Педагогическая статья "Реализация программы дополнительного образования "Цветные ладошки"
статья по рисованию

Поварницына Елена Александровна

Условия дополнительного образования в ДОУ позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, реализация программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности  «Цветные ладошки» в условиях младшей дошкольной группы способствует развитию инициативы, выдумки и творчества детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie.docx336.81 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы дополнительного образования

«Цветные ладошки»

 

Автор

Елена Александровна Поварницына,

воспитатель

     

Вариативность образования – один из

 основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Необходимо отметить, что одним из приоритетов социальной политики в

области дошкольного образования является расширение доступности качественного дошкольного образования.

Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием. 

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, воспитанники младшей дошкольной группы получают дополнительную образовательную услугу, реализуемую ДОУ на бесплатной основе - посещают кружок пальчиковой живописи «Цветные ладошки».

Программа кружка художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет разработана на основании авторской программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой (Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144 с.), и содержит интегрированную систему занятий по рисованию пальчиками.

Цель программы - опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную и прикладную деятельность, развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Пальчиковая живопись - интересный вид изобразительной деятельности, позволяющий наряду с развитием творчества, фантазии и воображения у детей дошкольного возраста обучение техническим навыкам и умениям, необходимым для декоративного и предметного рисования, дети используют при рисовании подушечки пальцев, фаланги, кулачки, ладошки.

Занимательная деятельность пальчиковой живописью проводилась 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут, с группой 5 детей, в самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. За 2023-2024 учебный год проведено 36 занятий, на которых реализованы развивающие, образовательные и воспитательные задачи:

Развивающие: 

-     развивать творческое воображение детей, фантазию;

-     развивать у детей интерес к пальчиковой живописи;

Образовательные:

-    учить рисованию примакиванием подушечками пальцев, фалангами, кулачком;

-    учить рисовать подушечкой указательного пальца прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые линии, а также замыкать их; научить детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы;

-    учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке;

-    учить рисовать густыми красками 7 цветов;

-    учить детей различать, называть и использовать в работе цвета /красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый/, знать их оттенки /розовый, голубой, серый/.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

Самореализацию;

- воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;

- воспитывать внимание, наблюдательность и эстетическое отношение к действительности;

-учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки.

Перспективный план работы кружка построен на основе тематического принципа в соответствии с тематическим планом образовательной деятельности основной образовательной программы «Детство». Разработанная  система интегрированных занятий, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Так, например, в соответствии с темой недели образовательной деятельности  «Осень», запланирована тема занятия на кружке  «Золотая осень» - дети выполняют коллективную работу по изображению осеннего пейзажа с использованием отпечатков ладошек, пальчиков. В соответствии с темой недели «Посуда. Продукты питания. Этикет» - запланирована тема занятия на кружке  «Красивая тарелочка» - дети украшают тарелочку разноцветными отпечатками пальчиков. В соответствии с темой недели «Животные жарких стран. Зоопарк» запланирована тема занятия на кружке «Жираф» - дети изображают фигуру жирафа с помощью отпечатка ладони. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через продуктивные виды деятельности.

Условия младшей дошкольной группы позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком. В результате занятий кружка «Цветные ладошки» к концу года воспитанники дошкольной группы самостоятельно или с незначительными подсказками воспитателя, применяют разные способы выполнения отпечатков пальчиков, ладошек, создают индивидуальные и коллективные рисунки, смешивают краски, подбирают цвета, применяют фантазию в изображениях, проявляют устойчивый интерес к деятельности. Результаты диагностики педагогического процесса в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - средние значения по каждому ребенку от 4,1-4,8, общегрупповой параметр 4,5 – 90%. Уровень освоения  содержания дополнительной образовательной программы кружка «Цветные ладошки» можно считать  нормативным. (Нормативным вариантом развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8).

Таким образом, цель и задачи дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности выполнены. Применение в педагогической деятельности программы обучения дошкольников пальчиковой живописи, развития воображения, позволило повысить уровень освоения воспитанниками основных разделов общеобразовательной программы: в образовательной области «Познавательное развитие» на 25%, в образовательной области «Речевое развитие» на 21%, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 26%. Воспитанники имеют стабильно высокие результаты в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», на 23% повысился уровень развития воображения.

Воспитанники младшей группы являются активными участниками и призерами конкурсов муниципального, федерального и международного уровня: Международный творческий конкурс «Очей очарованье» коллективная работа 1 место, Городской конкурс на лучшую новогоднюю игрушку - 3 место, Всероссийский конкурс актерского мастерства «Таланты России» -  1 место, Международный творческий конкурс «Мир на ладошках» - 3 место, Шестой Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Таланты России» - 2 место, Всероссийская познавательная викторина по ПДД  - 1 место.

Следовательно, реализация программы художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки» в условиях младшей дошкольной группы способствует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную и прикладную деятельность, развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Главное, что бы перед вами была цель и помните, что в достижении больших и маленьких целей вам мало что мешает, кроме самих себя…

Простой рецепт преодоления трудностей при достижении целей:

1.Поверить в себя. 

2. Разбить процесс на простые выполнимые этапы. 
3. Приложить все усилия для достижения цели.

И все тогда получится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»

Программа дополнительного  образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию

Данная программа включает в себя цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И. А. Кузьмина...

Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

Цель  программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному творчеству и желание трудиться.  Формировать художественное мышление и н...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды

Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансо...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации

   Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...