Основы гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_grazhdanstvennosti.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сивоченко Татьяна Владимировна

старший воспитатель

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №396 общеобразовательного вида»

Рабочий телефон 46-90-20

 Основы гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Отличительным признаком демократического государства является наличие - гражданского общества, поэтому возникает потребность в переосмыслении потенциала гражданского воспитания среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения содержательности и практичности. Отечественный педагогический опыт свидетельствует, что чем раньше начинаем формирование гражданских навыков, тем четче и осмысленно дети осваивают ценности общества, в котором живут. Они должны знать свои права и уважать права других.

Исследования современных педагогов (Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, Э.К. Сусловой, Е.С. Никоновой и др.), опираясь на отечественное педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, рассматривают проблемы формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста и как его составную часть воспитание чувства патриотизма. Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм, в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия дошкольного учреждения, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания. [1, с. 234].

Учитывая интегративный характер гражданственности, то есть состоящий из нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность, нами использованы в работе педагогические задачи по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Смысл нашей деятельности состоит не только в том, чтобы хорошо информировать детей, но и развивать в них нравственность, ответственность и добропорядочность. Поэтому данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. По мнению М.Д. Маханевой, базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. [2, с. 6]

Понятие патриотизма опирается на компоненты:

- когнитивный (знания, представления),

- эмоциональный (чувства);

- поведенческий (умения, навыки).

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте, хотя отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью. Характерной чертой детей дошкольного возраста является слитность, окрашенность переживаниями нравственных чувств и знаний именно тогда знания оказывают влияние на нравственное развитие ребенка. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд) [2, с. 38].

Мы широко используем в воспитательной работе – праздники педагогический проект «Праздники России», концерты, тематические вечера. В процессе подготовки дети рисуют рисунки для тематических выставок, посвященных определенному событию, оформляют поздравительные открытки для гостей ДОУ - ветеранов ВОВ, знакомятся с историей возникновения государственных праздников: День Конституции (знакомство детей с Конституцией РФ, государственными символами России, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека), День народного единства, День защитника Отечества, День Победы.

Любой край, область неповторимы. В каждом уголке своя природа[3, с. 45]., свои традиции и свой быт. На примерах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы стараемся привить детям уверенность, что именно из таких пятнышек ткется полотно понятия – Родина. Учим на тематических занятиях таким понятиям, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг», прививая умения самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Исходя из кратковременности интересов и неустойчивости внимание, закрепляя интерес, предлагаем родителям совместное посещение музея, экскурсии по городу, а затем проводим беседы: «Расскажи о своей семье» «Какой памятник посвящен нашим землякам – поэтам?». «Что можно увидеть на выставке?», «Мои права и обязанности», составляем альбомы «Наши Защитники», «Театры города», «Оформление клумбы для сада». Проводим тематические недели, дл более углубленного ознакомления с материалом, например: «Мой дом», «Традиции празднования нового года» викторина «Прогулки по родному городу Омску» и другие (все отражено в календарных планах).

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок на примере взрослого ощущает причастность к жизни своего народа, может почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. [4, с.261]. В нашей группе в своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, но и как на равноправных участников формирования детской личности.


Используемая литература

1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 2003. - 337 с.

2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.

3 Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.45-

4. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 6. - С.28

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Я б в пожарные пошел»

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в быту, учить адекватному поведению в случае возникновения пожара....

«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»

Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, лю...

Семья как источник воспитания нравственности и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие…Источником зарождения данных качеств, в первую очередь, являются взрослые....

«Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста»

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Дек...

"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».

Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...

Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)

Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...