некоторых случаях восстанавливая детско-родительские отношения.
Таким образом, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и консультативно-просветительская работа в области педагогической компетенции родителей и формирования зрелой родительской позиции позволяет повысить эффективность родительского взаимодействия с детьми дошкольного возраста и создать детско-родительскую общность, что подтверждается результатами опросов родителей и педагогов.
Литература.
- Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002. – 162с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – с.50.
- Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М., 1997.- с.76.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. – 200с.
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб, 2002. – 440с.
- Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей// «Вестник. Психология»№4.- 1986.
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. Состав. Т. Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.М., 2005. — 190с.
- Воробьёва К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX- начале XX// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук ГОУ ВПО КГПУ им. К.Э.Циолковского на кафедре педагогики начального обучения. - М.,2007.
- Голованов В.П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи.// «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи» № 10, 2004. – с.27-30.
- Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. Авт.-сост. С. В. Глебова. Воронеж, 2005. — 111с.
- Демьянов Ю.Г.Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб, 1999. – 224с.
- Додокина Н.В., Евдокимова Е.С.. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2007. – 144с.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.– М., 2002. – 120с.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М., 2005. — 95с.
- Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2009. – 256с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2005 – 112с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2008. – 320с.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. – М., 2008. – 112с.
- Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 г. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2008. – 190с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг общения с ребёнком. СПб, 2008. – 176с.
- Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург, 2005. — 143 с.
- Микляева Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. М., 2005. — 76с.
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. - М., 2006. – 144с.
- Монина Г. Б., Лютова- Робертс Е.К.Коммуникативный тренинг. - СПб., 2007. – 224с.
- Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. - СПб,2009 – 80с.
- Павлов И.В.Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб, 2008. – 87с.
- Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. //Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1981. с.61-213
- Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты. – М., 2002. – 672с.
- Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой. – М., 2003. – 230 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 288с.
- Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. - СПб, 2007.- 96с.
- Ситкина И.Г., Савельева В.А. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи.// «Бюллетень»№ 3, 2005. – с. 2-6.
- Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207 с. – с.122 – 148.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка // «Психологическая наука и образование» № 4. - 2005. - C.
- Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт построения метода диагностики родительских позиций// Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? – СПб, 2001.
- Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребёнка// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата психологических наук МППГУ на кафедре возрастной психологии. - М.,2002. – 22с.
- Соловьёв Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс, 1977. – 256с.
- Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций// Семья и формирование личности. – М., 1981.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1986. – 288с.
- Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. //Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988. с.37-61.
- Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Авторы Н. М. Бутырина, С.Ю.Боруха, Т. Ю. Гущина и др. - Белгород, 2004. — 177с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 4-ое издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.
- Фельдштейн Д.И.Социальное развитие в пространстве – времени детства. М.,1997. – 160с.
- Щербич Л.А. Психолого-педагогическая поддержка как позитивная модель взаимодействия семьи и Дома детского творчества.// «Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи» № 8, 2004г. – с.11-12.
- Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модуль диагностика. – М., 2005. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-181724-1358865888.jpg)
Квалификационная работа на тему : "Обучение английскому языку детей дошкольного возраста средствами игры в учреждении дополнительного образования детей"
В данном сборнике представлен теоретический и практический материал, который используется в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Сборник рассчитан на воспитателей дошкольных образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-905562-1489773442.jpg)
Развитие субъектности детей через проектную деятельность
Проектная деятельность как инновационное средство развития субъектности детей дошкольного возраста. Главная задача образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей си...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1166532-1569268200.jpg)
Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/10/picture-799394-1468121212.jpg)
Формирование социальных установок на здоровый образ жизни в учреждении дополнительного образования детей
Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-1014124-1519120385.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»
консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/12/picture-1489036-1697131865.jpg)
Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»
Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»...