Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию
статья на тему
Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7
Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию
Исполнитель:
Хисамутдинова Гульнара Минзабировна
воспитатель
Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию
Сегодня существуют проблемы развития у детей доброжелательных отношений, развития духовно-нравственных отношений, развитие коммуникативных навыков. Самым доступным способом, на мой взгляд, является сказкотерапия. Волшебная сила сказок известна с давних пор. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
С давних времен люди использовали сказки, как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения.
Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию.
Мой выбор сказкотерапии обусловлен тем, что в сказках нет прямых нравоучений. Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской) рождается протест и желание сделать все наоборот. Другое дело сказка. Бессознательно идентифицируя себя с героем сказки ребенок может научиться прогнозировать будущее проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно».
Главный герой в сказке – собирательный образ. Это свойство сказок не ставит детской фантазии, воображению никаких рамок и преград. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь , борьба со злом- все это «закодировано» в образах сказки. На примере сказки «Колобок» 3-5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис «я сам», ребенок старается обходиться без помощи родителей и пр). С помощью той же сказки старший дошкольник, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними.
Многие родители порой замечают, что они как бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между родителями и ребенком.
Эффективнасказкотерапия еще и тем, что у неё хороший конец. В любой сказке справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы , не все еще познано.
Существует несколько групп сказок о животных, о взаимодействии людей и животных, сказки-притчи, волшебные, бытовые , заветные сказки. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. Начиная с 5,5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами…. Примерно с 5-6 лет ребенок начинает понимать и любить волшебные сказки.
Я использую рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.
Изучая сказкотерапию, я узнала, что существует несколько видов сказок:
1.Дидактическиесказки. Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляют цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. Др.
2.Художественныесказки. Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно-эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми.
3.Диагностическиесказки. Вы наверное знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку. Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себе модель его поведения.
4.Пофилактическиесказки. Вовремя слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.
5.Лечебно-психологическиесказки. Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углов. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться приемом положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
6.Медитативныесказки. Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок - является отсутствие конфликтов и злых героев.
При проведении сказкотерапии было использовано несколько форм работы со сказками:
- Интерпритация сказок.
- Рассказывание сказок: рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица, рассказывает взрослый; групповое рассказывание сказок; рассказывание известной всей группе сказки; рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения; групповое придумывание сказки.
- Сочинение сказок.
- Переписывание сказок (или дописывание).
- Сказочнаякуклотерапия, в которой используется три вида кукол: куклы-марионетки; теневые куклы; пальчиковые куклы. Изготовление кукол-марионеток происходило с детьми совместно с родителями. Это способствовало сплочению детского коллектива и каждого ребенка в отдельности с родителями, и позволило лучше понимать и чувствовать друг друга.
- Постановка сказки: спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол; спектакли теневого театра; спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки; театральные игры; сказки на песке.
- Сказочная имидж-терапия.
- Сказочное рисование.
- Имитация на сказку.
В результате наблюдений за детьми можно отметить, что сказкотерапия благотворно влияет на развитие: нравственной сферы; помогает ребенку понимать себя, окружающий мир и людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни
В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...
Доклад "Формирование духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений"
Духовно-нравственное воспитание в моей работе является главной задачей семейного воспитания...
«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»
Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...
Родительское собрание на тему: "Формирование духовно-нравственных отношений в семье".
Родительское собрание на тему: "Формирование духовно-нравственных отношений в семье" (в средней группе)....
«Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родин и Отечеству дошкольников посредством игры».
laquo;Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родине и Отечеству дошкольников посредством игры»....
Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.
Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье....