«Нравственное воспитание как основа формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Реализация проекта по выбранной теме, позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2018.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Продолжительность проекта: январь-май.
Цель. Создание условий для формирования
навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную
литературу по формированию навыков культурного поведения у
детей дошкольного возраста;
-Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей.
Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Расширить представление дошкольников о культуре поведения в дошкольном учреждении и вне его стен.
Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и поступки сверстников.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена
следующими причинами:
1. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного
становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения,
мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления,
обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так
и отрицательных.
2. Особенностью психического развития детей среднего, старшего
дошкольного возраста является произвольность, что способствует
формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени
обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.
3. Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый,
ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная,
систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.
4. Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный
процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат,
поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и
подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет
достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.
Исходя из вышеизложенного, можно считать, что данная тема
актуальна.
Гипотеза.
Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то это позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Формы реализации проекта: занятия, экскурсии, проблемные ситуации, ежедневные прогулки, игра, праздники, работа с семьёй, свободная деятельность детей.
Методы реализации проекта.
Наглядные: энциклопедии, наборы открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки детей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, рассказ воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.
Практические: дидактические игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами, создание альбома о правилах поведения.
Предполагаемые результаты проекта.
Дети: Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной жизни.
Закрепление культурно-гигиенических правил.
Рост речевой активности детей в разных видах деятельности.
Способность анализировать свои поступки и поступки других.
Родители: Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.
Повышение родительской компетентности по теме «Культура поведения».
Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.
Педагоги: Повышение эффективности работы по теме.
Повышение личностно-профессионального уровня.
Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
1 этап. Подготовительный.
Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта.
2 этап. Основной.
Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Работа ведётся по следующим разделам:
Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
3 этап. Заключительный.
Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.
период | задачи | самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями |
январь | Повышение собственной профессиональной компетентности. -Выявление знаний детей по данной теме. -Побуждать детей к пониманию важности вежливого обращения. -Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта. | Подбор, изучение методической литературы по теме. | Беседа «Вежливость на каждый день», «Мой четвероногий друг» Д/и «Сундучок полезных дел», «Давайте познакомимся» с/р игры «Детский сад», «Семья» СИТУАЦИИ. «Путешествие по маршруту добрых дел» «Будь опрятным» | Анкетирование родителей по выявлению уровня представлений о социально-нравственном воспитании дошкольников. |
Февраль | Формирование у родителей интереса к теме проекта -вызвать у детей осуждение жадности как черты характера - вызвать желание быть настоящим мужчиной - воспитывать галантное отношение к девочкам -упражнять в оценке правил поведения. | Разработка сценариев развлечений, досугов. Выступление на педсовете в ДОУ, на семинарах. | СИТУАЦИИ «Учимся знакомиться» БЕСЕДЫ «Почему с жадным никто не дружит», «Хочу быть как папа» Д/ и «Рыцарские поступки», «Объясни поступок» С/р игры «Армия», «Солдаты», «Семья», «Спасатели». -Проведение спортивного праздника посвященного «Дню защитника Отечества | Консультация для родителей «Культура поведения детей». |
март | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды. - Побуждать к проявлению чувства справедливости, отзывчивости. -воспитывать желание защищать малышей, никогда их не обижать. -упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю -воспитывать культуру поведения в общественных местах. | Оформление необходимого материала: дидактических карточек, схем. | СИТУАЦИИ «Как бы ты поступил?» БЕСЕДЫ «Что значит защищать слабых» Д/ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ «Я покупаю подарок», «Важные слова» С/Р игры «Театр», «Зоопарк» ЧТЕНИЕ А. Барто «Помощница», С. Михалков «Недотепа» Б. Житков «Как я ловил человечков», С. Маршак «Урок родного языка» | Выставка рисунков «Любимый сказочный герой» |
Апрель | Развивать культуру общения с взрослыми и детьми -Воспитывать умение регулировать свое настроение -подвести к пониманию того что правила поведения должны соблюдать и взрослые и дети -воспитывать умение договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу. | Подготовить и оснастить Уголок «Весёлый этикет» | СИТУАЦИ «Я и взрослые» - «Неразлучные друзья- взрослые и дети» БЕСЕДЫ «Мое настроение и настроение людей», «Правила для всех» Д/ и «Добрые советы» «Помогаем взрослым» С/р игры «Автобус», «Самолет», «Кафе», «Семья» Чтение К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Благинина «Если был бы я девчонкой» | Индивидуальные беседы с родителями по вопросам культуры поведения |
Май | -воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству - дать представление о скромности -упражнять в умении видеть и оценивать поступки товарищей -упражнять в умении и желании делать добрые дела -закрепить правила поведения в общественном транспорте. - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения, культурно - гигиенические, навыки. | Выступление на педсовете в ДОУ, на семинарах. | СИТУАЦИИ «Будь скромным» БЕСЕДЫ «Кто такой скромный человек», «Расскажи о хорошем поступке друга» Д/ И «Шкатулка добрых дел» С/р «Семья», «Повара», «Парикмахерская», Автобус», «Самолет» чтение С. Маршак «Дети нашего двора» С. Иванов «Хорошо или плохо», Р. Погодин «Просто история» В. Железняков «Рыцарь», А. Барта «Вовка - добрая душа»
| Консультация для родителей: «Нравственное воспитание дошкольников» |
\
Изучаемая литература:
С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
А.А.Лопатина, М.В.Скребцова «Воспитание нравственных качеств у детей»
Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет»
Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.
Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.
Кондрыкина Л.А., Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ООО ТЦ Сфера, 2011 г.
Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...
«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
В представленном материале разработана система по формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...
Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Цели:1) Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2) помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....
«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Знакомство родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; оказание помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей....
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...
Отчет по теме самообразования: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию воспитателя Дудоровой Галины Владимировны.Тема: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»...