Методика проведения этических бесед с дошкольниками
статья

• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:

• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

• способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

• учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_eticheskih_besed_s_doshkolnikami.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения этических бесед с дошкольниками.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:

• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

• способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

• учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Формы проведения этических бесед: индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек, фронтально.

Место проведения этической беседы: традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке.

Содержание этической беседы: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка».

Структура этической беседы:

- прослушивание короткого рассказа, просмотр мультфильма, разыгрывание сценки;

- обсуждение морали;

- практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 минут, с

детьми 6-7 лет - 30-35 минут.

 

Требования к этической беседе:

1- опора на жизненный опыт детей;

2- соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту (в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, старшие дошкольники пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации);

3- конкретность обсуждаемых ситуаций;

4- подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание;

5- использование наглядного материала (например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем;

6- наличие ситуации выбора и противоречий;

7- связь с последующей деятельностью и практикой поведения (по материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п.);

8- соблюдение такта при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;

9- активизация познавательной и эмоциональной активности детей, их самостоятельности в поиске решения предлагаемых ситуаций;

10- оценка обсуждаемых фактов, событий (положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная призвана тормозить нежелательные поступки);

11- обучение умению делать самостоятельные выводы и обобщения, а не пассивно воспринимать и запоминать;

12- окончание беседы должно быть кратким, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

4. Раскройте цели, задачи, содержание социально-личностного воспитания ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

5. Изобразите в виде схемы структуру социально-личностной компетентности ребенка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....

Подготовка и проведение этических бесед с дошкольниками

В статье даны методические рекомендации по подготовке и организации этических бесед с дошкольниками, начиная со средней группы детского сада,  в качестве методической помощи для воспитателей дошк...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Картотека этических бесед с дошкольниками

Картотека этических бесед с дошкольниками...

Материалы для проведения этических бесед

(информация из открытых интернет источников)...

План проведения этических бесед для детей 5-6 лет

План проведения этических бесед  для детей 5-6 лет...