Воспитание духовно-нравственных чвуств дошкольника через деятельные формы воздействия с ним.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Максимова Марина Вячеславовна

В статье идёт речь о привитии у ребёнка чувства патриотизма, уважения к родному городу, понимание значения слова-Родина. Всё это происходит в игровой форме, т.е. через деятельный подход. Дети знакомятся с памятными местами нашего города, узнают историю близлежащих улиц, их названия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maksimova.docx338.88 КБ

Предварительный просмотр:

     Важнейшей  задачей в воспитании подрастающего поколения   является приобщение  детей  к культуре своего народа. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за страну, в  которой живешь. Именно знание истории родной страны, родного города, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. В Федеральном  государственном образовательном   стандарте одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.                                                                                                                                           Проработав в детском саду много лет и приложив немало  усилий к воспитанию у  дошкольников любви и уважения к родному городу, я   решила  поделиться своим опытом. Основы патриотизма и  чувство уважения  к родному  городу  необходимо начинать формировать с самого раннего возраста.  В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка. Именно в этот период  закладывается интерес, любовь и уважение к Родине. Понимание Родины у дошкольника связано с конкретным  представлением о близком  и родном: мама, дом, родной город. Культурное наследие родного города является  источником развития  чувства гражданской принадлежности и патриотизма ребенка.

Система формирования  основ патриотизма строится на эмоционально-познавательной основе, органично пронизывая весь образовательный процесс. Формированию духовно-нравственных ценностей ребенка способствует интеграция всех образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и « Физическое развитие». Основной же целью своей работы с детьми, я ставлю создание условий для развития личности ребенка, формирования чувства гражданского патриотизма и воспитания любви и уважения к родному  городу. В процессе  ознакомления с родным городом у детей расширяется кругозор, повышаются познавательные процессы, формируются нравственные понятия и нормы поведения, расширяются возможности детей для развития творчества и самовыражения личности.    

 Для достижения поставленной цели, в своей работе я определила следующие задачи: формирование знаний об истории и культуре Санкт-Петербурга, развитие эстетического переживания  красоты и уникальности города, воспитание духовно-нравственных чувств дошкольника через деятельные формы воздействия с ним.

 Живя и любуясь красотой и величием Санкт-Петербурга  невозможно не использовать влияние родного города на воспитание и образование детей. Воспитание любви и интереса к родному городу, желания узнать его, познакомиться с ним поближе  следует  начинать  с младшего дошкольного возраста. Чтение художественной литературы, знакомство с трудом взрослых, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры -  все это плавно подготавливает детей  к восприятию определенной информации, к целевым прогулкам и экскурсиям. Углубить знания помогают родители, проводя наблюдения  по рекомендациям.  Конечно, в младшем возрасте наблюдения ограничиваются рамками детского сада и ближайших улиц, но получая знания и навыки  правильного поведения в общественных местах,  дети закрепляют их в играх по соответствующей тематике. Запоминая имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, малыши знакомятся с историей своей семьи, ее традициями. Это и является  платформой для дальнейшего воспитания  маленького петербуржца.

                                   C:\Users\lenovo\Desktop\РАБОТА\Детский сад выпуск 2010-2014\соц-личн.р.-мл3\социально-личностное развитие 039.jpg     

В среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с историей города. Они  уже знают не только свое имя, фамилию и домашний адрес, но и в каком городе мы живем.  Малыши узнают, как   возник город, получают информацию об исторических достопримечательностях. Здесь преобладают элементы поисково-исследовательской    деятельности,  моделирования. Для этого изготавливаются игры-макеты объектов города, используются дидактические игры «Лабиринты»,  «Реставраторы» и т.д.  Ребята постепенно  в занимательной форме (в игре, с музыкой, с показом слайдов и иллюстраций) знакомятся с основными сведениями о родном  городе: с его главной улицей, главной площадью, первой крепостью. Узнают много нового о зданиях  в нашем городе, о главной реке - Неве, о том, что у города тоже есть день рождения.

        C:\Users\lenovo\Desktop\cYAZalumT4A.jpg            C:\Users\lenovo\Desktop\РАБОТА\Радуга лето 2017\WOXTChFCyn8.jpg

Одновременно в группе с учетом пройденного материала вывешиваются иллюстрации с достопримечательностями города, выкладываются и рассматриваются альбомы с фотографиями. Проводятся целевые прогулки по улице , на которой находится детский сад. Дети знакомятся с историей улицы, узнают в честь кого она названа, видят обьекты и рассказывают о них. По «авторским» картам», изготовленным  вместе с детьми, дошкольники знакомятся и  с районом,  в котором живут и с центром города. Детям предлагаются  задания типа: «Найди маршрут из детского сада домой», « Покажи на карте,  как можно проехать на Дворцовую площадь» и т.д. Совместная  деятельность педагога с детьми переходит в самостоятельную деятельность ребенка. C:\Users\lenovo\Desktop\РАБОТА\Детский сад выпуск 2010-2014\IMGP0664.JPG

           

Обязательно выставляются  рекомендации для родителей  по    индивидуальным экскурсиям. К концу года дети среднего возраста уже знают в каком городе они живут, главную улицу, площадь, реку. Знают  основные  сведения о своей улице, районе, знакомятся о блокадном прошлом города-героя.  Ребята начинают осознавать в каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть  все своими глазами.

В старшем  дошкольном возрасте запас  знаний у детей уже достаточно большой, у ребенка начинает формироваться гражанская позиция. Добавляются моменты развития духовного кругозора личности дошкольника. В этом возрасте   много времени уделяется  художественной литературе  по истории Санкт-Петербурга (о строительстве города в петровские времена, о войне, блокаде). Изучается история города через судьбы замечательных петербуржцев.

 Детальное знакомство с родным городом проводится по тематическим блокам:

-  История возникновения города.

-Символы города.

-Архитектура города.

-Знаменитые люди нашего города.

-Театральный Петербург.

-Город рек и каналов.

-Улицы и площади города.

-Мой район.

-Город-герой.

-Город-музей.

-Современный Петербург.

  Для этого в своей работе с детьми  я активно использую метод проектирования. Реализацию поставленных образовательных задач в  проектах   я  осуществляю в процессе различных   видов детской деятельности путем организации  совместной деятельности с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, трудовой, коммуникативной, художественной). С этой целью с детьми проводятся  целевые прогулки по Невскому району, знакомство с экспозициями музея « Невская застава», который знакомит детей с историческим прошлым нашего района. Проводятся целевые экскурсии в  центральную библиотеку  им. Л. Соболева. В библиотеке организуются мероприятия по воспитанию любви к книге и возрождению традиционных семейных ценностей. Кроме того,с детьми проводятся циклы наблюдений за красотой Петербурга. Рассматриваются иллюстрации, читается много художественной литературы, заучиваем стихотворения, составляем рассказы об увиденном.Придумываем вместе с детьми  головоломки , загадки, используем мультимедийные презентации. Поскольку детский сад удален от центра города, то применение мультимедийных средств позволяет проводить с детьми «виртуальные» экскурсии, знакомя их с  городскими достопримечательностями, закрепляя и обобщая знания детей. Проведя «виртуальную» экскурсию,  детям и родителям дается домашнее задание с рекомендациями прогулки по городу.

               C:\Users\lenovo\Desktop\РАБОТА\Детский сад выпуск 2010-2014\конкурс чтецов-блокада-2013 088.jpg          C:\Users\lenovo\Desktop\РАБОТА\Фото Радуга2015-2017\IMG_20170412_170714.jpg

В художественно-творческой деятельности дети много рисуют, лепят, мастерят   достопримечательности Петербурга.   Они  учатся не только любить и знать  свой город , но и понимать и беречь  его. В контексте петербурговедения включается много бесед на темы: « Мои мысли о сохранении памятников», « Мои чувства во время посещения мемориала « Журавли» и т .д . В играх – ситуациях  используется современная тематика, которая поможет детям в дальнейшем легко адаптироваться в бурной жизни мегаполиса: «Я беру интервью», « Путешествие по России» и т.д.

Итогом проектов являются такие формы как  конкурсы, викторины, выставки, закрепляющие знания о Санкт-Петербурге. Был проведен конкурс стихов «Подвиг Ленинграда», посвященный дню снятия Блокады Ленинграда, выставка детских работ «Салют Победы», «Мой район». Были проведены вечера поэзии, посвященные знаменитым петербуржцам с участием родителей. Проводились  досуги и праздники « Любимый город» и « С днем рождения,Санкт-Петербург», формирующие духовно-нравственные чувства дошкольников.  

Учитывая, что видом деятельности дошкольников является игра, большое внимание мною уделяется игровым технологиям. Включение в работу авторских игр и дидактических пособий, имеющихся в дошкольном учреждении позволяет   в игровой , увлекательной форме вводить тему родного города в повседневную образовательную деятельность детей, пополнять и обогащать предметно-игровое пространство группы. Включение комплекса краеведческих игр, изготовленных с учетом возрастной доступности помогает детям овладеть универсальными предпосылками  учебной деятельности, формирует интегративные качества . Такие игры, как:«Что пропущено?», «Что не так?», «Реставраторы» способствует развитию памяти, внимания,  творчества. Включение в процесс элементов мнемотехники , применение игровых заданий, используя такие приемы, как «мозговой штурм», «хорошо или плохо»  на петербургскую тематику, придумывание мнемотаблиц с коллажами для запоминания сведений о достопримечательностях города  отлично помогает развивать логическое мыщление , речь, воображение детей.

Родители, видя успехи своих детей, оказывают активную поддержку  в работе по ознакомлению с родным городом. Они с удовольствием  участвуют в экскурсиях, организуют  целевые  прогулки,  помогают собирать справочные материалы,  выпускают  газеты  и  альбомы с фотографиями, отражающие впечатления от увиденного,  создают родословные семей,  выступают на праздниках с рассказами об истории своей семьи. В работе с родителями большое внимание уделяется  практическим заданиям и содержанию наглядной информации.  Учитывая  разнообразный  контингент родителей  и удаленность детского сада от исторического центра города, необходимо также  помнить  и   о воспитании «взрослых петербуржцев»  и грамотно и бережно вести их по всем этапам узнавания родного города, чтобы их знания и любовь к Санкт-Петербургу естественным образом передавалась детям.

В заключение хочу сказать, что все эти методы работы  являются положительным условием воспитания современного культурного человека – жителя нашей великой Родины – России, который любит и свою страну и тот город, в котором живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников  через сказкотерапию...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...

«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...