"Как оказывать недирективную помощь детям"
статья

Прочитав статью, педагог научится разрешать ситуации, с которыми сталкивается в процессе работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_okazyvat_nedirektivnuyu_pomoshch_detyam.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Как оказывать недирективную помощь детям.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста – одно из требований ФГОС ДО. Чтобы его выполнить, воспитатели должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности и оказывать им недирективную помощь. Методические рекомендации помогут скорректировать их работу с детьми. В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь. Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя. Недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти. Воспитатель, который видит подобные ситуации, может задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от индивидуально-типологических особенностей, предыдущего социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации. Чтобы выяснить, знают ли ваши воспитатели, когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку, и правильно трактуют это понятие, проведите анкетирование. Творческая группа нашего детского сада провела такое анкетирование среди опытных и начинающих воспитателей. Результаты показали, что большинство педагогов уверены, что детям необходимо оказывать поддержку и помощь. При этом, определяя особенности недирективной помощи, они делают акцент на слове «помощь» и оставляют без внимания другую важную характеристику – «недирективная».

ЧТО ТАКОЕ НЕДИРЕКТИВНАЯ ПОМОЩЬ?

 Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой были разработаны зарубежными исследователями (В. Экслайн и Г.Л. Лэндратом). Концептуальная основа данного метода – гуманистическая психология К. Роджерса. В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком (Е.В. Бондаревской и др.), концепции о субъектной отраженности (А.В. Петровского и др.) и концепции педагогической поддержки (О.С. Газмана). Недирективная помощь чаще всего используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей. Понятие «помощь» воспитатели ассоциируют с педагогическим воздействием и прежде всего с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности. На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку?», педагоги отвечают, что она нужна в затруднительных для малыша ситуациях и адаптационный период. Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил противоречия в том, как воспитатели понимают недирективную помощь. С одной стороны, они осознают значимость и отмечают ряд важных педагогических функций недирективной помощи детям, а с другой – не могут определить, когда и как ее оказывать. Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь. Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре. Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей. Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности. Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке. Ситуации, когда детям нужна недирективная помощь

СИТУАЦИЯ 1. ВАСЯ Г. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.

СИТУАЦИЯ 2. МАШАа К. (4 года 3 месяца) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Маши и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.

 СИТУАЦИЯ 3. Слава О. (3,7 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Петя Л. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.

Что должен делать педагог.

Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта). Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно изготовили. В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке». Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его. Также дошкольники могут оценить на «Доске желаний» свое участие в игре с помощью условных обозначений (кружков разного цвета, смайликов с разным эмоциональным состоянием). Чтобы научить воспитателей использовать эффективные способы недирективной помощи, организуйте практикум. Используйте разные формы занятий: дискуссии, работу в мини-группах, творческие задания, разыгрывание и решение конкретных ситуаций, анализ видеопрезентаций, защиту мини-проектов по организации педагогической поддержки детей конкретной группы в игровой деятельности. Благодаря такой методической работе вы расширите представления воспитателей о недирективной помощи, научите их определять значимые для ребенка потребности и анализировать конкретные ситуации общения с детьми, которые возникают в процессе их самостоятельной деятельности. Успех и решение поставленных в процессе практикума задач зависят от степени заинтересованности и активности самих педагогов. Если воспитатели овладеют эффективными способами собственной эмоциональной регуляции и научатся понимать состояние детей, они смогут выстроить вариативную и диалогическую тактику недирективной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Недирективная помощь в образовательной деятельности»

Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность.Педагог предоставляет детям право выбора, учитыва...

Недирективная помощь детям

В данной статье описаны недирективные подходы взаимодействия педагога с детьми, их принципы, основные формы и методы работы.......

Статья: «Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста»

quot;Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности"- это одной из трудовых действий в соответствии с Профессиолнальны...

Консультация для педагогов "Недирективная помощь детям младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"

Из опыта работы воспитателя в детском саду, в которм представлены наиболее удачные пути оказания помощи воспитанникам....