Консультация для педагогов "Недирективная помощь детям младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"
консультация (младшая группа)
Из опыта работы воспитателя в детском саду, в которм представлены наиболее удачные пути оказания помощи воспитанникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedirektivnaya_pomoshch_detyam.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил: Кранчева И.Н., воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек»
Недирективная помощь детям младшего дошкольного возраста
в условиях ДОО (из опыта работы)
Одной из главных задач, стоящей перед педагогами ДОО, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является создание в группе условий для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Необходимыми для успешного решения этой задачи условиями являются: недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Для обеспечения грамотного психолого-педагогического сопровождения воспитанников, важно особое отношение к ребенку, его уникальному внутреннему миру, что позволит ему ощутить собственную ценность.
Недирективная помощь – это партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между педагогом и детьми, принятие их чувств. Если ребенок чувствует, что его принимают и уважают, он ощущает себя комфортно, уверенно, свободно себя ведет, проявляет положительные эмоции, выбирает в деятельности то, что ему интересно, проявляет инициативу.
Основные принципы построения недирективной помощи:
- принцип диалогичности — совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи;
- принцип вариативности — каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил;
- принцип доброжелательности — педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности;
- принцип опоры на положительное в ребенке — педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка;
- принцип позитивной эмоциональности — важно поддерживать положительные эмоции ребенка от его собственных усилий, когда он решает ту или иную образовательную ситуацию;
- принцип развивающейся субъективности — девизом этого принципа может служить высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
На первый взгляд кажется, очень сложно в условиях ДОО найти подход к каждому ребенку, понять и принять его чувства, т.к. воспитатель один, а детей в группе до тридцати человек. Очень важно, чтобы педагог стремился к этому, при общении с детьми понимал свой взгляд на ситуацию. Каждый ребенок имеет свои потребности, желания, право высказывать их, злиться, печалиться и др. У педагога всегда есть выбор как поступить в конкретной ситуации: бороться ли ему, как воспитателю, с этим ребенком постоянными требованиями и запретами или научиться взаимодействовать, общаться, понимать ребенка.
Недирективная помощь особенно нужна детям, которые
находятся в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с воспитанником следует поэтапно выстраивать общение. Во-первых, выяснить значимые для ребенка
неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не
приняли в игру). Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком
обсудить возникшую ситуацию. Далее следует подсказать ему способ, как
самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми
в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального
дискомфорта). Например, дети играют в «Семью». Оба захотели катать коляску, а коляска одна. Ссорятся. Педагог, выяснив причину конфликта, может предложить подумать, как можно поступить: либо катать ее вместе, либо по очереди (катает один, пока другой на «работе», затем, поменяться)
Чтобы взаимодействие педагога и ребенка было успешным, необходимо соблюдение ряда условий:
- согласие ребенка на помощь и поддержку (т.е. ребенок сам обращается к педагогу, либо не отвергает предложенную помощь);
- приоритет самого ребенка в решении собственных проблем (педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия воспитанника);
- совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия;
- доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с ребёнком может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки.
Работая с младшими дошкольниками, считаю важнейшей задачей создать в группе атмосферу психологического комфорта, положительный эмоциональный настрой, дать каждому ребенку возможность ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. Например, чтобы дети собрали после игры игрушки, вместо командных методов, говорю: «Кто же у нас самый внимательный? Кто лучше всех собирает игрушки?». Позиционирую себя в качестве воспитателя-наставника, применяю различные методы и приемы недирективного подхода, чтобы помочь детям в группе чувствовать себя комфортно.
Контролирую, чтобы оказание помощи ни в коем случае не переросло в зависимость ребенка от взрослого. Внимательно отношусь к каждой проблемной ситуации, наблюдаю за поведением воспитанников и их эмоциональным состоянием, но не стремлюсь при первых же затруднениях спешить на помощь, давать указания и запреты. Использую косвенные методы влияния: задаю наводящие вопросы, активизирую имеющийся у ребенка прошлый опыт, даю совет, обращаю внимание на наличие нескольких вариантов решения. В результате таких действий у воспитанников развивается самостоятельность и инициативность (например, если дети ссорятся из-за какой-либо игрушки можно обратить их внимание и заинтересовать другими игрушками или побудить одного из детей уступить другому, сказав: «Я знаю, что ты очень добрый мальчик и умеешь делиться», а затем обязательно похвалить)
В моей педагогической практике для установления партнерских отношений с воспитанниками, которые обеспечивают равноправное, относительно ребенка, включение взрослого в процесс деятельности, я использую технику «я-высказываний/сообщений». Она дает возможность ребенку услышать и понять меня (вместо прямого указания «В сончас надо спать» - «Я очень переживаю, что идет сончас, а ты до сих пор не спишь и пропустишь самый интересный сказочный сон. Засыпай скорее, а когда проснешься, расскажешь, что же тебе приснилось». Если ребенок не хочет собирать игрушки: вместо «Саша, ты должен собирать игрушки» говорю «Я огорчаюсь, что игрушки разбросаны, ведь так их можно быстро сломать. Мне хотелось бы, чтобы они находились на своих местах, были целыми, и мы ими играли».
При сборах на прогулку: вместо высказывания «Вечно, Миша, ты копаешься, и всем приходится тебя ждать» - «Мне не нравится, когда долго одеваются. Я хочу, чтобы мы собирались на прогулку быстрее, тогда сможем подольше погулять»
Применяя техники активного слушанья (возвращать ребенку в беседе то, что он мне поведал, обозначив при этом его чувство). Я показываю ребенку, что понимаю и принимаю его чувства. Например, «Я вижу, что ты обиделся, но ведь правила детского сада не позволяют нам приносить монетки в группу».
Ребенок тоже чувствует мое настроение, я говорю ему о его конкретных действиях, но не критикую его как личность. Например, «Я сейчас рассердилась, потому что ты балуешься, а мы опаздываем на физкультурное занятие и Елена Анатольевна не успеет поиграть с нами в новую игру».
Конечно, не может наша жизнь протекать без требований и запретов, которые обеспечивают прядок и безопасность. Для того, чтобы запрет имел для ребенка конкретный смысл, а не вызывал лишь чувство обиды, злости или вины (прямое обвинение, давление на него), всегда через беседу и объяснения доношу смысл запрета. (Драться нельзя, потому что другому человеку больно. Вспомни, как было больно тебе, когда тебя толкнули». Таким образом удается договориться с детьми без требований и криков (которые являются проявлением «власти» над детьми), т. е. методами директивными.
В различных видах деятельности, при выполнении заданий, формировании навыков поведения использую «технику создания у ребенка субъективного переживания успеха». Ее приемы позволяют мне продемонстрировать уверенность, что у ребенка все получится и поддержать положительные эмоции ребенка от приложенных усилий:
- снятие страха – «Ничего страшного…»
- скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»
- авансирование – «У тебя все получится»
- персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»
- усиление мотива – «Нам это нужно для…»
- внушение – «Приступай же!»
- высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно!»
В некоторых ситуациях, например, для поддержки робких, не уверенных детей или наоборот, успокоения излишне активных, использую технику «минимизация внимания».
Приемы:
- информировать демонстративное поведение
- контакт глазами
- становлюсь рядом
- вставляю имя ребенка в текст объяснения
- посылаю секретный знак
Часто для разрешения конфликтной ситуации при работе с малышами (например, произошла ссора из-за чего-либо и никто не хочет уступать) мне помогает техника «делайте неожиданности». Применяю один из приемов: начинаю говорить громким (тихим голосом), меняю голос, издаю музыкальный звук, выключаю свет, а затем применяю недирективные методы воздействия, исходя из конкретной ситуации.
Развитию воспитанников в ситуации успеха мне, несомненно, помогает техника «помощи детям в установлении контакта», приемы которой основаны на том, что говорит педагог и что слышит ребенок. Проявляю к детям внимание, уважение, одобрение, теплые чувства: «Ты хороший», «Я вижу тебя», «Спасибо тебе за...», «Я знаю о тебе что-то замечательное», «Ты мне нравишься». Ребенок в этот момент чувствует «Я- хороший», «Я что-то значу», «Мои усилия замечены», «Кто-то заботится обо мне». Постепенно дети перенимают манеру и стиль общения педагога, способы выхода из конфликтных ситуаций (вежливо обращаться к друг другу, замечать настроение товарища, мириться после ссоры и множество других моментов), и постепенно в группе формируется настоящий дружеский коллектив, доброжелательная, тёплая атмосфера, комфортная для каждого малыша.
Таким образом, именно оказание недирективной помощи детям в процессе организации различных видов деятельности позволяет каждому ребенку ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. Это и есть залог успешного развития личности.
Список литературы
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12, 2017г. В Лисина Как оказывать недирективную помощь детям: приёмы и анкета для воспитателей
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/15/nedirektivnaya-pomoshch-detyam
- https://www.maam.ru/detskijsad/kak-okazyvat-nedirektivnuyu-pomosch-detjam-konsultacija-dlja-vospitatelei.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью изобразительной деятельности
ИЗО для младших дошкольников...
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...
Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»
Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...
Консультация для родителей на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Ребенок идет в детский сад. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков сразу же пошел в детсад. Но так бывает довол...
Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...