Развитие экономической грамотности у дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)

Дрокина Любовь Сергеевна

Рекомендую начинать финансовое обучение детей с младшего возраста. Очень много зависит от того как ребенку с детства дадут правильное понятие о финансах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dengi_i_deti.doc39 КБ
Файл razvitie_ekonomicheskoy_gramotnosti_u_doshkolnika_.docx25.61 КБ
Файл ekonomika.docx17.16 КБ
Файл yazyk_deneg.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам. 

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. 
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

     Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — играИменно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

 В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры:
необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.      

Список используемой литературы:

1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

2.  Смолнцева А.А.  «Введение  в мир  экономики,  или  как  мы  играем  в  экономику» Учебно- методическое  пособие..

3.  А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»

4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.



Предварительный просмотр:

                                                                                       

Цель: развитие у дошкольников экономической грамотности.

Задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .


2.Закрепить знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево».

3.Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

4. Активизировать усидчивость, старательность,

аккуратность, желание достигать качественного результата.

5.Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей

6.Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.

7.Создавать у детей радостное настроение.

Предварительная работа:

-Лепка посуды (чашки, миски, тарелки) из соленого теста.

-Знакомство с гжельской росписью, с ее элементами. Разучивание «закличек».

-Знакомство с понятие «Монета», « банкнота»

-Заготовки посуды из соленого теста. Гуашевые краски, кисти, баночки с

водой. Иллюстрации гжельской росписи,

Материал:

-Заготовки посуды из соленого теста.

- Гуашевые краски, кисти, баночки с водой.

-Иллюстрации гжельской росписи,

- Шары, муляжи, продуктов, кассы, монеты из пластмассы

-Картинки с изображением продуктов.  

-Фишки в виде монет.

Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышится плач.

Входит девочка и плачет.

Воспитатель:

Здравствуй, девочка

Девочка.

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:

Как тебя зовут?

 Что с тобой случилось, почему ты плачешь?

Девочка.

Мне мама попросила купить в магазине продукты, а я шла и потеряла монеты, и я не смогу ничего купить. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель

Ну что, ребята, поможем нашей Настеньке?

Ответы детей

Воспитатель

А что такое монеты?

Ответы детей.

- Это деньги.

Ребята, а какие бывают  монеты?

Ответы детей

Круглые, металлические.

Воспитатель:
- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства ,

Скажите, пожалуйста, а какие еще бывают деньги

Ответы детей

Банкноты.

А какие бывают  банкноты?

Ответы детей.

Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Воспитатель.

Как вы думаете, почему наша Настенька, потеряла монеты.

Дети.

Потому что она носила их в кармане, а он оказался дырявый.

Воспитатель:

Ребята, а где нужно носить  деньги?

Ответы детей

В кошельке.

Воспитатель.

Правильно , они лежат у нас в кошельки в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у  своих родителей. Расскажите о них.

Дети рассказывают о пластиковых карточках, о их назначении.

Воспитатель:

А где еще люди хранят деньги?

Ответы детей

В банке.

Воспитатель:

Замечательно.

А давайте сейчас поиграем в игру:

Словесная игра « Скажи наоборот»

Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель.

Ребята, как появляются деньги у людей?

Ответ

Получают зарплату.

Как вы думаете, за что платят зарплату?

Ответы детей

Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.

Воспитатель:

Чтобы помочь нашей Настеньке, нам тоже нужно потрудиться. Мы с вами раскрасим уже готовую посуду, которую лепили на прошлом занятии. Мы  украсим свою посуду росписью Гжель, а потом отправимся продавать свои изделия на ярмарку. Надо постараться украсить свою посуду аккуратно, красиво, чтобы  дороже ее продать. Ведь дорого стоит только товар высокого качества, некачественные изделия называют браком, и они ничего не стоят. (Дети усаживаются за столы).

Воспитатель приглашает участвовать в росписи посуды Настеньку.

Воспитатель:

Давайте мы с вами возьмем кисти, вспомним, какие основные цвета используют в росписи, ее элементы, и украсим свою посуду. (Выставить демонстрацию росписи в качестве наглядного пособия)

Дети выполняют задание

.Молодцы, вы хорошо постарались, теперь мы  отправляемся на ярмарку, чтобы продать свой товар и на вырученные деньги, купить нужные продукты для нашей Настеньки.

Физминутка

Дружно, весело шагаем …(марш)

Раз-два-три!

На ярмарку мы попадаем

Раз-два-три!

Все ребята хоть куда

Раз-два-три!

Гжельские мы мастера.

Посмотри!

Зал украшен празднично, развешены шары. Дети ставят на столы свой товар и рекламируют его.

Одни дети продают товар, а другие покупают. Покупатели,  объективно оценивают  результаты  («старался»,  «очень красиво выполнил»,

«работа высокого качества»» и т. Д.) Дети получают «деньги» (фишки – монеты), складывают в большой кошелек, а затем отдают его Настеньке.

Воспитатель:

Вот, Настенька, бери деньги, которые мы заработали сами, а теперь мы вместе отправимся в магазин за продуктами.

Скажите, как называется магазин, где можно купить продукты ?

Ответы детей.

Продуктовый.

Воспитатель

А как называется магазин, где можно купить все товары?

Ответы детей.

Супермаркет

Дети отправляются в магазин.

Воспитатель Ребята, обратите внимание, на каждом товаре есть цена, у вас есть деньги, где вы можете купить тот товар, на которые у вас хватит монет. Это может быть один товар, а может быть и несколько.

Игра « Выбери товар».

На рисунке нарисованы картинки ( хлеб, макароны, молоко, конфеты, кукла. Это товары, которые находятся в магазине. Каждый товар соответствует своей цене.( вместо монет фишки). Задача детей, выбрать тот товар, на который хватает денег. ( это может быть или продукты, которые очень нужны Настенькиной  маме, или конфеты, кукла и т.д..Подвести детей к итогу. Что можно сэкономить и купить на заработанные деньги нужный товар.

Проводится игра.

Дети, вы молодцы, мы сегодня с вами были и мастера, и продавцы, и покупатели. А самое главное, мы смогли помочь нашей Настеньке.

Настенька благодарит детей и уходит.

Предполагаемые результаты

1.Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар).

2. Получают представления о том, что зарплата – это оплата за труд.

3. Понимают, что расходы не должны превышать доходы.

      4.Воспитывают в себе финансовую грамотность.

Приложение 1



Предварительный просмотр:

«Финансовая сказка»

Рекомендация педагогам по финансовой грамотности

«Мал золотник, да дорог»

Народная мудрость

Рекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.

Перечитав много сказок, я выделила для себя несколько. Эти сказки в нескольких частях, очень полезны и понятны для детей старшего возраста.

Сказка для детей с основами финансовой грамотности. «Тайна старого кошелька или приключения одной копейки» автор Юрий Девятов. Главными героями сказочной истории являются денежки, живущие в своем таинственном мире.

Эта история о том, как девочка нашла и сохранила маленькую копеечку. Почему она решила поднять и сберечь брошенную кем-то монетку? Возможно, спасти маленькую денежку ее подтолкнул детский интерес и внутренняя готовность девочки к открытию для себя чего-то нового и очень важного. Денежки занимают важное место в жизни людей. Каждому человеку на земле надо знать о них, необходимо постараться подружиться с ними , а впоследствии научится ими управлять. Эта сказка поможет детям сделать свой первый шажок к познанию тайного мира денег.

Наступит время, когда  дети начнут проявлять интерес к деньгам. Хорошо бы, чтобы к тому моменту взрослые были готовы поддержать это начинание и смогли оказать необходимую поддержку на старте их финансового развития. Найдите время почитать эту сказку своим детям. Она непременно поможет им на начальном этапе освоения азов финансовой грамотности.

Так же я выделила для себя сказку "Храбрая копейка"

Деньги нужно беречь, даже если их совсем немного. Нужно быть храбрым, не сдаваться даже в самых непростых ситуациях. Об этом сказка Евгения Сивкова «Храбрая копейка».Сказка «Храбрая копейка» рассказывает детям не просто историю путешествия монеток из маминых кошельков в кассы магазинов и большие сумки кондукторов. В основе сюжета денежного круговорота история маленькой и храброй копейки, олицетворяющей самого ребенка со всей его непосредственностью, искренностью и добродушием."Храбрая копейка" является главной героиней сказки во всех смыслах этого слова. Благодаря ее находчивости и самопожертвованию более взрослые по возрасту и номиналу товарищи получают возможность вновь вернуться к жизни и засиять новым блеском.

Старая притча о деньгах

Отцу надоело, что его взрослый сын все сидит дома и не хочет работать, и он стал практически выгонять его из дома, типа “иди и пока не заработаешь денег, не возвращайся”.

Мать пожалела сына, и говорит ему:

- Я соберу тебе немного еды и дам монету, пойди погуляй где-нибудь целый день, а к ночи приходи домой. Покажешь отцу монету и скажешь, что пас отару овец, тем и заработал денег.

Так и сделали, парень вернулся поздно вечером домой, подошел к отцу и протянул ему монету. Отец взял монету и бросил в огонь. Сын пожал плечами и пошел спать. На следующий день все повторилось, отец также бросил монету в огонь.

Через некоторое время мать говорит сыну:

- У меня закончились деньги, которые я давала тебе, поэтому сегодня тебе действительно придется заработать эти деньги.

Сыну ничего не оставалось делать, как уйти в горы с отарой овец. Когда вечером, он вернулся домой, ужасно уставший и голодный, то протянул отцу монету, заработанную им. Отец, повел себя также, как и в прошлые разы, бросил монету в огонь. Тогда сын бросился на колени и стал голыми руками разгребать головешки в поисках монеты. На что отец ответил:

- Теперь я понимаю, что эти деньги ты заработа



Предварительный просмотр:

Азы финансовой грамотности дошкольников

Что такое хорошо, а что такое плохо – именно с этих категорий начинается процесс воспитания ребенка. С родителями ребенок получает азы представлений обо всем окружающем (о природе, о погоде, о человеке, о животных и так далее), своим примером мы показываем, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях и, конечно же, воспитываем. Со временем на голову мам и пап, бабушек и дедушек обрушиваются тысячи вопросов различной сложности, требующие доступного и простого ответа, который зачастую найти непросто. Естественно, теме денег отводится далеко не последнее место в разговорах с ребенком. Вы ошибаетесь, если считаете, что 4-5-летний ребенок еще мал для обсуждения таких серьезных тем, и переводите разговор в другое русло или отвечаете односложно.  

Я рекомендую начинать финансовое обучение детей с младшего возраста. Очень много зависит от того как ребенку с детства дадут правильное понятие о финансах.

Со своими детьми в группе я провожу беседы, интерактивные занятия, викторины, в том числе – онлайн. Большую работу провожу и с родителями – открытый родительский клуб (тренинг), викторина, защита семейных проектов.

Ребята уже имеют представление о деньгах и о возможности их потратить, понимают, что все те игрушки, которые у них есть, а также одежда и еда – все это покупается. Они твердо усвоили, что деньги можно накопить или потратить.

На следующем этапе финансового обучения дошкольников, я объясняла, что накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Дети вместе с родителями своими руками изготовили для себя копилки.

Чаще всего детям кажется, что деньги – это постоянно возобновляемый ресурс, источником которого являются кошельки родителей или банкоматы. Но ребенок должен понимать, что потраченные средства уже не вернешь. На примере игры «Хочу и надо» дети четко усвоили такие понятия как «доход», «расход» и т. д.

Все обучение финансовой грамотности я провожу в свободной веселой обстановке: игры, красочные книжки, песни, смешные свинки-копилки, викторины, не упускаю полезных для обучения моментов. Повседневная жизнь предоставляет массу ситуаций, когда с малышом можно поговорить о финансах. Все эти игры и занятия со временем превратятся в жизнь, и будут бесценным опытом моих детей.

Список используемой литературы:
 

  1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
  2. И. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика М.: Вита-Пресс, 2011 
  3. Смолнцева А.А.  «Введение  в мир  экономики,  или  как  мы  играем  в  экономику» Учебно- методическое  пособие..
  4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
  5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
  6. А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экономической грамотности у дошкольников »

Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование...

Инновационные технологии: Подходы к изучению формирования основ экономической грамотности старших дошкольников

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происход...

Игры для развития шахматной грамотности для дошкольников своими руками

Игры для развития шахматной грамотности для дошкольников своими руками...

Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»

Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...

Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"

Пояснительная записка.        Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...

Лэпбук «Юные экономисты» как средство формирования экономической культуры и развития финансовой грамотности старших дошкольников

Экономическое образование включает в себя две части:экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:...