Дидактические игры для дошкольников по ознакомлению с родным краем
материал
Путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к дальнему»- от любви к родному дому, к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.
Данные игры являются не только эффективным средством развития познавательной активности, но и расширяют представления и знания детей об истории и культуре родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_doshkolnikov_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.docx | 679.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой родного края.
1.«Какая птица (дерево, животное) лишняя и почему».
Дидактическая задача: развивать умение отличать птиц (деревья, животных) нашего края от других, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Выбирать и называть только тех птиц (животных, деревья, цветы, которые существуют в нашем крае.
Игровое действие: Брать карточку с изображением нескольких птиц (деревьев, цветов, животных) и называть только тех, которые есть в нашем крае (на каждой карточке есть один объект не с нашего края).
2. «Помоги зверюшке добраться до дома».
Дидактическая задача: повторить названия растений, животных, их внешние признаки, места обитания; развивать внимание, мышление, память, речь.
Игровое правило: Проходя этапы в игре называть растения, животных, птиц. Игровое действие: кидать кубик с цифрами, выполнять нужное количество шагов и называть встречающихся на пути (нарисованных на игровом поле) животных, растения и птиц.
3. «Кто где живёт?»
Дидактическая задача: закреплять представления детей о растениях и животных края, развивать умение группировать их по местам обитания и произрастания (тайга, смешанный лес, луг, река Амур, морское побережье, озеро, север края, развивать самостоятельность мышления, внимательность, активность.
Игровое правило: Соревноваться, кто скорее выберет из предложенных нужные картинки растений и животных и закроет ими пустые клетки-пробелы на больших картах, на которых нарисованы тайга, смешанный лес, луг, река, озеро, морское побережье, север края.
Игровое действие: Дети (индивидуально, парами или подгруппами- командами, соревнуясь подбирают картинки из предложенных и закрывают пустые места.
4. «Какие из данных птиц зимуют в нашем крае?».
Дидактическая задача: развивать умение узнавать и называть зимующих птиц нашего края, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Выбрать картинку с птицей и назвать её.
Игровое правило: Из предложенных картинок выбрать зимующих птиц нашего края и назвать их (можно индивидуально, можно в виде соревнования)
5. «С какого дерева листок (плод)».
Дидактическая задача: развивать умение определять и называть дерево, кустарник по его листочку (плоду) и наоборот.
Игровое правило: после сигнала правильно найти своё дерево (кустарник) или листок (плод).
Игровое действие: Подбирать правильную пару (дерево- листок, плод).
6. «Рассели по «этажам» леса».
Дидактическая задача: развивать умение определять к какому ярусу леса относятся данные растения, животные, птицы.
Игровое правило: Правильно «расселять» растения, птиц, животных по «этажам» леса.
Игровое действие: Выбирать карточку с изображением объекта природы, укладывать её на нужный ярус леса, объясняя почему.
7. «Размести растения (животных) на карте Смоленского края».
Дидактическая задача: развивать умения правильно определять места обитания растений (животных) в нашем крае, развивать внимание, мышление, память.
Игровое правило: Правильно разместить все картинки с растениями (животными) на карте нашего края.
Игровое действие: Брать картинку и размещать её в нужное место на карте края, объясняя свои действия (можно индивидуально, можно по подгруппам, по командам).
8. «Найди, какое растение является лекарственным».
Дидактическая задача: развивать умение находить и называть из разнообразных растений края те, которые являются лекарственными, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Выбрать из предложенных растении только лекарственные и правильно их назвать.
Игровое действие: Получив карточки с растениями, выбрать и назвать только лекарственные.
9. «Экологические цепочки».
Дидактическая задача: развивать умение находить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных в нашем крае, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Правильно вставить пропущенное звено в цепочке.
Игровое действие: Вставлять пропущенные фрагменты в экологическое цепочке и объяснять почему.
10. «Загадки- отгадки».
Дидактическая задача: развивать умение отгадывать загадки о растениях и животных Хабаровского края, узнавая их на картинках.
Игровое правило: Сначала надо найти картинку- ответ, а потом назвать.
Игровое действие: Угадать объект по загадке и найти нужную картинку.
11. «Угадай по описанию».
Дидактическая задача: развивать умение угадывать животное (растение)по описанию и наоборот описывать выбранное наугад животное (растение); развивать внимание, память, речь, наблюдательность.
Игровое правило: По описанию правильно угадать и назвать животное (растение, птицу и т. п.). Или наоборот, по картинке животного (растения, птицы)дать короткое описание, выделяя особенности.
Игровое действие: Слушать и, угадывая, называть животное (растение, птицу.) или выбрать картинку и рассказать о том, кто (что)на ней изображено и его особенностях.
12. «Собери картинку».
Дидактическая задача: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания об объектах природы края и их особенностях., воспитывать старание, целеустремлённость, усидчивость, развивать внимание, мышление, речь.
Игровое правило: За определённое время правильно собрать из частей (3,4,5,6) целую картинку (можно после этого предложить составить рассказ по картинке).
Игровое действие: Правильно складывать картинку из нескольких частей и называть, что получилось.
13. «Домино».
Дидактическая задача: закреплять знания о флоре и фауне нашего края, развивать сообразительность, внимание, память, речь.
Игровое правило: Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.
Игровое действие: Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя и правильно класть одну из своих карточек.
14. «Передавай и называй».
Дидактическая задача: закреплять умение детей называть объекты природы Хабаровского края и их классифицировать.
Игровое правило: Называть объект (зверя, птицу, рыбу, растение) можно только после того, как получишь камешек (мячик, отвечать надо быстро, не повторять уже сказанное кем- то.
Игровое действие: Передать камешек (мячик, быстро и правильно назвав объект природы (какой был задан по классификации: животное, растение, рыба или птица).
15. «Так бывает или нет».
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в предметах и явлениях, повторяя при этом условия существования и образ жизни животных (растений, птиц, рыб).
Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен с4казать, почему так не бывает.
Игровое действие: Отгадывать и исправлять небылицы.
16.«Путешествие из прошлого в настоящее»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Оха, о внешнем виде зданий;
- формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;
- активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.
Ход игры:
В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Охи в старом и современном виде.
В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением цветных памятников архитектуры «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых памятников архитектуры, но выполненных несколько лет назад. По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку с изображением одного и того же здания. Дети называют здания. Выигрывает тот, кто правильно подберет пары и назовет памятник.
1 вариант:
Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.
2 вариант:
Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.
Игровое правило:
Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
17. Дидактическая игра «Собери картинку»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,
- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).
Игровое правило:
За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.
18.Дидактическая игра
«Сквозь замочную скважину»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закреплять знания детей о памятниках города Охи ;
- развивать зрительную память, восприятие.
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами памятников города Охи , комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.
Игровое правило:
Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.
19.Дидактическая игра «Путешествие по городу»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.
- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.
Дидактический материал:
Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.
Ход игры:
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.
В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.
1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.
2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.
3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.
Игровые правила:
Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
20.Дидактическая игра «Найди пару»
«Что за ягода такая»
(игра предназначена для детей 6 – 7 лет)
Цель:
- познакомить детей с видами ягод и учить называть их;
- учить узнавать ягоды, которые произрастают в Костромской области;
- развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.
Ход игры:
1 вариант:
Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.
2 вариант:
Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.
В комплект игры входят карточки с изображением ягод Сахалинской области.
21.Д/И«Кто такой?»
(игра предназначена для детей 6-7года)
Цель:
- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Сахалинской области;
- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;
- развивать внимание и память.
Ход игры:
1 вариант:
Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Сахалинской области.
2 вариант:
Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу Сахалинской области, дети называют его.
3 вариант:
Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Сахалинской области и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"
У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться. ...
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»
"Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...
Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"
Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...
"Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"
Статья для воспитателей...
Деловая игра «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является заклады...