Рабочая программа по социальному развитию
рабочая программа (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раздел "Ознакомление с социальным миром" | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»
344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социуму
для детей 4-5 лет (средняя группа)
часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Авторы-составители:
Рогаль М.Г.
Доломанова М.В.
2018 – 2019 г
Пояснительная записка.
С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей о социальных явлениях мы взяли программу «Ребенок в социуме».
Направленность программы социально-коммуникативное развитие.
Целью рабочей программы является: создание условий для развития социально-коммуникативного и эмоционально-психического здоровья ребенка посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действования в нем.
Задачи:
- Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.
- Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам.
- Формировать у ребенка различные способы позитивного социального поведения, которые обеспечили бы ему эмоционально-психологическую уравновешенность и здоровье, адаптацию, взаимодействие, коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение и выхода из конфликта.
- Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях, позволяющий сохранить свое здоровье в различных негативных ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.
- Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к самоактуализации и самоутверждению.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
- Ценностно-ориентированный, предполагающий приоритет общечеловеческих ценностей, ставящих на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное и творческое его развитие, необходимость воспитания личного достоинства и гражданственности.
- Гуманистический, признающий самоценность личности, обеспечивающий условия ее гармоничного саморазвития, реализации ее внутренней и внешней свободы.
- Природосообразности, ориентирующий на понимание отношений – человек, как часть природы, все в мире гармонично взаимосвязано и взаимообусловлено – биологическое, психологическое, социальное и культурное.
- Культуросообразности, обеспечивающий понимание образовательного пространства как социокультурной среды развития и саморазвития ребенка, построенного на общечеловеческих эталонах, выступающих регуляторами отношений в социуме.
- Рефлексивности, суть которого состоит в формировании культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях и поиска возникших ее причин в собственных действиях и поведении.
Объем программы: На основе программных задач региональной программы «Ребенок в социуме» педагоги МБДОУ разработали конспекты занятий. 23 занятия в год. Занятия проводятся 2 раза в месяц по 20 минут, согласно учебного плана.
Средства реализации:
1. Специально организованное обучение. Специалистами и воспитателями разработаны конспекты занятий по всем возрастным группам на учебный год.
2. Совместная деятельность педагога с детьми:
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий , иллюстраций с проблемными ситуациями);
- дидактические, ролевые, подвижные игры, игры-драматизации.
- праздники и развлечения, спектакли;
- детское художественное творчество.
- игровые, имитационные и мимические упражнения.
- реальные и проблемные, игровые ситуации.
- мини среды в соответствии с содержанием программы.
3. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для социально-коммуникативного развития детей.
Планируемые результаты:
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Содержание занятий по социуму
Дата | Название темы | Количество часов | Примечание |
Сентябрь | Занятие 1. «Я и моё имя» | 1 | |
Занятие 2. «Имена моих друзей» | 1 | ||
Занятие 3. «Наши внешние отличия» | 1 | ||
Занятие 4. «Что мы умеем делать» | 1 | ||
Октябрь | Занятие 5. «Отгадайте, кто мы» | 1 | |
Занятие 6. «Моё любимое занятие» | 1 | ||
Ноябрь | Занятие 7. «Мой любимый праздник» | 1 | |
Занятие 8. «Подарки и сюрпризы» | 1 | ||
Декабрь | Занятие 9. «Подарки близким» | 1 | |
Занятие 10. «Цветик - Семицветик» | 1 | ||
Январь | Занятие 11. «Заботливые дети» | 1 | |
Занятие 12. «Друг детства» | 1 | ||
Февраль | Занятие 13. «Что ты чувствуешь?» | 1 | |
Занятие 14. «Разговариваем руками» | 1 | ||
Март | Занятие 15. «Разговариваем телом» | 1 | |
Занятие 16. «Лесной колобок» | 1 | ||
Апрель | Занятие 17. «Лица - маски» | 1 | |
Занятие 18. «Моя семья» | 1 | ||
Май | Занятие 19. «Любящие родители» | 1 | |
Занятие 20. «Кто первый» | 1 | ||
Занятие 23. «Рисуем вдвоем» Диагностика | 1 |
Педагогическая диагностика
Педагогический скрининг на начало учебного года (по образовательной области)
Карты наблюдения.
Электронные ресурсы:
- http://www.maam.ru/
- http://dovosp.ru/
- http://argonika.su/
- http://www.prosv.ru/
- http://www.drofa.ru/
- http://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-46-15
Методическое обеспечение:
Список литературы:
1. УМК Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Психолого-педагогическая литература:
- Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под редакцией Р.М.Чумичевой, Ростов-на-Дону, 1998г.
- Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я – Ты – Мы» Сост. О.Л. Князева. «Мозаика-Синтез, 2005.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор. М. Мозаика-Синтез, 2001г.
- Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие. Бибиотека программы «Детство», С.-Петербург, Акцидент, 1997г.
- Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки», Псков, 1997г.
- Рыбак Е.В. «Вместе». Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия, Архангельск, 1997г.
- Рылеев Е.В. Вместе веселее. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя». М.Линка-Пресс, 2000г.
- Стрелкова Л. Войди в тридесятое царство. Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы. Книга 1, М. Новая школа, 1995г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика, Владос, 1995г.
- Фесюкова Л.Б. От трех до семи. Харьков, Фолио, Санкт-Петербург., Кристалл., 1996г.
- Бильгильдеева Т. Здравствуй цветочный город. Занятия для дошкольников, Кострома, Шк. Психолог № 29, 2000г.
- Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений. Шк. Психолог № 28, 2000г.
- Медведева И. ,Титова Т. Разноцветные белые вороны., М. Семья и школа., 1996г.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа., 1995г.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.Сфера, 1998г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.Новая школа, 1997г.
- Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду. Шк. психолог № 25, 2000г.
- Психотерапевтические сказки – метафоры. О. Хухлаева
Детская литература:
- Е.Благинина «Бабушка – забота».
- С.Михалков «Щенок».
- М.Садовский «Доброе сердце».
- Д.Хармс «Иван Иванович – самовар».
- В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».
- Г. Остер «Вредные советы».
- А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
- А. Седугин «Хитренький Артемка».
- А. Барто «Вовка – добрая душа».
- Сб. «Светлячок».
- Л.Пантелеев «Буква «Ты».
- Ю. Расташанский «Город, где дети не плачут».
- О. Высотская «Мои игрушки».
- Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение.,1984г.
- Наша Книга. Сборник для чтения в семье и в детском саду. М. Детская литература, 1980г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Безопасность»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи: формировани...
Рабочая программа Направление «Социально – личностное развитие» образовательная область «Социализация»
Содержание образовательной области «Социализация» направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через реш...
Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Труд»
Задачи:v развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);v воспитание ценностного...
Рабочая программа"Труд"социально-личностное развитие
Пояснительная записка. В большинстве комплексных вариативных программ дошкольного образования конца XX — начала XXI века отсутствуют разделы, связанные с трудовым воспитанием детей, что является ...
Рабочая программа по социально-личностному развитию «Я и мои друзья"
Цель программы "Я и мои друзья" определяется теми новыми требованиями, которые предъявляют к воспитанию ребенка программа "От рождения до школы". "Каждый ребенок должен вырасти владеющим навыками соци...
Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения....
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....