Рабочая программа по социально-личностному развитию «Я и мои друзья"
рабочая программа на тему

Фролова Наталия Андреевна

Цель программы "Я и мои друзья" определяется теми новыми требованиями, которые предъявляют к воспитанию ребенка программа "От рождения до школы". "Каждый ребенок должен вырасти владеющим навыками социального поведения и общения с другими людьми, быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предложения окружающих, стать свободным и ответственным".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-lichnostnoe.doc426.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №21 «СКАЗКА»

Рабочая программа по социально-личностному развитию

(старший возраст)

Составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

и

программы социально-эмоционального развития дошкольников

«Я-ТЫ-МЫ» О.Л.Князевой

Разработчик программы: воспитатель Фролова Н.А.

г. Серпухов 2013


Программа социально - эмоционального развития  дошкольников подготовительной группы  МДОУ ЦРР - детский сад № 21 «Сказка»

«Я и мои друзья»

Введение

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования ФГТ (федеральными государственными требованиями). Педагог взявший за реализацию этих требований в воспитании дошкольников, должен в полной мере осознать, что он будет выступать для них не только как учитель, но и как человек (носитель определенных нравственных ценностей). Невозможно развивать уверенность в себе к детей, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Воспитатель - самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: умом, красотой, добротой. Это не удивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от главного - взрослого.

1. Предлагаемая программа образовательной деятельности продолжается и в совместной и самостоятельной деятельности (прогулки, игры, режимные моменты, праздники и т.д.). Актуальность программы в выявлении уровня социально -эмоционального развития детей, насколько разрабатывается содержание социально - эмоционального развития дошкольников, разрешение социальных проблемных ситуаций, усвоение способов жить среди людей.

Программа ориентирует воспитателя на необходимость выстраивания целостного воспитательно - образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества. Воспитатель должен постоянно поддерживать ребенка в разных

ситуациях - как в случае успеха, так и неудачи. В любой ситуации взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

2. Результатом программы является осознанное восприятие своих собственных эмоции, а также понимание эмоционального состояния детей. Воспитатель знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как средством для проявления эмоционального состояния других. Социальные навыки проявляются в развитии умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения на основе общения, на основе которых в дальнейшем складываются этические ценные формы общения; помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора, способствуют осознанию причин конфликтов. Обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения. Программа направлена на реализацию эффективной совместной деятельности, представлены методические приемы, которые помогут спланировать деятельность (игровую, предметно - практическую, музыкальную и др.), а также создавать условия для возникновения самостоятельной деятельности.


Цель программы «Я и мои друзья» определяется теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию ребенка программа «От рождения до школы». Каждый ребенок должен вырасти владеющим навыками социального поведения и общения с другими людьми, быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предложения окружающих, стать свободным и ответственным.

Программа состоит из трех основных разделов:

  • «Уверенность в себе»
  • «Чувства, желания, взгляды»
  • «Социальные навыки»

1        раздел. Уверенность в себе - предлагает помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим. Педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в различных ситуациях - как успехах, так и неудачах и помогать поверить в свои силы.

Становление индивидуальности ребенка, его «Я» начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов. Педагогу очень важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в различных жизненных ситуациях, видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.

Уверенность в себе связана с представлениями человека о его внешних и внутренних особенностях. Знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что - то особенно приятное. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребенок начнет лучше понимать, как важно самому быть хорошим другом и что для этого нужно.

2        раздел. «Чувства, желания, взгляды» - поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами  которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.

Очень важную роль в воспитании предусматривает использование сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети, с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в некоторых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

3 раздел. «Социальные навыки» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Чтобы обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников необходимо формировать коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, помогает понять, как легко может возникнуть ссора, способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения. Дети старшего и среднего возраста знакомятся с правилами этикета. Очень важно, чтобы педагог мог помочь детям осознать, что за принятыми правилами поведения обуславливается лишь внешний слой общения. Хорошие манеры только приятны окружающим, за ними скрывается очень полезные способы регуляции межличностных отношений; деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям других.

Программа «Я и мои друзья» носит рекомендательный характер, т.е. задает основу планирования педагогического процесса. Она рассчитана на детей 6-7 лет подготовительной группы на один год. Три раздела программы связаны между собой, их содержание постоянно перекликается.

3. Контроль над результатами программы. В программе предлагаются тематические планы работы с детьми как на непосредственно - образовательной деятельности, так и в нерегламентированной. При этом основными видами деятельности являются: игра, изобразительная и театральная деятельность, ручной труд.

Вместе с тем программа «Я и мои друзья» в силу ее особой значимости для развития личности ребенка, требует соблюдения следующих основных принципов:

  • системность. В течение года работу по программе следует проводить систематически. Педагог может распределить ее в течение дня. Проводить специальную деятельность по социально - эмоциональному развитию с использованием конспектов программы «Я и мои друзья». Однако следует учесть спонтанно возникающие ситуации и способности, где потребуются дополнительные объяснения на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
  • интеграция программного содержания. Программа «Я и мои друзья» может быть реализована как самостоятельная парциальная программа. В тоже время -может выступать составной частью какой - либо комплексной программы. Для большей эффективности реализации программы необходимо использовать разнообразные формы работы: специально - организованную деятельность, игры, развлечения, отдельные режимные моменты и т.д. Главное, чтобы программа естественно и органично вписывалась в целостный педагогический процесс.
  • координация деятельности педагога. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть с определенными темами, избегая повтора. Важной особенностью программы «Я и мои друзья» является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально - эмоциональным опытом. Педагог должен постоянно наблюдать за эмоциональным состоянием детей: дифференцировать программный материал. Важно объединять содержание деятельности детей по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями. Специфичность содержания программы требует особого внимания педагогов к работе с родителями. Очень важно, чтобы родители знали основные цели программы, осознали значение социально - эмоционального развития для всей последующей жизни ребенка. Перед педагогом стоит особая задача - заинтересовать родителей новыми перспективами развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Необходимо заранее выделить основное программное содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, выбрать адекватные ему формы взаимодействия с родителями.
  • родительские собрания. Проводить родительские собрания связанные с тематикой программы, информируя родителей об успехах детей, проблемах, привлекать родителей к совместной работе, то эти собрания будут очень полезными и интересными. На таких коллективных встречах целесообразно использовать каждый удобный повод для привлечения родителей и участию в совместной работе.
  • индивидуальные беседы. Педагог проводит с родителями ежедневные индивидуальные беседы, но больше внимания уделяет беседам с родителями проблемных детей. Работая по данной программе, мы стремимся к контакту с родителями каждого ребенка. Предлагая родителям ту или иную тему беседы с ребенком.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. И.В. Бачков «Психология для малышей» М. Педагогика - Пресс 1996г.
  2. А. Давыдов «Играя, растем и умнеем» М. ACT 1997г.
  1. А.Б. Добровин «Воспитателю о психологии и психологии общения» М. 1997г.
  2. А.В. Запорожец «Эмоциональное развитие дошкольников» М. Просвещение 1985г.
  1. Л.В. Зимбардо «Застенчивость» М. Педагогика 1991г.
  1. О.Л.    Князева   «Программа   социально   -   эмоционального   развития дошкольников» М. Мозаика - Синтез 2003г.
  1. О.Л. Князева «Веселые, грустные (4-5л)» М. Дрофа 1998г.
  1. Е. Коротаева «Хочу, могу, умею! Обучение, погружение в общение» М. К.С.П. 1997г.
  2. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль. Академия развития 1996г.

10.М. Кузнецова «Уроки вежливости Барнаул» БПУ №2 1998г.

11.Т.Д. Пашкевич «Социально - эмоциональное развитие детей 3-7 лет»

Волгоград. Учитель 2012г. 12.В.А. Петровский «Учимся общаться с ребенком» М. Просвещение 1993г. 13.А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» М. Просвещение 1982г.


Тема: «КТО Я ТАКОЙ»

Задачи:

1.        Развивать у детей положительные представления о себе (Я - это я! Я - уникальный!).

2.        Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различия с другими (родными, сверстниками).

3.        Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам (семья, друзья, сверстники и др.) и об отведенной каждому роли в них.

Приемы и методы совместной деятельности.

Рассматривание себя в большое зеркало. Беседа о внешности:

  • Чем ты похож, а чем не похож на других?
  • Как другие люди узнают тебя? Как ты узнаешь других?
  • Что есть особенного в тебе, в других? Что одинаково?
  • Что тебе нравится? Что нравится другим?

  • Сравнивание отпечатков лап животных и ладошек (ступней) детей.
  • Игра «Говорящее зеркало» (ребенок, глядя в зеркало, опи сывает свою внешность от имени зеркала).

-        Ну зачем ты вымыла, - обижается внук, - я бы вымыл немного погодя.

Бабушка не ответила...»

Воспитатель. Как вы думаете, почему обиделась бабушка на внука? Если Сережа был действительно занят, то что он должен был сказать? (Ответы детей.)

- Ваши родители, как и бабушки и дедушки, хотя бывают иногда строги из-за вашего непослушания или от усталости, тоже нуждаются в вашем внимании и заботе. Как можно проявить заботу и внимание? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает сделать сюрпризы, подарки для членов своей семьи.


Тема: «ЧТО ТЕБЕ НРАВИТСЯ»

Задачи:

  1. Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх и занятиях; в еде; по отношению к животным, растениям, сказкам.
  2. Сравнить свои вкусы и предпочтения со вкусами и предпочтениями других.
  3. Расширять представления детей об органах чувств и ощущениях.

Приемы и методы совместной деятельности. •Чтение с последующим обсуждением:

  • В. Сухомлинский. «Что лучше?», «Пусть будет и соловей, и жук» (Хрестоматия по этике. - М. : Педагогика, 1990);
  • В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
  • В. Даль. «Обыкновенный, странный», «Разные колеса», «У тебя самого свой ум»;

-        К. Ушинский. «Четыре желания».

• Беседы: «Твоя любимая еда», «Твое любимое занятие», «С кем ты хочешь подружиться?», «Дом, в котором ты живешь», «Животное (растение), которое тебе нравится» и т. п.

•Любимая игр (объединение детей по интересам).

Проводится обсуждение игр, на основе чего формулируется вывод: у многих детей есть общие любимые игры.

•Рассматривание и заполнение таблицы «Мне это нравится» (Рылеева   Е.    Практическая энциклопедия семейного воспитания. - М: Акалис, 1996. - С. 63).

• Игра «Что мне нравится - не скажу, а покажу». (Ребенок изображает действием свои предпочтения, другие дети угадывают.)

•Дидактические игры:

-        «Угадай на вкус (на ощупь)» (определение на вкус (или на ощупь) предмета, продукта);

-        «Узнай предмет по звуку»;

  • «Что откуда?» (определение предметов по запаху: душистое мыло, зубная паста и т. д.);
  • «Красивое — некрасивое». (Детям дается возможность отобрать в одну коробочку картинки с изображением того, что они считают красивым, а в другую - те картинки, на которых изображено то, что они считают страшным, непривлекательным.)

•Приготовление винегрета.

•Рисование на тему «Вкусное или невкусное».

•Беседа об органах чувств (РылееваЕ. Практиче ская энциклопедия семейного воспитания. -М.: Акалис, 1996. -С. 61; Юдин Г. Главное чудо света. - М.: Монолог, 1994).

•Игра-занятие «Моя любимая игрушка».

(Дети приносят в детский сад любимые игрушки. Воспитатель предлагает им сесть в круг и рассказать, почему они любят именно эту игрушку, как они любят с ней играть, с помощью мимики и пантомимы показать, как относятся к своей игрушке.)

 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

В гости к детям приходит добрая волшебница.

Волшебница. Я принесла вам подарок, а какой,

попробуйте отгадать.

Этот предмет волшебный, чудесный, Взрослым и детям, конечно, известный. Смотрится каждый в него очень часто: «О, как я выгляжу прекрасно!» Конечно,  это  зеркало.  Почему я принесла его?

Правильно, потому что в нем можно увидеть свое

отражение. Что самое дорогое для человека? (Самое

дорогое для меня это я сам.)

•        Игра «Мое тело» (см. выше).

  • Игра «Чудесный мешочек» (с помощью тактильных ощущений рук отгадать, какой предмет спрятан).
  • Игра «Что услышал? Расскажи» (угадать предмет по звуку).

Вывод: все части тела человеку необходимы и важны.

•        Заполнение плаката «Что мне нравится и что не нравится».

Добрая волшебница приглашает детей в сказку. Она предлагает выбрать костюм какого-либо персонажа и нарядиться так, как кому больше нравится.

•        Инсценирование сказки костюмированными персонажами.


Тема: «СТРАШНО»

Задачи:

  1. Помочь детям научиться справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего они боятся.
  2. Помочь понять причины возникновения страхов и осознать то, что страх — это иногда полезное чувство,
  3. Расширять представление об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них.

Приемы и методы совместной деятельности. •Чтение с последующим обсуждением:

  • Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров»;
  • Б. Заходер. «Кискино горе»;
  • С. Черный. «Когда никого нет дома»;
  • Д. Хармс. «Очень страшная история»;

  • Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича Длинный нос и про Мохнатого Мишу Короткий хвост»;
  • Э. Хагарт, «Мафии и паук» (Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет /подред. Н. П. Илъчука, 1996. - С. 85, 107, 122, 141, 262, 551);

-        «Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка);

-        С. Маршак. «Чего боялся Петя?», «Сказка о глупом мышонке»;

  • Е.Чарушин. «Трус», «Страшный рассказ»;
  • «У страха глаза велики» (сказка);
  • «Пых» (белорус нар. сказка);

-        К. Чуковский. «Муха-цокотуха», «Айболит и воробей».

•Использование игр и упражнений на снятие страхов и повышение уверенности в себе: «Качели», «Художники и натуралисты», «Жмурки» и др. (Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1996; Чистякова М. И. Психогимнастика. М; Просвещение, 1989).

•        Беседы на темы: «Страх - иногда полезное чувство», «У страха глаза велики», «Чего и кого я боюсь».

  • Обыгрывание ситуаций с целью формирования у детей общих представлений о том, как надо себя вести в опас- пых ситуациях (игры с огнем, поведение на воде, выглядывание из окон, поведение на дороге и т. п.).
  • Рисование на тему «Нарисуй то, чего ты боишься» (задание проводится индивидуально или с маленькой (3-4 ребенка) группой).

Ребенок изображает свой «страх» на листе бумаги, а за тем уничтожает его медленно рвет этот листок пополам, еще пополам и так до мелких кусочков. Можно закрашивать или зачеркивать изображение до полного исчезновения.

•        Использование  различных видов театра для обыгрывания ситуаций: «Один дома», «Один в лесу», сюжетов литературных произведений и др. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

I вариант

Дети с воспитателем садятся в круг и непринужденно бе седуют на свободную тему. Вдруг слышится «страшная» му зыка (И.-С. Бах. «Токкато», «Фуга ре-минор»; М. Мусоргский. «Баба Яга»). Воспитатель наблюдает за реакцией детей и предлагает им взяться за руки, чтобы не было страшно.

  • Какой характер (настроение) у музыки?
  • Что вы чувствовали, когда звучала музыка?
  • Испытывали ли вы раньше чувство страха?
  • В каких ситуациях? (Ответы детей.)

-        Не нужно стесняться своих страхов, лучше с кем-то поделиться, и от этого сразу становится легче.

Чтение стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя».

-        У Пети такие же страхи, как у пас: мы тоже боимся темноты, одиночества, громких неожиданных стуков и т. д.

Рисование своих страхов с последующим обсуждением, что изобразили. Затем воспитатель предлагает сжечь, порвать рисунки. II вариант

Кукольный театр: белорусская народная сказка «Пых».

Беседа по вопросам:

-        Какое чувство возникло у деда? Как вы думаете, почему?

-        Какое чувство возникло у Аленки, когда она услышала звук? Почему Аленка не испугалась?

-        Какое чувство пришло на смену страху у деда и бабы? Упражнение «Найди пиктограмму».

-        Вам когда-нибудь было страшно? Выберите пиктограмму страха, расскажите об этом.

- Что вы делаете, когда страшно? Можете показать нам?

Рассказ воспитателя о своем страхе в детстве, о том, как она преодолела его.


Тема: «ДРУЖБА»

Задачи: развивать представления детей о дружбе, о радости общения; учить позитивным приемам, поддерживающим общение со сверстниками и приносящим радость другим (подарок, внимание, слово и т. д.); способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прощании; помочь им понять, что это не только правила вежливости, но и способы установления взаимоотношений с другими людьми; поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуациях.

Приемы и методы совместной деятельности.

•Чтение:

-        В. Драгунский. «Он живой и светится» (Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1990);

  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • «Как собака друга искала» (морд. нар. сказка);
  • «Зимовье» (рус. нар. сказка);
  • С. Маршак. «Усатый-полосатый»;

-        Г. Ладонщикова «Дружу с мальчиками», «Приходи ко мне играть».

-        «Заяц и еж» (сказка).

•Беседы:

-        «Годится ли для подарка вещь, которая тебе не нужна?»;

-        «Как вести себя за столом»;

-        «Что надеть в гости» ит. д.

•Игра «Узнай, о ком расскажу».

Воспитатель описывает внешность кого-либо из детей, а дети, разглядывая себя в зеркало, узнают, о ком идет речь.

•        Игра «Нарисуй себя» (дети, рассмотрев себя в зеркале, рисуют).

•Рассматривание автопортретов и портретов детей:

-        Кто нарисован? Почему вы так думаете? Как вы догадались? По каким признакам вы смогли это определить?

•        Игра «Укрась себя».

Воспитатель предлагает детям подумать и нарисовать себя такими, какими они хотели бы себя видеть на карнавале.

•Рисование себя в полный рост.

Один ребенок ложится на большой лист бумаги, другой обводит его тело. Затем каждый дорисовывает свое изображение по желанию. Например, изображает себя с длинными волосами, с другим цветом глаз, то есть таким, каким бы он хотел себя видеть. Дети применяют краски, бросовый материал: лоскутки, цветную бумагу, коробочки и т. п.

•        Игра «Преобрази себя».

Дети изменяют свою внешность, используя грим, парики, украшения и др.

•Дидактические игры:

  • «Узнай себя лучше». (Дети сравнивают себя по строению тела, росту, используя для этого различные мерки, обводя силуэты друг друга на бумаге.)
  • «Чьи глаза?» (На фотографии закрыта нижняя часть лица. Дети по глазам узнают, кто это.)
  • «Мое настроение» (определение настроения по выражению лица).

•Игры-тренинги: «Подружись», «Как принять гостей», «Как вести себя в гостях» и др.

Можно придумать вместе с детьми возможные диалоги, возникающие в подобных ситуациях - вежливые и не очень. Следует обратить внимание на то, что одни и те же высказывания могут восприниматься разными собеседниками по-разному: как вежливые, грубые, смешные, обидные.

•Коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование).

  • Рисование: «Автопортрет», «Портрет друга», «Мря семья».
  • Игра «Волшебный цветок».

Кукла (или другой персонаж) расстроена тем, что с ее волшебного цветка опадают лепестки, потому что каждый лепесток - это волшебное ласковое слово. Кукла все эти слова забыла. Каждый ребенок, называя ласковое слово, приклеивает лепесток к цветку.

    •Сочинение историй про себя и своих друзей.

•Совместное изготовление книги о жизни детей в семье и в детском саду с привлечением родителей к ее созданию (сочинение дополнительных текстов, изготовление рисунков, подбор фотографий и др.).

•        Подвижные игры на сотрудничество (эстафеты, хороводные игры и т. д.).

•        Игра «Угадай, кто мой друг».

Ребенок дает словесное описание своего друга, перечисляет его любимые игры, увлечения, а остальные дети угадывают, о ком идет речь.

•Рассказ воспитателя о своем друге.

•Игра «Найди пару».

У каждого ребенка контурный рисунок рукавицы. Необхо димо объединить рукавицы в пары и вдвоем раскрасить их.

•Пение песен о дружбе с использованием записей. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

•        Игра «Наседка и цыплята».

Дети («цыплята») присаживаются на корточки лицом в круг, в центре сидит воспитатель, изображая наседку.

Воспитатель. Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (прикасается к одному из детей) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупе было так тесно!». (Ребенок изображает действий цыпленка.)

Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие бровки, он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок передает состояние этого цыпленка.)

Третий цыпленок появился на свет и сразу же расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупе, а тут так много места, всюду опасности. (Этот ребенок и следующие выбранные воспитателем дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.)

Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный-, яркий мир вокруг!»

Пятый цыпленок, вылупившись из яйца, сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них - ему все было интересно.

Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задержал.

Звучит музыка. Дети выполняют произвольные движения. •Беседа:

  • Как вы думаете, эти цыплята - дружные ребята?
  • Что значит быть дружными?
  • Как называют тех, кто дружит?

Воспитатель предлагает детям выбрать фотографию своего друга.

  • Почему ты считаешь его своим другом?
  • Что твоему другу нравится в тебе?
  • Как вы помогаете друг другу?

-        Представьте себе, что вы с другом идете по дороге и видите столб. А на столбе три таблички: «Налево пойдешь - красивую игрушку найдешь. Направо пойдешь - с другом навсегда расстанешься. Прямо пойдешь - сделаешь добро своему другу». Какую из дорог вы выберите? Почему? (Проигрывание ситуаций.)

-        Как вы думаете, ребенок может иметь взрослого друга (например, маму, папу)? Что вы вместе с ними делаете?

•   Инсценирование   рассказа   Ю.   Ермолова «Два пирожных». «Мама вошла в комнату.

-        Помогите мне, дочки, вымыть посуду.

Старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая Оля лепта из пластилина булочки и крен дельки. Мыть посуду им не хотелось. Но Оля решила: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду». И пошла на кухню.

  • Я сейчас приду, только дочитаю, - отозвалась Наташа. Вскоре Оля вернулась за Наташей.
  • Что же ты не идешь? Мы с мамой почти всю посуду перемыли.

-        А меня здесь нет, я путешествую по Африке. Постояла Оля около сестры, вздохнула и ушла на кухню.

Вымыв тарелки, она убрала их в буфет и принялась за лепку.

  • Ну вот я и дочитала. Чем это ты губы вымазала? -поинтересовалась Наташа.
  • Кремом, - похвалилась Оля, - я два пирожных съела: одно за себя, другое за тебя.

-        Зачем же за меня?

  • Мама велела. Она сказала, что еще неизвестно, когда ты вернешься из Африки, а пирожное с кремом может испортиться».
  • Какая из сестер оказалась для мамы лучшим другом? Почему?


Тема: «ГРУСТНО»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
  2. Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей, обстоятельства.
  3. Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению.

Приемы и методы совместной деятельности.

•Чтение художественных произведений:

  • С. Маршак. «Котята»;
  • Л. Толстой. «Птичка»;
  • К. Чуковский. «Бармалей», «Тараканище»;
  • Е. Еремин. «Злодей».

•Слушание музыкальных произведений: П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Похороны куклы».

• Обсуждение реальных и смоделированных педагогом ситуаций.

Например:

«Девочка пришла в детский сад после болезни с очень короткими волосами, ей очень одиноко и неуютно, так как все над ней смеются».

Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, говорят при этом добрые слова.

•Игра «Угадай настроение».

Детям раздается комплект картинок с изображением различных эмоциональных состояний литературных персонажей, они угадывают их настроение (грустный, веселый, спокойный).

•        Использование различных видов театра с по следующим        обсуждением       эмоциональных состояний  персонажей.  Например,  можно  поставить сказки «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка» и др. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

•Игра «Маски эмоций».

Дети рассматривают маски с различными эмоциями (гру стный, радостный, злой, спокойный и т. д.), определяют со стояние, называют его признаки (мимика, жесты).

•        Игра «Грустный. Счастливый».

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что бывают общие, а бывают личные причины радостных и грустных переживаний для тех или иных людей.

•        Рисование на тему «Грустный и радостный день в моей жизни» (листок делится пополам, на одной стороне рисуется грустное событие, а на другой - радостное).

Воспитатель и дети рассматривают рисунки, анализируют их содержание, обращая внимание на разный цвет, используемый в рисунках, передающий радостное и грустное настроение.

«Девочку не принимают играть. Она чувствует себя очень несчастной, и ей кажется, что ее никто не любит». И т. д.

•Беседа на тему «Грустно».

  • А вам было когда-нибудь грустно? Почему?
  • Что помогло вам преодолеть грусть? И т. д.

•Игра «Грустный, счастливый».

Дети стоят в кругу. По очереди передают мячик, заканчивая фразу:

  • Радуюсь, когда...
  • Я грущу, когда...

•Игра «Вернисаж».

Дети рассматривают картины и рассказывают о настроении, чувствах, появляющихся при этом.

•Слушание музыкальных картинок.

Дети слушают разнохарактерные музыкальные фрагменты из классических произведений. В зависимости от настроения, вызванного музыкой, поднимают карточки с условными изображениями эмоциональных состояний.

•Сюжетные картинки «Счастливый, грустный».

Ребенку предлагается изобразить в пустом овале на кар точке мимику, соответствующую эмоциональному состоянию, связанному с ситуацией, изображенной на картинке (например: мальчик разбил вазочку, девочка получила подарок и т. д.).

•Игра «Волшебные слова».


Тема: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Задачи: продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности, о зависимости людей друг от друга; учить высказываться о своих чувствах, желаниях, предпочтениях; помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, безобразно, интересно, скучно, вкусно, ужасно, хорошо, плохо; показать, как легко могут возникать конфликты, какие существуют возможности избежать их; воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе.

Приемы и методы совместной деятельности.

•Чтение с последующим обсуждением:

  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Л. Толстой. «Мальчик играл...», «Мальчик стерег овец...»;
  • А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • С. Маршак. «Пограничники», «Вот какой рассеянный...»;

  • «Три поросенка» (англ. нар. сказка);
  • С. Михалков. «А что у вас?», «Дядя Степа»;

  • «Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка);
  • «Колосок» (укр. нар. сказка);
  • Е. Серов. «Нехорошая история».

  • Рассматривание картин, иллюстраций, комиксов, на которых отражены хорошие и плохие поступки.
  • Обсуждение реальных и смоделированных педагогом ситуаций с целью формирования умения вести себя в соответствии с правилами поведения («Поделись с другом», «Маленькие помощники», «От улыбки станет всем теплей» и др.).

•Составление рассказов «Как я помогаю маме (папе, бабушке)», «Как я забочусь о своем друге (кошке, собаке)», «Я дежурный» и т. п. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Материал: четыре картины (могут быть иллюстрации к произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»): «Мальчик порвал книгу, мяч, сломал игрушки», «Мальчик защищает малыша от драчуна», «Девочка-грязнуля», «Дети играют вместе».

•Обсуждение иллюстраций.

  • Что нарисовано на этих картинах?
  • Нравятся ли вам эти ребята или нет? Почему?
  • Кого из них можно назвать друзьями?

  • Почему девочка такая грязная? Может ли она быть чьим-то другом?
  • Она неаккуратная или испачкалась, помогая кому-нибудь?

В конце занятия дети исполняют песню В. Шаинского на слова М. Танича «Когда мои друзья со мной».


Тема: «ССОРА»

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и др.).
  2. Показать, как легко возникает спор.
  3. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться).

Приемы и методы совместной деятельности.

•Чтение с последующим обсуждением:

  • В. Сутеев. «Мешок яблок»;
  • Е. Серов. «Нехорошая история»;
  • Г. Остер. «Хорошо спрятанная котлета»; -А. Милн. «Винни-Пух и все, все, все».

•        Беседы: «Докучать и дразнить», «Чью сторону ты примешь?», «Ты поссорился!».

  • Спорил ли ты когда-нибудь? Почему? Что ты чувствуешь в такие моменты и что ты думаешь об этом?
  • Что ты делаешь (чувствуешь), если видишь, как спорят другие? Как можно работать вместе?
  • Как следует себя вести?
  • Умеешь ли ты постоять за себя?

•        Обсуждение реальных и смоделированных педагогом ситуаций: ребенок толкается, отбирает игрушку, облил другого водой и т. д.

  • Как вы думаете, почему это произошло?
  • Как можно было поступить иначе?
  • Как можно избежать ссоры? •Изготовление масок «Сердитыелица».

•        Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением:

  • Как ты думаешь, они поссорились или помирились? Почему?
  • А как тетерь их помирить? Что они скажут друг другу?

•        Инсценирование сказки «Упрямые козлики».

•        Придумывание историй на тему «О чем спорят лю ди (звери)?». (Детям предлагается придумать диалог по иллюстрациям в книгах, фотографиям, комиксам, на которых изображены спорящие люди.)

•Игры, способствующие сотрудничеству:

•        «Парашют».

  1 вариант.

Восем - десятъ человек берутся за края ткани или одеяла. Надувной мяч помещается в центр ткани. Совместными усилиями дети стараются заставить мяч подпрыгивать или прокатиться по краям «парашюта» так, чтобы он не упал.

2 вариант. В центре ткани делается такое отверстие, через которое может проходить мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить мяч попасть в отверстие так, чтобы он не упал с краю.

•        «Пузырим».

Взявшись за руки по 3-4 человека, дети образуют небольшие крути - «пузырьки». Передвигаются по группе, спортзалу, коридору так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками». Каждый «пузырек» придумывает свои движения.

Игры на развитие тактильных ощущений:

•        «Обжималки», «Рисунки на сливе», «Массаж» и т. д.

•        Игры с правя нами.

•        Решение задач по правилам этикета (например, как вести себя в транспорте, театре и т. д.).

•Пение песен о дружбе (например, «Песенка дру зей», «Дружба крепкая» В. Шаинского и др.). СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

•Театрализованная   деятельность   по   сказке «Два жадных медвежонка». •Беседа:

  • Как вы думаете, почему медвежата остались голодными?
  • Как можно было поступить иначе? (Детям предлагается модель сыра (из пластилина) и создается такая же ситуация, как в сказке.)
  • Вы когда-нибудь ссорились с кем-нибудь? Расскажите!
  • Что ты чувствуешь, когда споришь? Как ты пытаешься прекратить спор?

•Раскрашивание изображений вещей в парах (носки, сапоги, сандалии, ботинки, варежки, перчатки, тапочки и т. д.).


Тема: «ИЗМЕНИ СЕБЯ»

Задачи:

  1. Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.
  2. Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряженье, украшение себя чем-либо й т. д.).
  3. Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.
  4. Поддерживать интерес к событиям из своего детства, к своему будущему и настоящему; способствовать повышению уверенности в себе.

Приемы и методы совместной деятельности. •Чтение с последующим обсуждением:

-        Г. Цыферов. «Пугало» (Дошкольное воспитание. — 1995.-№1.-С. 97);

  • В.Бианки. «Лесной колобок - Колючий Бок»;
  • С. Козлов. «Необыкновенная весна»;
  • Н. Матвеева. «Онаумеет превращаться» (Дошкольное воспитание. -1997. -№ 11.-С. 102,104);
  • С. Силин. «Светло-зеленая мышь» (Дошкольное воспитание. - 1998. № ц. _ с 133);
  • С. Козлов. «Такое дерево» (Дошкольное воспитание. -1998,-№1,—С. 88).

•Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

(Разложить по порядку картинки, обозначающие, основные возрастные отличия: новорожденный, младенец, малыш раннего   возраста,   дошкольник,   младший   школьник, подросток, юноша, мужчина, пожилой человек, старик.) •Использование этюдов, пантомим, упражнений:

  • «Догадайся, кто я» (ребенок в движении изображает кого- либо (клоуна, старушку, животного и др.), остальные дети угадывают, кого он изображает);
  • «Из семени в дерево» (Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1996. - С. 196);
  • Танцевально-двигательные        и телесно-ориентированные техники («Водный карнавал», «Воздушный бал», «Дискотека кузнечиков

  • Игра «Дизайнеры» (Там же, с. 100); -Игра «Жмурки» (Там же, с. 101) и др.;
  • «Психогимнастика» (Чистякова М. И.) •Рисование своего силуэта в полный рост. •Изготовление масок.

• «Театр эстрады». Ряженье и гримирование под знакомых артистов, сказочных персонажей.

•Рассказ воспитателя о своем детстве с показом фотографий.

•Сочинение историй (стихов) про себя и своих друзей.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Материал: большие и маленькие зеркала; карандаши или фломастеры; игрушка Гном.

На занятие к детям приходит гном Весельчак. Он недавно фотографировал детей и сегодня должен был принести фото графии, но они у него не получились. Гном расстроен, так как ему очень хотелось оформить красивый альбом, поместив в него портреты всех детей группы.

Воспитатель. Что может утешить гнома Весельчака? Сделайте для гнома свои портреты. Весельчак будет очень рад. Он просит изобразить себя так, чтобы сразу можно было догадаться, где чей портрет. Рассмотрите свои отражения в большом зеркале и выделите отличительные особенности.

  • Какой у кого цвет волос, глаз, какой овал лица, прическа?
  • Используя маленькие зеркала, нарисуйте свои портреты.

Готовые рисунки развешивают, Весельчак пытается уга дать, где, чей портрет.

Воспитатель. Все портреты получились замечательные, разные, как и вы сами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Безопасность»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:      формировани...

Рабочая программа Направление «Социально – личностное развитие» образовательная область «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через реш...

Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Труд»

Задачи:v  развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);v  воспитание ценностного...

Рабочая программа"Труд"социально-личностное развитие

Пояснительная записка. В большинстве комплексных вариативных программ дошкольного образования конца XX — начала XXI века отсутствуют разделы, связанные с трудовым воспитанием детей, что является ...

Программа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам поведения в обществе на основе гуманистических ценностей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ком...