Педагогический проект "Чистые ладошки"
методическая разработка

Курбатова Татьяна Евгеньевна

Особенности формирования культурно-гигиеенических навыков у детей с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26  компенсирующего вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Чистые ладошки»

    Авторы:

                                                    Григурко И.А.

                                                     Курбатова Т.Е.

                                               

                                                   

Санкт – Петербург, г. Павловск

2018 г.

Название проекта

«Чистые ладошки»

Тип проекта

Творческий, долгосрочный.

Исполнители проекта

Воспитатели группы «Колобок»: Григурко И.А., Курбатова Т.Е., учитель-дефектолог, дети гр. «Колобок» и их родители.

Цель проекта

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание через игру у детей со сложными дефектами гр. «Колобок», учитывая возможности каждого ребенка.

Основные задачи проекта

С учётом возможностей каждого ребенка:

  • формировать у детей умение, связанное с мытьем рук: правильно пользоваться мылом, насухо вытирать полотенцем, вешать полотенце на место;
  • развивать общую и тонкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе мытья рук;
  • развивать положительное эмоциональное отношение к       предметам и действиями с ними в сотрудничестве с взрослым;
  • обогащать представления детей о бытовых предметах (мыло, полотенце и др.), их функциональных свойствах и использовании предметов по назначению на основе подражания действиям взрослого или с необходимой ассистирующей помощью взрослого;
  • стимулировать активность и инициативность детей при выполнении ими игровых действий с бытовыми предметами и игрушками.

Целевые группы проекта

Первичная целевая группа – дети группы «Колобок»

Вторичная целевая группа – родители детей группы «Колобок».

Основные планируемые результаты проекта

Для родителей:

  • повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
  • получение индивидуальных консультаций по вопросам мытья рук у детей с особыми потребностями;
  • укрепление связей между детским садом и семьёй;
  • изменение позиции родителей в отношении своих возможностей и возможностей своего ребёнка.

Для педагогов:

  • повышение знаний по теме проекта;
  • укрепление связей с родителями.

Для детей:

  • формирование у детей умений, связанных с мытьем рук: удерживать в руке мыло, пользоваться полотенцем  (с учётом возможностей каждого ребенка).

Краткое описание проекта

1 этап

Организационно - подготовительный этап

(до 16.11.2018 г.)

Изучение проблемы.

  • Подобрать и изучить методическую литературу,

интернет ресурсы  по данной теме;

  • подобрать художественную литературу по теме проекта;
  • разработать и провести диагностику по умению использовать мыло и полотенце детьми;
  • подготовить для родителей папку-передвижку «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями».
  • привлечь родителей к данному проекту.

2 этап

Основной - практический этап

(19.11.2018 г. – 25.04.2019 г.)

Осуществление замыслов проекта.

На начальном этапе разработки проекта будут  проведены индивидуальные беседы с каждым родителем с целью донести до них важность данной проблемы.

Следующий шаг реализации проекта – оформление папки – передвижки для родителей на тему: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями».

Далее мы разработаем и проведём диагностику по умению использовать мыло и полотенце детьми.

Планируем оформить алгоритм мытья рук, используя фото наших детей, оформить картотеку стишков и потешек для использования при мытье рук и умывании.

На этом этапе планируется проведение игр с водой и с мылом, используя образные игрушки.

На протяжении всего проекта в режимные моменты (перед едой,  после прогулки и по необходимости) мы будем использовать различные стишки и потешки.

Все действия производятся с учётом возможностей каждого ребенка и с необходимой ассистирующей помощью взрослого.

3 этап

Заключительный этап

Подведение итогов проекта:

оформление необходимой отчётной документации;

презентации для родителей как проходил данный проект;

открытое мероприятие на неделе педагогического мастерства для родителей совместно с учителем-дефектологом по теме проекта.

Сроки реализации

с 01.11.2018г. по 30.04.2019 г.

Актуальность проблемы:

     Для полноценного разностороннего развития ребёнок должен обладать определёнными умениями и навыками. Наиболее важными для детей с ТМНР любого возраста являются навыки самообслуживания. Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя. Целью коррекционного воспитания для детей со сложными дефектами развития является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде.

     Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социальную жизнь. И главная задача педагога – привить им навыки самообслуживания, чтоб в следствии эти уже взрослые люди с ТМНР могли максимально сами себя обслуживать и не быть обузой обществу, и даже приносить пользу.

     Следовательно, необходимо искать пути, подходы, способствующие эффективному формированию социального опыта детей.

Рабочий план реализации проекта

сроки

исполнения

мероприятия

ответственные

1.

До 16.11.18 г.

Донести до участников проекта (родителей) важность данной проблемы.

Подобрать и изучить методическую литературу, интернет ресурсы  по данной теме.

 Подобрать художественную литературу по теме проекта.

Разработать и провести диагностику по умению использовать мыло и полотенце детьми.

Григурко И.А.

Курбатова Т.Е.

2.

19.11.18 г.

Папка-передвижка для родителей: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями».

3.

19.11.2018 г.-

30.04.2019 г.

Игры с водой: «Помоем зайке лапки»;  брызгание водой,  хлопанье по воде; «Мыльные перчатки», «Вымоем кукле ручки» и др.

В режимные моменты чтение художественной литературы: «Водичка-водичка» (потешка) и пр.

Оформление алгоритма мытья рук, используя

фото наших детей.

     Мытье рук строится следующим образом:    взрослый вместе с ребёнком открывает кран, подставляет руки ребёнка под воду, помогает ребёнку взять  мыло в руки и намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После этого закрываем кран, берем полотенце и вытираем руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе.

     Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.

Все игры и движения проводятся с учётом возможностей каждого ребёнка и необходимой ассистирующей помощью взрослого.

Григурко И.А.

Курбатова Т.Е.

4.

Неделя педагоги-ческого мастерства.

НОД  по изобразительной деятельности совместно с учителем-дефектологом и с  родителями по теме проекта.

Показ презентации «Чистые ладошки!».

Григурко И.А.

Курбатова Т.Е.

учитель-дефектолог.

Оценка эффективности проекта

Считаем, что проект можно считать успешным при выполнении следующих пунктов:

  1. Заинтересованности родителей в данной проблеме;
  2. Положительная динамика у детей.
  3. Проведение презентации по проекту;

               4.   Положительные отзывы участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Педагогическая статья "Реализация программы дополнительного образования "Цветные ладошки"

Условия дополнительного образования в ДОУ позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком,...

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Родина на ладошке»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать...

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Родина на ладошке»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать...

Педагогический проект "Цветные ладошки"

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Нетрадиционные методы рисования....

Статья "Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки"

В данной статье содержится информация о мониторинге художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки". Бонусом являются оценочные лис...