Анализ предметно- развивающей среды ДОО
методическая разработка
Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ предметно- развивающей среды ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.
Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группы ДОО оснащаются материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды детской деятельности.
В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей педагог должен трансформировать пространство группы.
Среди требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде – полифункциональность материалов. Она предполагает:
- разнообразное использование составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);
- наличие в группе полифункциональных (без жестко закрепленного способа употребления) предметов, в т. ч. природных материалов.
РППС должна быть вариативной. С этой целью педагог организует в группе различные пространства для игры, конструирования, уединения, подбирает материалы, игры, игрушки и оборудование. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности.
Чтобы стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагог регулярно меняет игровой материал, вносит в предметно-пространственную среду группы новые предметы.
Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должно быть доступно для воспитанников, в т. ч. для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС – одно из самых важных требований. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.
На какие недостатки развивающей среды обратить внимание?
– Качество игрушек и оборудования не соответствует психолого-педагогическим требованиям.
– Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости РППС.
.– Преобладают традиционные игровые уголки.
– Отсутствует уголок уединения.
– Недостаточное разнообразие игр и игрушек, что препятствует свободному выбору детей вида деятельности.
– Отсутствуют предметы-заместители.
– Новые красивые игрушки стоят на верхних полках, используются для украшения помещения.
– Доступ детей к играм и игрушкам, орудиям для рисования, лепки, конструирования организован плохо.
– В самостоятельной деятельности детей и на занятиях используются неисправные игрушки и неполноценные комплекты.
Таблица для фиксации результатов тематического контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы требованиям ФГОС ДО»
Вопросы контроля | Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО) | Примечание рекомендации | |
да | нет | ||
1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС) учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО | + |
|
|
2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность | + |
|
|
3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников | + |
|
|
4. Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы) | + |
|
|
5. В группе созданы условия для развития и образования детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития | + |
|
|
6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей | + |
|
|
7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей | + |
|
|
8. РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие | + |
|
|
9. Воспитанники свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения | + |
|
|
10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности: | + |
|
|
– коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | + |
|
|
– познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) | + |
|
|
– восприятие художественной литературы и фольклора | + |
|
|
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | + |
|
|
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы | + |
|
|
– изобразительную (рисование, лепка, аппликация) | + |
|
|
– музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) | + |
|
|
двигательную (овладение основными движениями) | + |
|
|
11. Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы | + |
|
|
12. В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности | + |
|
|
13. В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей | + |
|
|
14. В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни | + |
|
|
15. Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми | + |
|
|
16. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям | + |
|
|
17. Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений | + |
|
|
18. Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня | + |
|
|
19. Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов) | + |
|
|
20. Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц) | + |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ предметно-развивающей среды педагога-психолога ДОУ
Представлен самоанализ наполняемости предметно-развивающей среды педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении: в кабинете педагога-психолога, а также на группах....
Анализ предметно-развивающей среды
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дет...
Карта анализа предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Карта анализа предметно-развивающей среды в группах ДОУ с точки зрения создания условий для обеспечения эмоционального комфорта (авторская разработка С.А.Медведевой)...
анализ предметно- развивающей среды в ДОУ
Предметно-развивающая среда в средней группе организована таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно...
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста. В помощь воспитателям....
Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных группах.
Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных группах....