Cатья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по теме

Бышева Елена

Статья способствует формированию толерантности  у детей старшего дошкольного возраста посредством  поликультурного  воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bysheva_50_evsevevskie_chteniya_statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

БЫШЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

 МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»                                                                                                                                      Республика Мордовия, Лямбирский район,  село Лямбирь.  

                                                           

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность, инновационный режим, поликультурное воспитание  дошкольников.

АННОТАЦИЯ. Статья способствует формированию толерантности  у детей старшего дошкольного возраста посредством  поликультурного  воспитания.

INTERCULTURAL EDUCATION AS a MEANS of CREATING an TOLERANTNOSTI U CHILDREN UNDER SCHOOL AGE

BYŠEVA ELENA VYACHESLAVOVNA

MBDOU "kindergarten No. 3 Lyambirsky combined form" Republic of Mordovia, Lyambirsky district, Lâmbir′ village.

 KEY WORDS: tolerance, innovation, intercultural education of pre-school children.

ANNOTATION. Article promotes tolerance among children of pre-school age through multicultural education.

      В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.    

      Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их  надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.  

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.           «Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики  и  объясняет,  почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей.

     Передо мной, педагогом дошкольного образовательного учреждения,  стоит задача сделать все, зависящее от меня, чтобы окружающий мир не стал враждебным  для всех и каждого ребенка в отдельности.

     Наш детский сад на протяжении многих лет работает в инновационном режиме  муниципальной экспериментальной площадки по поликультурному воспитанию  дошкольников в рамках соприкосновения трех мировых культур: славянской, тюркской, финно-угорской. За эти годы в ДОУ организована  поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности.  

     В моей группе вместе воспитываются дети разных национальностей – русские, татары, мордва. Я стараюсь сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто живет вместе.

     Работая над темой поликультурного воспитания детей дошкольного возраста как средства воспитания у них толерантности, я поставила перед собой  следующие задачи:

- помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде;

- воспитать у детей дошкольного возраста основы толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.

     Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей.

     Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, проведении всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотеки,  мини-музея. А также – это огромная каждодневная работа  всех педагогов нашего детского сада.

     Ценной считаю попытку значительно расширять, конкретизировать и систематизировать знания детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, быте. Для формирования у детей  интернациональных чувств использую в своей работе разные  средства, формы и методы работы:

- беседы, рассказы детей из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов;

- занятия по ознакомлению с культурой и традициями людей разных национальностей;

- знакомство с фольклором русского, татарского и мордовского народов;

- наблюдения, опыты, экспериментирование;

- целевые прогулки, экскурсии в мини-музей;

- доброжелательное общение с детьми разных национальностей.

     Для плодотворного воспитания и развития детей, гармонизации отношений в группе на основе позитивного сотрудничества регулярно провожу с детьми разнообразные игры, например:

*Упражнение “Мы похожи!” (создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе,  повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы)

*Упражнение “Цветок моей толерантности”  (повышение самооценки, развитие доверия в группе)

*Упражнение “Аплодисменты” (повышение настроения и самооценки, активизация участников группы)

*Упражнение “Комплименты”    (повышение настроения и самооценки, активизация участников группы) и другие.

     Практика показывает актуальность  и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях. Они дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности. Верю, что детские навыки общения мои воспитанники перенесут во взрослую жизнь.

Литература

1.  Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

2.  Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

Проект «Здравствуй мир!» (формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста)

Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает множество народов, каждый из которых имеет свои вековые традиции и по-своему самобытен. В нашем детском саду воспитываются дети разных на...