Воспитание духовно-нравственных чвуств дошкольника через деятельные формы воздействия с ним.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье идёт речь о привитии у ребёнка чувства патриотизма, уважения к родному городу, понимание значения слова-Родина. Всё это происходит в игровой форме, т.е. через деятельный подход. Дети знакомятся с памятными местами нашего города, узнают историю близлежащих улиц, их названия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_maksimova.docx | 338.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Важнейшей задачей в воспитании подрастающего поколения является приобщение детей к культуре своего народа. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за страну, в которой живешь. Именно знание истории родной страны, родного города, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. В Федеральном государственном образовательном стандарте одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Проработав в детском саду много лет и приложив немало усилий к воспитанию у дошкольников любви и уважения к родному городу, я решила поделиться своим опытом. Основы патриотизма и чувство уважения к родному городу необходимо начинать формировать с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка. Именно в этот период закладывается интерес, любовь и уважение к Родине. Понимание Родины у дошкольника связано с конкретным представлением о близком и родном: мама, дом, родной город. Культурное наследие родного города является источником развития чувства гражданской принадлежности и патриотизма ребенка.
Система формирования основ патриотизма строится на эмоционально-познавательной основе, органично пронизывая весь образовательный процесс. Формированию духовно-нравственных ценностей ребенка способствует интеграция всех образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и « Физическое развитие». Основной же целью своей работы с детьми, я ставлю создание условий для развития личности ребенка, формирования чувства гражданского патриотизма и воспитания любви и уважения к родному городу. В процессе ознакомления с родным городом у детей расширяется кругозор, повышаются познавательные процессы, формируются нравственные понятия и нормы поведения, расширяются возможности детей для развития творчества и самовыражения личности.
Для достижения поставленной цели, в своей работе я определила следующие задачи: формирование знаний об истории и культуре Санкт-Петербурга, развитие эстетического переживания красоты и уникальности города, воспитание духовно-нравственных чувств дошкольника через деятельные формы воздействия с ним.
Живя и любуясь красотой и величием Санкт-Петербурга невозможно не использовать влияние родного города на воспитание и образование детей. Воспитание любви и интереса к родному городу, желания узнать его, познакомиться с ним поближе следует начинать с младшего дошкольного возраста. Чтение художественной литературы, знакомство с трудом взрослых, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры - все это плавно подготавливает детей к восприятию определенной информации, к целевым прогулкам и экскурсиям. Углубить знания помогают родители, проводя наблюдения по рекомендациям. Конечно, в младшем возрасте наблюдения ограничиваются рамками детского сада и ближайших улиц, но получая знания и навыки правильного поведения в общественных местах, дети закрепляют их в играх по соответствующей тематике. Запоминая имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, малыши знакомятся с историей своей семьи, ее традициями. Это и является платформой для дальнейшего воспитания маленького петербуржца.
В среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с историей города. Они уже знают не только свое имя, фамилию и домашний адрес, но и в каком городе мы живем. Малыши узнают, как возник город, получают информацию об исторических достопримечательностях. Здесь преобладают элементы поисково-исследовательской деятельности, моделирования. Для этого изготавливаются игры-макеты объектов города, используются дидактические игры «Лабиринты», «Реставраторы» и т.д. Ребята постепенно в занимательной форме (в игре, с музыкой, с показом слайдов и иллюстраций) знакомятся с основными сведениями о родном городе: с его главной улицей, главной площадью, первой крепостью. Узнают много нового о зданиях в нашем городе, о главной реке - Неве, о том, что у города тоже есть день рождения.
Одновременно в группе с учетом пройденного материала вывешиваются иллюстрации с достопримечательностями города, выкладываются и рассматриваются альбомы с фотографиями. Проводятся целевые прогулки по улице , на которой находится детский сад. Дети знакомятся с историей улицы, узнают в честь кого она названа, видят обьекты и рассказывают о них. По «авторским» картам», изготовленным вместе с детьми, дошкольники знакомятся и с районом, в котором живут и с центром города. Детям предлагаются задания типа: «Найди маршрут из детского сада домой», « Покажи на карте, как можно проехать на Дворцовую площадь» и т.д. Совместная деятельность педагога с детьми переходит в самостоятельную деятельность ребенка.
Обязательно выставляются рекомендации для родителей по индивидуальным экскурсиям. К концу года дети среднего возраста уже знают в каком городе они живут, главную улицу, площадь, реку. Знают основные сведения о своей улице, районе, знакомятся о блокадном прошлом города-героя. Ребята начинают осознавать в каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть все своими глазами.
В старшем дошкольном возрасте запас знаний у детей уже достаточно большой, у ребенка начинает формироваться гражанская позиция. Добавляются моменты развития духовного кругозора личности дошкольника. В этом возрасте много времени уделяется художественной литературе по истории Санкт-Петербурга (о строительстве города в петровские времена, о войне, блокаде). Изучается история города через судьбы замечательных петербуржцев.
Детальное знакомство с родным городом проводится по тематическим блокам:
- История возникновения города.
-Символы города.
-Архитектура города.
-Знаменитые люди нашего города.
-Театральный Петербург.
-Город рек и каналов.
-Улицы и площади города.
-Мой район.
-Город-герой.
-Город-музей.
-Современный Петербург.
Для этого в своей работе с детьми я активно использую метод проектирования. Реализацию поставленных образовательных задач в проектах я осуществляю в процессе различных видов детской деятельности путем организации совместной деятельности с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, трудовой, коммуникативной, художественной). С этой целью с детьми проводятся целевые прогулки по Невскому району, знакомство с экспозициями музея « Невская застава», который знакомит детей с историческим прошлым нашего района. Проводятся целевые экскурсии в центральную библиотеку им. Л. Соболева. В библиотеке организуются мероприятия по воспитанию любви к книге и возрождению традиционных семейных ценностей. Кроме того,с детьми проводятся циклы наблюдений за красотой Петербурга. Рассматриваются иллюстрации, читается много художественной литературы, заучиваем стихотворения, составляем рассказы об увиденном.Придумываем вместе с детьми головоломки , загадки, используем мультимедийные презентации. Поскольку детский сад удален от центра города, то применение мультимедийных средств позволяет проводить с детьми «виртуальные» экскурсии, знакомя их с городскими достопримечательностями, закрепляя и обобщая знания детей. Проведя «виртуальную» экскурсию, детям и родителям дается домашнее задание с рекомендациями прогулки по городу.
В художественно-творческой деятельности дети много рисуют, лепят, мастерят достопримечательности Петербурга. Они учатся не только любить и знать свой город , но и понимать и беречь его. В контексте петербурговедения включается много бесед на темы: « Мои мысли о сохранении памятников», « Мои чувства во время посещения мемориала « Журавли» и т .д . В играх – ситуациях используется современная тематика, которая поможет детям в дальнейшем легко адаптироваться в бурной жизни мегаполиса: «Я беру интервью», « Путешествие по России» и т.д.
Итогом проектов являются такие формы как конкурсы, викторины, выставки, закрепляющие знания о Санкт-Петербурге. Был проведен конкурс стихов «Подвиг Ленинграда», посвященный дню снятия Блокады Ленинграда, выставка детских работ «Салют Победы», «Мой район». Были проведены вечера поэзии, посвященные знаменитым петербуржцам с участием родителей. Проводились досуги и праздники « Любимый город» и « С днем рождения,Санкт-Петербург», формирующие духовно-нравственные чувства дошкольников.
Учитывая, что видом деятельности дошкольников является игра, большое внимание мною уделяется игровым технологиям. Включение в работу авторских игр и дидактических пособий, имеющихся в дошкольном учреждении позволяет в игровой , увлекательной форме вводить тему родного города в повседневную образовательную деятельность детей, пополнять и обогащать предметно-игровое пространство группы. Включение комплекса краеведческих игр, изготовленных с учетом возрастной доступности помогает детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности, формирует интегративные качества . Такие игры, как:«Что пропущено?», «Что не так?», «Реставраторы» способствует развитию памяти, внимания, творчества. Включение в процесс элементов мнемотехники , применение игровых заданий, используя такие приемы, как «мозговой штурм», «хорошо или плохо» на петербургскую тематику, придумывание мнемотаблиц с коллажами для запоминания сведений о достопримечательностях города отлично помогает развивать логическое мыщление , речь, воображение детей.
Родители, видя успехи своих детей, оказывают активную поддержку в работе по ознакомлению с родным городом. Они с удовольствием участвуют в экскурсиях, организуют целевые прогулки, помогают собирать справочные материалы, выпускают газеты и альбомы с фотографиями, отражающие впечатления от увиденного, создают родословные семей, выступают на праздниках с рассказами об истории своей семьи. В работе с родителями большое внимание уделяется практическим заданиям и содержанию наглядной информации. Учитывая разнообразный контингент родителей и удаленность детского сада от исторического центра города, необходимо также помнить и о воспитании «взрослых петербуржцев» и грамотно и бережно вести их по всем этапам узнавания родного города, чтобы их знания и любовь к Санкт-Петербургу естественным образом передавалась детям.
В заключение хочу сказать, что все эти методы работы являются положительным условием воспитания современного культурного человека – жителя нашей великой Родины – России, который любит и свою страну и тот город, в котором живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...
Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию
Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...
«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...
«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...