Особенности социализации детей с нарушением зрения в современном обществе
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Цели и задачи социализации детей с нарушением зрения в современном обществе
Период пребывания ребенка с нарушением зрения в специализи-рованном учреждении от ясельного до младшего школьного возраста включительно связан для него с некоторыми кризисными периодами, как общепсихологического, так и специфического тифлопсихологического характера.
Наиболее острым специфическим периодом является период осознания своего отличия от нормально видящих детей (средний и старший дошкольный возраст). Второй критический период связан с переходом от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению. Третий период – переход к обучению в средних классах общеобразовательной школы.
Переход от дошкольного воспитания к школе означает для ребенка смену обстановки, появление новых требований к поведению и установление в новом коллективе своей позиции. Наличие зрительного дефекта во всех случаях усугубляет состояние тревожности у детей, неуверенности в своих силах и возможностях, может вызвать стрессовые состояния.
В современных условиях интеллектуализации общества подготовка к школе является первой ступенью в определении дальнейшей судьбы ребенка. Дети с нарушениями зрения не должны быть стеснены в выборе учебного заведения, будь то лицей или гимназия, то есть их дошкольная подготовка должна быть достаточно высокой, так как их адаптация к учебному процессу итак затруднена в силу наличия физиологических особенностей, влекущих за собой вторичные нарушения в личностной сфере.
Можно выделить следующие виды личностных нарушений:
- низкая самооценка, связанная со своим внешним видом, необходимостью носить очки или видом глаз;
- затрудненное восприятие всего нового, так как требуется больше времени на обследование нового объекта;
- боязнь новых контактов, повышенная тревожность;
- возможные психические нарушения.
Следовательно, дети, специализированного заведения должны быть более подготовлены к школе, чем их нормально видящие сверстники по основным параметрам школьной готовности.
Первый параметр: сформированность предпосылок развития школьных навыков, развитие мелкой моторики, зрительно-моторная координация, временная ориентация и ориентация в пространстве. У таких детей должны быть высоко развиты мыслительные операции сравнения, классификации, обобщения, чтобы отставание в интеллектуальной сфере не усугубило адаптацию к школе.
Второй параметр: развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, умения действовать по инструкции взрослого, запоминать условия инструкции, выстраивать свою деятельность в соответствии с ней, завершать и контролировать свою деятельность.
Третий параметр. Особое внимание следует уделить развитию личностной готовности (психологическая готовность) будущего школьника, умению ребенка общаться со сверстниками и взрослыми не только в игре, но и в совместной учебной деятельности (деловое сотрудничество), а также умению ребенка воспринимать взрослого в роли учителя, понимание необходимости адекватно реагировать на вопросы и замечания и умению работать в коллективе: соблюдать очередность ответов, быть внимательным к ответам одноклассников.
Очень часто первоклассники требуют неформального общения от учителя, то есть желают получить положительную оценку не только своих знаний и умений, а себя в целом. Дети пытаются выйти за рамки учебной ситуации и поделиться важными для них событиями личной жизни, личными мыслями и чувствами.
Осознание и разграничение учебной и внеучебной деятельности, необходимости вести себя в соответствии с требуемыми нормами в ситуации учитель-ученик закладываются уже в подготовительной группе детского сада, также как и умение работать в коллективе, умение внимательно выслушивать собеседника, отвечать на поставленный вопрос, зачатки планирования своей деятельности и самоконтроля.
Специфические проблемы детей с нарушениями зрения
В настоящее время произошли негативные изменения в этиологии заболеваний детей с нарушениями зрения. Увеличилось число детей с врожденными тяжелыми формами заболеваний органов зрения. Это связано с экологией, наследственностью, поражением центральной нервной системы в результате родовых и других травм.
В связи с этим на протяжении всего периода нахождении ребенка в дошкольном учреждении воспитатель в сотрудничестве с другими специалистами должен отслеживать детей с нарушениями в личностной, эмоциональной и поведенческой сфере, обращать на эти особенности внимание родителей., объяснять необходимость дополнительных консультаций невропатолога, психиатра и необходимости коррекции в раннем возрасте для достижения лучшего результата.
Следует выделить следующие особенности развития:
- повышенная тревожность, которая сопровождается тиками, подергиваниями, запинками в речи, заиканием, энурезом;
- повышенная агрессия, немотивированная, сопровождающаяся физическими проявлениями;
- чрезвычайная медлительность, невозможность завершить начатое дело, неспособность уложиться в общий темп занятия;
- задержка развития речи;
- задержка психического развития.
Рекомендации учителям и воспитателям
Для улучшения уровня подготовки детей к обучению в школе работа воспитателя в течение всего дня должна быть направлена на достижение главной цели: гармоничного развития ребенка и подготовки его к школе. Этот принцип носит названия усиленного педагогического руководства (И.С. Моргулис). Это касается организации контроля не только учебной, но и внеучебной деятельности ребенка.
Игры на прогулке и в группе должны проходить под контролем взрослого и развивать произвольность, умение кооперироваться, помогать сверстникам, быть внимательными друг к другу, так как учебная мотивация ребенка закладывается в игре, а затем уже переходит в учебную деятельность. Воспитатель должен акцентировать внимание ребенка на оценке результатов его деятельности вначале учителем, а затем и самим ребенком, пробуждать интерес к новым формам интеллектуальной деятельности, для чего деятельность должна быть увлекательной, информация современной и необходимой для жизни. Общий уровень развития детей растет, и дети предъявляют повышенные требования к уровню знаний воспитателя.
Когда ребенок начинает действовать из интереса к новым формам умственной деятельности, у него появляется активное отношение к объектам изучения. Это говорит о возникновении элементарных познавательных и учебных мотивов. У детей появляется особая чувствительность к оценке результатов учения, исправлению своих ошибок, желанию решать трудные задачи. Ребенок с нарушением зрения должен научится воспринимать учебную задачу, принимать ее как необходимость для выполнения, подчинять свои действия ее решению, усвоить новый материал и применить его в решении поставленной учебной задачи.
Организационно-волевая сторона учебной деятельности является наиважнейшей в компенсации зрительной недостаточности. Именно активность ребенка с нарушениями зрения в познании, умении добиваться результатов несмотря на значительные трудности практического выполнения обеспечивают успешность учебной деятельности.
Задачей работников учреждений для детей с нарушениями зрения является всесторонняя помощь детям в реализации познавательных задач и воспитанию самоорганизации в рамках учебного процесса. Для этого следует использовать все возможности и практические средства, имеющиеся в распоряжении учителей и воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"
В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельн...
Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»
Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье
Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье...
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Позитивная социализация детей с нарушением зрения в процессе патриотического воспитания
По мнению Глебовой Б.Г. термин «позитивная социализация» определяется как приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства, как о...
Реферат на тему: «Особенности социализации детей с нарушением зрения в ДОО»
Реферат на тему: «Особенности социализации детей с нарушением зрения в ДОО»...