Инновационные технологии: Подходы к изучению формирования основ экономической грамотности старших дошкольников
статья на тему

Хабипова Гульнур Илдаровна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит приобщение ребенка к социальному опыту, накопленному предыдущими поколениями в различных сферах человеческой деятельности. Ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, работа, цена, скидка, стоимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к изучению формирования основ экономической грамотности старших дошкольников.

XXI век – век экономических империй, век, где показатель успешности страны напрямую зависит от ее экономики. Отсюда изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующие современное общество, побуждающее к пересмотру направлений развития образования. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит приобщение ребенка к социальному опыту, накопленному предыдущими поколениями в различных сферах человеческой деятельности. Ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, работа, цена, скидка, стоимость. Потребность в экономических знаниях появилась у населения нашей страны с переходом к рыночной экономике. Независимо от того, занимается дошкольное образовательное учреждение вопросами экономического воспитания или нет, ребенок черпает некоторые знания из окружающей жизни, правда для него это лишь база информации, а не инструмент, которым он может пользоваться осознанно. Экономическое воспитание – новая область в педагогике, столь необходимая в сегодняшних условиях. Оно базируется на экономических знаниях, особенность которых заключается в возможности трансформировать знание того, что нужно делать в понимании того, как это сделать.

Необходимость формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос формирования у детей основ экономической культуры, привлечения детей к «взрослой» экономике. Безусловно, это один из факторов экономической социализации, которая влияет на отношение ребенка к духовным и материальным ценностям, на экономическую социализацию детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний, осознание детьми экономических понятий. Изучение основ экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить экономические понятия, потребности, природные ресурсы, товары и т.д. Помогает приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе, а также сформировать стимулы к овладению экономическими знаниями и приобретению экономического опыта. И, в первую очередь, сохранить преемственность с новой ступенью жизни – школой, где, неожиданно для ребенка, взвалиться еще одна ответственность – деньги.

На современном этапе образовательного пространства приобщение детей к миру экономической действительности является одной из сложных и значимых задач. В процессе экономического воспитания ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономической действительности, получает о ней элементарные представления о труде, профессиях родных и близких. Начальные сведения об экономике своего города или деревни, о профессиях, связанных с бизнесом, продукцией выпускаемой на предприятиях, операциях изготовления, реализации, учатся уважать людей, которые трудятся, и честно зарабатывают свои деньги.

Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников; Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания.

Первые исследования по формированию экономических представлений у детей проводились американскими учеными Дж. Брунером, К. Гудменом, Р. Саттоном и др. и были посвящены восприятию монет различного достоинства. Данные исследования позволили отметить ряд важных фактов. Например, первое знакомство ребенка с миром экономических отношений происходит при помощи денег: ребенок видит, как родители оплачивают счета, покупки в магазинах, тратит свои карманные деньги и т.п. Дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4-5 лет, однако, лишь 50 % детей этого возраста более или менее разбираются в достоинстве денег; к 9-10 годам ребенок усваивает представление о «цене» денег.

Интересно изменение социокультурных установок в Европе относительно предоставления детям карманных денег. Данным вопросом занимался социолог В. Зелизер. Цитируя педагогические журналы и издания для родителей начала века, автор отмечал, что в этот период родителей убеждали платить детям каждый день или неделю за содержание в порядке их комнат или другие домашние дела, таким образом, наглядно демонстрируя им связь между работой и деньгами.

В тридцатые годы XIX века считалось, что главная функция детских карманных денег заключается в том, что они способствуют формированию ощущения цен, и характер их предоставления сменился на противоположный – педагоги рекомендовали обеспечивать младших членов семьи карманными средствами вне всякой связи с работой.

Данные канадских исследователей Д. Фридмана, П. Плинера и Р. Абрамовича показали, что дети, которые получают от родителей деньги на карманные расходы за определенную работу по дому, значительно отстают от своих сверстников, имеющих «свободные» деньги просто потому, что они являются равноправными членами семьи, претендующими на часть дохода. Последние лучше осведомлены о ценах на товары, понимают смысл кредитной карточки, тогда как их сверстники, «зарабатывающие» деньги, предпочитают больше тратить по кредитной карточке, так как для них наличные и безналичные деньги являются неэквивалентными категориями: им труднее расстаться с теми купюрами, которые они держат в руках, чем с теми, которые они представляют лишь мысленно. Таким образом, важен сам характер включения ребенка в экономическую подсистему. Если ребенок психологически должен «доказывать», «зарабатывать» свое право на участие в семейном доходе – уборкой квартиры, хорошими оценками и т.д., его внимание концентрируется на выполнении «контракта» с родителями, тогда как результатом свободного предоставления денег является ответственность за их разумную трату, стремление к большей осведомленности об экономическом мире взрослых, с которыми приходится взаимодействовать на равных. «Свободные» деньги как бы демонстрируют ребенку высокую степень доверия к нему, и он более осознанно вникает в экономическую реальность.

Беверли Ноер Фельдман выдвигает шесть правил экономического воспитания детей: учить бережливости; давать детям карманные деньги; привлекать к работе по дому; не использовать деньги для подкупа и наказания; не делать тайны из семейного финансового положения; рассказывать детям о своей работе. Важность каждого из названных правил Беверли Ноер Фельдман всесторонне обосновывает.

Интересен подход зарубежных педагогов и психологов к формированию у детей чувства частной собственности. Например, французский психолог Б. Перэ считал, что нужно дать ребенку ясное и верное понятие об индивидуальной собственности.

В исследованиях А. Фенэм, С. Джонес, М. Сигал, Г. Маршал, Г. Ягода и др. было показано, что на процесс развития экономических представлений ребенка влияют такие факторы, как возраст, пол, социально-экономическое положение семьи, в которой растет ребенок.

В настоящее время в европейских странах и США существуют специальные программы экономического образования и воспитания подрастающего поколения. Детей учат ориентироваться в рекламе, рационально тратить карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. В формировании данного потребительского интереса активно участвуют все социальные институты: семья, общественность, в лице средств массовой информации и т.д. В исследовании французских психологов Д. Лассар и К. Ролан-Леви были выявлены три основных источника экономической информации у детей: активный, предполагающий самостоятельное участие в экономической жизни (например, «шопинг»); зрелищный, подразумевающий просмотр рекламы; социальный, включающий получение информации от общения – сначала с родителями, затем со сверстниками, а на более поздних этапах экономической социализации – со взрослыми, которые воспринимают ребенка в качестве экономического партнера, а не объекта воспитания.

Интересен тот факт, что в США, ребенка действительно воспринимают в качестве экономического партнера. Это проявляется в том, что стали появляться настоящие детские банки, средний возраст клиентов которых 9 лет. На операции в этом банке имеют право ребята от 6 до 18 лет. Финансовые круги заинтересованы, чтобы те небольшие средства, которые либо заработаны, либо это карманные деньги, выданные родителями, хранились не дома «в кубышке», а в госбанке. Для поощрения подобных операций используется система призов.

В США в 1919 году начала свое существование программа «JUNIOR ACHIEVEMENT» («Достижения молодых»). В России она появилась в 1991 году и получила название «JUNIOR ACHIEVEMENT OF RUSSIAN» («Достижения молодых в России»). Сегодня она охватывает экономическое образование во всех классах школы, а также подготовительную группу детского сада. Раздел программы для шестилеток называется «Мы». В нем в доступной для детей форме представляются следующие экономические понятия: «купить», «продать»; «выбор»; «заработок»; «экономические потребности»; «обмен»; «маркетинг»; «деньги»; «сбережения»; «дефицит»; «работа». Данный раздел предполагает развитие у детей абстрактного и конкретного мышления, ответственности, последовательности, умения работать в команде.

Американские педагоги предлагают знакомить с содержанием экономических понятий детей до 6 лет: потребности и желания, удовлетворение нужд членов общества, производство товаров, услуг и их распределение в зависимости от экономической системы, деньги и их вложения. В американских детских садах или дошкольных группах при школах проводятся различные дидактические игры типа купли-продажи, а также используется большое количество задач с подобным содержанием. Детей постоянно упражняют в счете монет, предлагая при этом монеты небольшого достоинства.

В программах воспитания и обучения дошкольников в Германии мы находим интересные факты: уже пятилетних детей знакомят с такими сложными понятиями, как экономические взаимоотношения, цена, деньги, прибыль, производство и др. Так, например, с понятием «прибыль» детей знакомят в игре «Магазин». Во время игры организуют продажу некоторых вещей, которые ребенок покупает на одолженные деньги

Таким образом, некоторые идеи и задачи, касающиеся формирования экономических представлений у детей, ставящиеся в зарубежной педагогике, бесспорно, заслуживают внимания.

В отечественной дошкольной педагогике формирование представлений у детей дошкольного возраста о ценности денег длительное время не было предметом специального исследования. И это отчасти объяснимо.

Во-первых, не секрет, что наши педагоги обычно убеждали родителей: деловитость, рациональность, экономность, бережливость–антонимы «социалистического типа личности». Результат такой позиции, как мы видим сегодня, плачевен. Не многие из нас могут оценить результаты чужого труда, народное богатство, не умеют раскладывать свое рабочее время и т.д.

Во-вторых, содержание воспитания детерминировано ситуацией общественного развития.

В-третьих, педагоги не могут соотнести широкое значение понятий «экономика», «экономический» (совокупность общественных отношений, организация, структура и состояние какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности) и узкое понятие данных слов (хозяйство, хозяйственный, домоводство), когда речь идет о детях дошкольного возраста.

В-четвертых, у многих педагогов есть боязнь покачнуть моральную сторону ребенка, говоря о том, что положительные качества могут перерасти в свой антипод: бережливость - в скопидомство, жадность; рациональность–в рационализм, забывая о том, что обоснованная методика способна противостоять негативным проявлениям, отклонениям.

Проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста стала активно разрабатываться лишь с 90-х гг. В настоящее время выделены некоторые подходы к определению задач и содержания формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста (Л.Н. Галкина, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, О.В. Дыбина, Сидякина Е.А. и др.). Авторы единодушны в том, что дошкольные образовательные учреждения закладывают азы экономических знаний, школа – научные основы экономики. Изучение экономических процессов происходит непрерывно на протяжении всей жизни человека.

Уже к старшему дошкольному возрасту применимо выявление особенностей представления детей о ценности деньги.

Потребность или решение о включении элементарных основ экономической культуры зависит не столько от положительного взгляда ДОО, сколько в мотивации педагогов, а также заинтересованности самих родителей к данному вопросу, как главного информационного источника для ребенка.

Задача педагога на этой стадии научить ребенка размышлять на заданную тему, самостоятельно искать решение, понимать, что происходит вокруг и почему. Резонанс на всех уровнях образования о воспитании активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации. Однако, без «перестройки мышления», у тех, кто оказывает влияние на воспитание ребенка, это невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экономической грамотности у дошкольников »

Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»

Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...

Методические рекомендации по формированию основ экономической культуры старших дошкольников в интерактивных развивающих играх.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нр...

Мастер класс «Использование технологий интерактивного обучения и цифровых образовательных ресурсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам использования технологий интерактивного обучения и цифровых образовательных ресурсов в формировании основ финансовой грамотности стар...

Мастер класс «Использование технологий интерактивного обучения и цифровых образовательных ресурсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам использования технологий интерактивного обучения и цифровых образовательных ресурсов в формировании основ финансовой грамотности стар...