Недирективная помощь детям
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье описаны недирективные подходы взаимодействия педагога с детьми, их принципы, основные формы и методы работы....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedirektivnaya_pomoshch_detyam.odt | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Недирективная помощь в образовательной деятельности»
Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность. Педагог предоставляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности; рассматривает как равноценных партнеров; уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор в рамках принятых форм поведения
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста — одно из требований ФГОС ДО. Чтобы его выполнить, воспитатели должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности и оказывать им недирективную помощь.
Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недерективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.
Недирективный метод взаимодействия педагога с детьми обеспечивает:
• Реализацию принципа сотрудничества и сотворчества воспитателя с ребенком и принципа развивающего обучения
• Поддержку детской инициативы;
• Использование социальной ситуации для развития ребенка
Педагог становиться партнёром, а не учителем.
Партнерство — совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.
Основные принципы, на которых строится недерективная помощь:
- принцип диалогичности — совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи;
- принцип вариативности — каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил;
- принцип доброжелательности — педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности;
- принцип опоры на положительное в ребенке — педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка;
- принцип позитивной эмоциональности — важно поддерживать положительные эмоции ребенка от его собственных усилий, когда он решает ту или иную образовательную ситуацию;
- принцип развивающейся субъективности — девизом этого принципа может служить высказывание М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Основные формы и приёмы работы в рамках недириктивных подходов.
Техники активного слушания и «Я - сообщений».
Техники активного слушанья. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
В диалоге с ребенком важно учитывать его чувства и показывать ему, что мы понимаем эти чувства. Например, если ребенок злиться на вас или обиделся, то стоит отразить его чувства (хотя мы сами при этом можем испытывать злость): «Я вижу, что ты злишься, но сейчас нам надо...». Для ребенка важно увидеть, что его понимают. При этом, если вы сами злитесь, то не стоит этого скрывать, дети все равно почувствуют ваше настроение. Можно сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы балуетесь и не собираетесь на музыкальное занятие». Только важно говорить о своих чувствах и о конкретных действиях ребенка, а не критиковать его как личность.
Запреты—это не наказание, а помощь в организации своей жизнедеятельности. Фраза «Нельзя драться» имеет глубинный смысл для нас, но не для ребенка. А вот ее объяснение поможет ему понять, почему так не стоит делать. Например, «Драться нельзя, потому что это нарушение границ чужого пространства. У каждого человека есть свое личное пространство. И никто не имеет права его нарушать» или «Драться нельзя, потому что ты можешь причинить боль и вред другому, спор можно решить словами, объяснив другому, чего ты хочешь». И не стоит думать, что дети не смогут понять такое объяснение. Запрет будет иметь для них конкретный смысл. А фраза «Так нельзя делать» вызовет у ребенка лишь чувство вины, злость или обиду, потому что в этой фразе заключается обвинение, давление на него.
«Я – высказывания/сообщения»- эффективная техника общения, направленная на адекватное выражение эмоций. Используется для того, что бы собеседник услышал и понял вас.
Подробнее разберём четырех шаговую модель «Я- сообщений».
Четырёх шаговая модель «Я-сообщений»
Описание | Пример |
|
|
| …что посуда не вымыта… …когда опаздывают… |
| …мне хотелось бы порядок в доме… …я хочу встречаться во время |
4. Последствие | ….и тогда мы сможем найти общий язык. ….и тогда наши отношения будут теплее. |
Примеры для отработки техники «Я-сообщений».
- Из-за тебя Петя мы сегодня опоздали на занятие, вечно ты копаешься, как будто нельзя собираться вовремя.
- Я очень расстроилась, потому что мы опоздали на занятие. Я хочу, что бы мы приходили во время, и тогда нам не будут делать замечания.
- Ты вечно выкрикиваешь и ни кого не слушаешь.
- Мне не нравиться, что мы не слушаем друг друга. Я хочу, что бы мы слушали других ребят, и тогда у нас будет больше тем для общения.
- Ты должен спать, потому что идёт тихий час.
- Я огорчаюсь, когда у нас тихий час, а ты до сих пор не спишь. Я хочу, что бы после тихого часа ты был бодрым и отдохнувшим, а для этого надо поспать. Мне бы очень хотелось, что бы ты поскорее заснул.
Приёмы партнёрской деятельности педагогов и детей.
Партнёрская работа основывается на развитии у детей мотивации к деятельности с воспитателем.
- Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Создание этой мотивации строится по данной схеме:
Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
- Мотивация – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
- Мотивация «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим
умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
- Мотивация «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней
заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способам.
Вывод: Ребёнок должен развиваться в ситуации успеха. Для этого нам надо отводить больше времени недирективным приёмам. Наша задача стремиться поменять учительскую позицию «сверху/над» ребёнком на позицию вместе/рядом с ребёнком. Это не всегда легко, но к этому надо стремиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Недирективная помощь в образовательной деятельности»
Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность.Педагог предоставляет детям право выбора, учитыва...
Недирективная помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Мастер класс...
Недирективная помощь и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Выступление на МО воспитателей в саду....
Статья: «Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста»
quot;Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности"- это одной из трудовых действий в соответствии с Профессиолнальны...
"Как оказывать недирективную помощь детям"
Прочитав статью, педагог научится разрешать ситуации, с которыми сталкивается в процессе работы с детьми....
Консультация для педагогов "Недирективная помощь детям младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"
Из опыта работы воспитателя в детском саду, в которм представлены наиболее удачные пути оказания помощи воспитанникам....
Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.
Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....