Развитие экономической грамотности у дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)
Рекомендую начинать финансовое обучение детей с младшего возраста. Очень много зависит от того как ребенку с детства дадут правильное понятие о финансах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
![]() | 25.61 КБ |
![]() | 17.16 КБ |
![]() | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры:
необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Список используемой литературы:
1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
2. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие..
3. А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»
4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
Предварительный просмотр:
Цель: развитие у дошкольников экономической грамотности.
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .
2.Закрепить знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево».
3.Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.
4. Активизировать усидчивость, старательность,
аккуратность, желание достигать качественного результата.
5.Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей
6.Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.
7.Создавать у детей радостное настроение.
Предварительная работа:
-Лепка посуды (чашки, миски, тарелки) из соленого теста.
-Знакомство с гжельской росписью, с ее элементами. Разучивание «закличек».
-Знакомство с понятие «Монета», « банкнота»
-Заготовки посуды из соленого теста. Гуашевые краски, кисти, баночки с
водой. Иллюстрации гжельской росписи,
Материал:
-Заготовки посуды из соленого теста.
- Гуашевые краски, кисти, баночки с водой.
-Иллюстрации гжельской росписи,
- Шары, муляжи, продуктов, кассы, монеты из пластмассы
-Картинки с изображением продуктов.
-Фишки в виде монет.
Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышится плач.
Входит девочка и плачет.
Воспитатель:
Здравствуй, девочка
Девочка.
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
Как тебя зовут?
Что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Девочка.
Мне мама попросила купить в магазине продукты, а я шла и потеряла монеты, и я не смогу ничего купить. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель
Ну что, ребята, поможем нашей Настеньке?
Ответы детей
Воспитатель
А что такое монеты?
Ответы детей.
- Это деньги.
Ребята, а какие бывают монеты?
Ответы детей
Круглые, металлические.
Воспитатель:
- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства ,
Скажите, пожалуйста, а какие еще бывают деньги
Ответы детей
Банкноты.
А какие бывают банкноты?
Ответы детей.
Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Воспитатель.
Как вы думаете, почему наша Настенька, потеряла монеты.
Дети.
Потому что она носила их в кармане, а он оказался дырявый.
Воспитатель:
Ребята, а где нужно носить деньги?
Ответы детей
В кошельке.
Воспитатель.
Правильно , они лежат у нас в кошельки в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них.
Дети рассказывают о пластиковых карточках, о их назначении.
Воспитатель:
А где еще люди хранят деньги?
Ответы детей
В банке.
Воспитатель:
Замечательно.
А давайте сейчас поиграем в игру:
Словесная игра « Скажи наоборот»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель.
Ребята, как появляются деньги у людей?
Ответ
Получают зарплату.
Как вы думаете, за что платят зарплату?
Ответы детей
Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.
Воспитатель:
Чтобы помочь нашей Настеньке, нам тоже нужно потрудиться. Мы с вами раскрасим уже готовую посуду, которую лепили на прошлом занятии. Мы украсим свою посуду росписью Гжель, а потом отправимся продавать свои изделия на ярмарку. Надо постараться украсить свою посуду аккуратно, красиво, чтобы дороже ее продать. Ведь дорого стоит только товар высокого качества, некачественные изделия называют браком, и они ничего не стоят. (Дети усаживаются за столы).
Воспитатель приглашает участвовать в росписи посуды Настеньку.
Воспитатель:
Давайте мы с вами возьмем кисти, вспомним, какие основные цвета используют в росписи, ее элементы, и украсим свою посуду. (Выставить демонстрацию росписи в качестве наглядного пособия)
Дети выполняют задание
.Молодцы, вы хорошо постарались, теперь мы отправляемся на ярмарку, чтобы продать свой товар и на вырученные деньги, купить нужные продукты для нашей Настеньки.
Физминутка
Дружно, весело шагаем …(марш)
Раз-два-три!
На ярмарку мы попадаем
Раз-два-три!
Все ребята хоть куда
Раз-два-три!
Гжельские мы мастера.
Посмотри!
Зал украшен празднично, развешены шары. Дети ставят на столы свой товар и рекламируют его.
Одни дети продают товар, а другие покупают. Покупатели, объективно оценивают результаты («старался», «очень красиво выполнил»,
«работа высокого качества»» и т. Д.) Дети получают «деньги» (фишки – монеты), складывают в большой кошелек, а затем отдают его Настеньке.
Воспитатель:
Вот, Настенька, бери деньги, которые мы заработали сами, а теперь мы вместе отправимся в магазин за продуктами.
Скажите, как называется магазин, где можно купить продукты ?
Ответы детей.
Продуктовый.
Воспитатель
А как называется магазин, где можно купить все товары?
Ответы детей.
Супермаркет
Дети отправляются в магазин.
Воспитатель Ребята, обратите внимание, на каждом товаре есть цена, у вас есть деньги, где вы можете купить тот товар, на которые у вас хватит монет. Это может быть один товар, а может быть и несколько.
Игра « Выбери товар».
На рисунке нарисованы картинки ( хлеб, макароны, молоко, конфеты, кукла. Это товары, которые находятся в магазине. Каждый товар соответствует своей цене.( вместо монет фишки). Задача детей, выбрать тот товар, на который хватает денег. ( это может быть или продукты, которые очень нужны Настенькиной маме, или конфеты, кукла и т.д..Подвести детей к итогу. Что можно сэкономить и купить на заработанные деньги нужный товар.
Проводится игра.
Дети, вы молодцы, мы сегодня с вами были и мастера, и продавцы, и покупатели. А самое главное, мы смогли помочь нашей Настеньке.
Настенька благодарит детей и уходит.
Предполагаемые результаты
1.Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар).
2. Получают представления о том, что зарплата – это оплата за труд.
3. Понимают, что расходы не должны превышать доходы.
4.Воспитывают в себе финансовую грамотность.
Приложение 1
Предварительный просмотр:
«Финансовая сказка»
Рекомендация педагогам по финансовой грамотности
«Мал золотник, да дорог»
Народная мудрость
Рекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.
Перечитав много сказок, я выделила для себя несколько. Эти сказки в нескольких частях, очень полезны и понятны для детей старшего возраста.
Сказка для детей с основами финансовой грамотности. «Тайна старого кошелька или приключения одной копейки» автор Юрий Девятов. Главными героями сказочной истории являются денежки, живущие в своем таинственном мире.
Эта история о том, как девочка нашла и сохранила маленькую копеечку. Почему она решила поднять и сберечь брошенную кем-то монетку? Возможно, спасти маленькую денежку ее подтолкнул детский интерес и внутренняя готовность девочки к открытию для себя чего-то нового и очень важного. Денежки занимают важное место в жизни людей. Каждому человеку на земле надо знать о них, необходимо постараться подружиться с ними , а впоследствии научится ими управлять. Эта сказка поможет детям сделать свой первый шажок к познанию тайного мира денег.
Наступит время, когда дети начнут проявлять интерес к деньгам. Хорошо бы, чтобы к тому моменту взрослые были готовы поддержать это начинание и смогли оказать необходимую поддержку на старте их финансового развития. Найдите время почитать эту сказку своим детям. Она непременно поможет им на начальном этапе освоения азов финансовой грамотности.
Так же я выделила для себя сказку "Храбрая копейка"
Деньги нужно беречь, даже если их совсем немного. Нужно быть храбрым, не сдаваться даже в самых непростых ситуациях. Об этом сказка Евгения Сивкова «Храбрая копейка».Сказка «Храбрая копейка» рассказывает детям не просто историю путешествия монеток из маминых кошельков в кассы магазинов и большие сумки кондукторов. В основе сюжета денежного круговорота история маленькой и храброй копейки, олицетворяющей самого ребенка со всей его непосредственностью, искренностью и добродушием."Храбрая копейка" является главной героиней сказки во всех смыслах этого слова. Благодаря ее находчивости и самопожертвованию более взрослые по возрасту и номиналу товарищи получают возможность вновь вернуться к жизни и засиять новым блеском.
Старая притча о деньгах
Отцу надоело, что его взрослый сын все сидит дома и не хочет работать, и он стал практически выгонять его из дома, типа “иди и пока не заработаешь денег, не возвращайся”.
Мать пожалела сына, и говорит ему:
- Я соберу тебе немного еды и дам монету, пойди погуляй где-нибудь целый день, а к ночи приходи домой. Покажешь отцу монету и скажешь, что пас отару овец, тем и заработал денег.
Так и сделали, парень вернулся поздно вечером домой, подошел к отцу и протянул ему монету. Отец взял монету и бросил в огонь. Сын пожал плечами и пошел спать. На следующий день все повторилось, отец также бросил монету в огонь.
Через некоторое время мать говорит сыну:
- У меня закончились деньги, которые я давала тебе, поэтому сегодня тебе действительно придется заработать эти деньги.
Сыну ничего не оставалось делать, как уйти в горы с отарой овец. Когда вечером, он вернулся домой, ужасно уставший и голодный, то протянул отцу монету, заработанную им. Отец, повел себя также, как и в прошлые разы, бросил монету в огонь. Тогда сын бросился на колени и стал голыми руками разгребать головешки в поисках монеты. На что отец ответил:
- Теперь я понимаю, что эти деньги ты заработа
Предварительный просмотр:
Азы финансовой грамотности дошкольников
Что такое хорошо, а что такое плохо – именно с этих категорий начинается процесс воспитания ребенка. С родителями ребенок получает азы представлений обо всем окружающем (о природе, о погоде, о человеке, о животных и так далее), своим примером мы показываем, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях и, конечно же, воспитываем. Со временем на голову мам и пап, бабушек и дедушек обрушиваются тысячи вопросов различной сложности, требующие доступного и простого ответа, который зачастую найти непросто. Естественно, теме денег отводится далеко не последнее место в разговорах с ребенком. Вы ошибаетесь, если считаете, что 4-5-летний ребенок еще мал для обсуждения таких серьезных тем, и переводите разговор в другое русло или отвечаете односложно.
Я рекомендую начинать финансовое обучение детей с младшего возраста. Очень много зависит от того как ребенку с детства дадут правильное понятие о финансах.
Со своими детьми в группе я провожу беседы, интерактивные занятия, викторины, в том числе – онлайн. Большую работу провожу и с родителями – открытый родительский клуб (тренинг), викторина, защита семейных проектов.
Ребята уже имеют представление о деньгах и о возможности их потратить, понимают, что все те игрушки, которые у них есть, а также одежда и еда – все это покупается. Они твердо усвоили, что деньги можно накопить или потратить.
На следующем этапе финансового обучения дошкольников, я объясняла, что накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Дети вместе с родителями своими руками изготовили для себя копилки.
Чаще всего детям кажется, что деньги – это постоянно возобновляемый ресурс, источником которого являются кошельки родителей или банкоматы. Но ребенок должен понимать, что потраченные средства уже не вернешь. На примере игры «Хочу и надо» дети четко усвоили такие понятия как «доход», «расход» и т. д.
Все обучение финансовой грамотности я провожу в свободной веселой обстановке: игры, красочные книжки, песни, смешные свинки-копилки, викторины, не упускаю полезных для обучения моментов. Повседневная жизнь предоставляет массу ситуаций, когда с малышом можно поговорить о финансах. Все эти игры и занятия со временем превратятся в жизнь, и будут бесценным опытом моих детей.
Список используемой литературы:
- Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
- И. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика М.: Вита-Пресс, 2011
- Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие..
- Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
- Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
- А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экономической грамотности у дошкольников »
Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование...

Инновационные технологии: Подходы к изучению формирования основ экономической грамотности старших дошкольников
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происход...

Игры для развития шахматной грамотности для дошкольников своими руками
Игры для развития шахматной грамотности для дошкольников своими руками...

Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»
Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...

Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"
Пояснительная записка. Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...
Лэпбук «Юные экономисты» как средство формирования экономической культуры и развития финансовой грамотности старших дошкольников
Экономическое образование включает в себя две части:экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:...