«Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста»
статья
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста»
Как показывает мировая история, цивилизованное государство всегда стремится повысить правовую культуру членов своего общества путем распространения информации среди своего населения о принятых и действующих нормативно-правовых актах. В качестве средств используются СМИ и печать, сеть интернет, политические и правовые митинги, распространение брошюр правового содержания, ознакомления детей школьного возраста с правовой системой страны и т. д. В системе российского дошкольного образования еще недостаточно уделено внимания воспитанию правовой культуры у детей дошкольного возраста. Актуальность правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена тем, что социальные и политические изменения в российском обществе порождают переоценку роли ребенка в нем. Современное общество проявляет нужду в личности, в которой сформировано уважительное отношение к установленным правилам поведения, осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения, понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение. Согласно концепции Казаевой Е. А. правовая культура является компонентом формирования гражданственности, а воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в сфере образования согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Следовательно, правовое воспитание, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо для формирования личности как современного члена гражданского общества. Это обусловлено, в первую очередь, политическим устройством нашей страны, в которой каждый гражданин должен проявить собственную инициативу для реализации и защиты своих прав [4, с.58]. Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях [2]. Таким образом, можно сказать, что от формы организации правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении может зависеть жизненное самоопределение дошкольников. На основании вышеизложенного можно утверждать, что актуальность правового воспитания детей довольно высока. Данное положение вызывает необходимость поиска ответов на такие вопросы, как: с какого возраста следует начинать правовое воспитание ребенка, какие методы правового воспитания наиболее оптимальны для ребенка, каковы критерии правового воспитания детей, к которым должен стремиться педагог в процессе формирования у детей правовой культуры как компонента гражданственности. Как показал анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт работы в дошкольном образовательном учреждении, дети уже в младшем дошкольном возрасте в своем поведении начинают ориентироваться на нравственные нормы, в старшем дошкольном возрасте они могут соблюдать их, объяснять их смысл и значимость. Следовательно, психологические предпосылки для формирования правового сознания возникают в старшем дошкольном возрасте. Согласно теоретическим работам Якобсон С. Г. в старшем дошкольном возрасте у детей формируются первые этические представления: о дружбе, о милосердии, о чувстве долга, справедливости [1]. В процессе формирования правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста можно применять различные методы воспитательной работы: дидактические игры, этические беседы, рассматривание сюжетных картин, отражающих нравственно-правовую тематику, хороводные игры и т. д. В опытно-экспериментальной деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «У Лукоморья» г. Саяногорска мною был составлен творческий проект для детей старшей группы «Страна прав и законов». Целью проекта являлось создание условий для нравственно-этического развития детей посредством самостоятельного формирования детьми внутри своей группы «правового гражданского общества». В проекте были предусмотрены различные мероприятия: беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, выставки рисунков, музыкальные развлечения, викторина, мультимедийные презентации и другие. На первых стадиях реализации проекта была проведена беседа с детьми о том, что такое «Правовое государство» и какие у него свойства. В ходе беседы у детей было сформировано представление об общих признаках правового государства, кто управляет таким государством, каким должен быть глава правового государства. В процессе реализации проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность с детьми по теме «Гражданин правового государства, какой он?». Целью данной деятельности являлось создание условий для социально-коммуникативного развития детей. В работе использовалась дидактическая игра «Хорошо — плохо». Детям были розданы сюжетные картины с изображением поступков людей. Дошкольники должны были дать оценку этим поступкам в нравственно-правовом аспекте, и определить может ли являться герой сюжетной картины членом правового общества и объяснить почему (например, на картине изображен мальчик, стреляющий из рогатки в уличный фонарь, дети объясняют, что это плохо и почему). В процессе игры у детей были сформированы четкие представления о том, каким должен быть гражданин правового государства. Проект предполагал и работу с родителями детей. В соответствии с планом родителям было дано задание: провести дома со своими детьми беседу по теме «Что такое выборы?». Для оказания помощи родителям в информационный уголок группы была размещена консультация «Как рассказать ребенку в игровой форме о выборах». После этого с детьми старшей группы была проведена сюжетно-ролевая игра по теме «Выборы президента группы». В процессе игры дети самостоятельно организовывали выборы главы своего «Правового государства» с учетом той информации, которую они получили из домашней беседы с родителями по данной теме. С детьми было проведено два интерактивных занятия с использованием мультимедийной презентации по теме «Что такое законы и для чего они нужны?» В первый день в презентации были представлены на обозрение детям сюжетные картины с комментариями, отражающие проблемы отношений людей между собой, и изображающие плохие поступки людей. Воспитатель, комментируя ситуации, ставил перед детьми вопросы: как или каким образом можно разрешить сложившуюся ситуацию, кто в ней прав, кому нужно уступить, можно ли совершать такие поступки, и что можно или нужно делать, если непослушные закону люди их совершают? Дети в процессе беседы самостоятельно пришли к выводу о том, что в любом обществе, группе людей, как и в целой стране необходим определенный механизм, разрешающий конфликты и ссоры между людьми и запрещающий совершать плохие поступки. Воспитатель в процессе беседы подводила детей к вопросу: что может урегулировать разногласия и ссоры людей и защитить граждан от плохих поступков других людей. В дополнительных вопросов к детям, они пришли к единому выводу: что людей должны защищать законы страны и люди, которые их принимают и следят за их исполнением. Далее воспитателем были сформулированы вопросы для детей в качестве домашнего задания для следующего: «Ребята, а какие законы вы знаете? Что дают нам эти законы? Какие права есть у детей? Есть ли обязанности у детей? Как защищаются права детей в нашей стране? Спросите об этом дома у родителей». Родители были информированы об этом задании, они получили эти вопросы в письменном виде. На следующий день следовало второе занятие по теме «Что такое законы и для чего они нужны?». Воспитатель напомнила детям ранее заданные вопросы и выслушивал ответы детей, дополнял их ответы, задавал дополнительные вопросы. Далее воспитатель предложила детям разделить все законы на три большие группы. Так, воспитатель приводила примеры разных действий людей (например, государственные лица с помощью законов запрещают людям красть чужие вещи, бить людей, мусорить на улице) и спрашивала у детей к какой группе данные законы можно отнести? Дети самостоятельно определяли название этой группы законов — это законы, которые нас защищают от посягательств, т. е. защищающие законы. Следующая группа законов — те законы, которые нам разрешают выполнять определенные действия (ездить на экскурсии, общаться с друзьями, свободно выражать свои мысли, ходить на митинги и т. д.), т. е. разрешающие законы. Третья группа законов — законы, которые нас обязываю выполнять определенные действия, т. е. обязывающие законы (уважать взгляды, свободу других людей, культурно вести себя в детском саду и за его пределами, ходить опрятными). В процессе данной педагогической деятельности у детей было сформировано представление о системе законов, об их значимости, об основах государственного устройства нашей страны. Также в проект были включены такие мероприятия, как беседы с использованием сюжетов хорошо известных сказок; совместный поиск решений от своего имени или имени героя, (например, если бы я был гадким утенком…, если бы я поймал золотую рыбку…, если бы я вдруг превратился в…); дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Какие права у героев»; игра «Наблюдалки» (предлагали детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких); игра-драматизация «В роли другого» (посредством игры каждому ребенку предлагали побывать в роли другого, войти в его положение, «вчувствоваться» в его проблемы, это помогало реагировать на поведение окружающих людей); отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов, выставка рисунков по теме «Государственные символы», изготовление плаката по теме «Страна, где я живу», музыкальные развлечения, викторины. Многие использованные методы и формы правового воспитания детей были заимствованы из сборника «Строим будущее» [7]. Работа по развитию основ правовой культуры проводилась совместно с родителями воспитанников. Предварительно проведенные мною психолого-педагогические исследования показали, что они часто испытывают трудности в воспитании детей. Многие родители обеспокоены конфликтностью, неуравновешенностью, агрессивностью своих детей, и не знают, как вести себя в трудных ситуациях, иногда применяют к своим детям телесные наказания. Правовая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Почти в каждой семье нарушение прав детей, унижение их достоинства является частым событием. Поэтому одной из главных задач педагогов в ДОУ является правовое просвещение родителей, содействие им в защите прав и достоинства детей. С этой целью на родительском собрании были проведены беседы с родителями по поводу развития правовой культуры ребенка, в информационный уголок размещена консультация для родителей «Права ребенка». В результате проделанной работы мы выявили, что у детей сформированы представления о правах и гражданском поведении, активизирована их социальная позиция. В группе созданы условия для приобретения детьми таких нравственных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, обеспечены предпосылки для ответственного отношения детей к себе и окружающим, к природе. Таким образом, работа по воспитанию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста должна ставить своей целью создание условий для освоения детьми правовых основ гражданского общества, государственного устройства страны, в которой они живут. Для повышения эффективности правового воспитания дошкольников необходимо формировать нормативно-правовую компетентность их родителей. В организации проектной деятельности по формированию правовой культуры дошкольников как компонента гражданственности рекомендуется опираться на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...
«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»
Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, лю...
Cатья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья способствует формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством поликультурного воспитания....
Выпускная квалификационная работа "Значение регионального компонента для формирования основ социализации детей старшего дошкольного возраста"
Материал имел оценку отлично ,при защите на соответствие в 2015 году в ИПК г.Тула...
Семья как источник воспитания нравственности и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие…Источником зарождения данных качеств, в первую очередь, являются взрослые....
«Нравственное воспитание как основа формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Реализация проекта по выбранной теме, позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов)....