Консультация для педагогов "Недирективная помощь детям младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"
консультация (младшая группа)

Кранчева Ирина Николаевна

Из опыта работы воспитателя в детском саду, в которм представлены наиболее удачные пути оказания помощи воспитанникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedirektivnaya_pomoshch_detyam.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил: Кранчева И.Н., воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек»

Недирективная помощь детям младшего дошкольного возраста

в условиях ДОО (из опыта работы)

Одной из главных задач, стоящей перед педагогами ДОО, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является создание в группе условий для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Необходимыми для успешного решения этой задачи условиями являются: недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Для обеспечения грамотного психолого-педагогического сопровождения воспитанников, важно особое отношение к ребенку, его уникальному внутреннему миру, что позволит ему ощутить собственную ценность.

Недирективная помощь – это партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между педагогом и детьми, принятие их чувств. Если ребенок чувствует, что его принимают и уважают, он ощущает себя комфортно, уверенно, свободно себя ведет, проявляет положительные эмоции, выбирает в деятельности то, что ему интересно, проявляет инициативу.

Основные принципы построения недирективной помощи:

  • принцип диалогичности — совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи;
  • принцип вариативности — каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил;
  • принцип доброжелательности — педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности;
  • принцип опоры на положительное в ребенке — педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка;
  • принцип позитивной эмоциональности — важно поддерживать положительные эмоции ребенка от его собственных усилий, когда он решает ту или иную образовательную ситуацию;
  • принцип развивающейся субъективности — девизом этого принципа может служить высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

На первый взгляд кажется, очень сложно в условиях ДОО найти подход к каждому ребенку, понять и принять его чувства, т.к. воспитатель один, а детей в группе до тридцати человек. Очень важно, чтобы педагог стремился к этому, при общении с детьми понимал свой взгляд на ситуацию. Каждый ребенок имеет свои потребности, желания, право высказывать их, злиться, печалиться и др. У педагога всегда есть выбор как поступить в конкретной ситуации: бороться ли ему, как воспитателю, с этим ребенком постоянными требованиями и запретами или научиться взаимодействовать, общаться, понимать ребенка.

Недирективная помощь особенно нужна детям, которые
находятся в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с воспитанником следует поэтапно выстраивать общение. Во-первых, выяснить значимые для ребенка
неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не
приняли в игру). Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком
обсудить возникшую ситуацию. Далее следует подсказать ему способ, как
самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми

в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального
дискомфорта). Например, дети играют в «Семью». Оба захотели катать коляску, а коляска одна. Ссорятся. Педагог, выяснив причину конфликта, может предложить подумать, как можно поступить: либо катать ее вместе, либо по очереди (катает один, пока другой на «работе», затем, поменяться)

        Чтобы взаимодействие педагога и ребенка было успешным, необходимо соблюдение ряда условий:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку (т.е. ребенок сам обращается к педагогу, либо не отвергает предложенную помощь);
  • приоритет самого ребенка в решении собственных проблем (педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия воспитанника);
  • совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия;
  • доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с ребёнком может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки.

Работая с младшими дошкольниками, считаю важнейшей задачей создать в группе атмосферу психологического комфорта, положительный эмоциональный настрой, дать каждому ребенку возможность ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. Например, чтобы дети собрали после игры игрушки, вместо командных методов, говорю: «Кто же у нас самый внимательный? Кто лучше всех собирает игрушки?». Позиционирую себя в качестве воспитателя-наставника, применяю различные методы и приемы недирективного подхода, чтобы помочь детям в группе чувствовать себя комфортно.

Контролирую, чтобы оказание помощи ни в коем случае не переросло в зависимость ребенка от взрослого. Внимательно отношусь к каждой проблемной ситуации, наблюдаю за поведением воспитанников и их эмоциональным состоянием, но не стремлюсь при первых же затруднениях спешить на помощь, давать указания и запреты. Использую косвенные методы влияния: задаю наводящие вопросы, активизирую имеющийся у ребенка прошлый опыт, даю совет, обращаю внимание на наличие нескольких вариантов решения. В результате таких действий у воспитанников развивается самостоятельность и инициативность (например, если дети ссорятся из-за какой-либо игрушки можно обратить их внимание и заинтересовать другими игрушками или побудить одного из детей уступить другому, сказав: «Я знаю, что ты очень добрый мальчик и умеешь делиться», а затем обязательно похвалить)

В моей педагогической практике для установления партнерских отношений с воспитанниками, которые обеспечивают равноправное, относительно ребенка, включение взрослого в процесс деятельности, я использую технику «я-высказываний/сообщений».         Она дает возможность ребенку услышать и понять меня (вместо прямого указания «В сончас надо спать» - «Я очень переживаю, что идет сончас, а ты до сих пор не спишь и пропустишь самый интересный сказочный сон. Засыпай скорее, а когда проснешься, расскажешь, что же тебе приснилось». Если ребенок не хочет собирать игрушки: вместо «Саша, ты должен собирать игрушки» говорю «Я огорчаюсь, что игрушки разбросаны, ведь так их можно быстро сломать. Мне хотелось бы, чтобы они находились на своих местах, были целыми, и мы ими играли».

При сборах на прогулку: вместо высказывания «Вечно, Миша, ты копаешься, и всем приходится тебя ждать» - «Мне не нравится, когда долго одеваются. Я хочу, чтобы мы собирались на прогулку быстрее, тогда сможем подольше погулять»

Применяя техники активного слушанья (возвращать ребенку в беседе то, что он мне поведал, обозначив при этом его чувство). Я показываю ребенку, что понимаю и принимаю его чувства. Например, «Я вижу, что ты обиделся, но ведь правила детского сада не позволяют нам приносить монетки в группу».

Ребенок тоже чувствует мое настроение, я говорю ему о его конкретных действиях, но не критикую его как личность. Например, «Я сейчас рассердилась, потому что ты балуешься, а мы опаздываем на физкультурное  занятие и Елена Анатольевна не успеет поиграть с нами в новую игру».

Конечно, не может наша жизнь протекать без требований и запретов, которые обеспечивают прядок и безопасность. Для того, чтобы запрет имел для ребенка конкретный смысл, а не вызывал лишь чувство обиды, злости или вины (прямое обвинение, давление на него), всегда через беседу и объяснения доношу смысл запрета. (Драться нельзя, потому что другому человеку больно. Вспомни, как было больно тебе, когда тебя толкнули». Таким образом удается договориться с детьми без требований и криков (которые являются проявлением «власти» над детьми), т. е. методами директивными.

В различных видах деятельности, при выполнении заданий, формировании навыков поведения использую «технику создания у ребенка субъективного переживания успеха». Ее приемы позволяют мне продемонстрировать уверенность, что у ребенка все получится и поддержать положительные эмоции ребенка от приложенных усилий:

  • снятие страха – «Ничего страшного…»
  • скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»
  • авансирование – «У тебя все получится»
  • персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»
  • усиление мотива – «Нам это нужно для…»
  • внушение – «Приступай же!»
  • высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно!»

В некоторых ситуациях, например, для поддержки робких, не уверенных детей или наоборот, успокоения излишне активных, использую технику «минимизация внимания».

Приемы:

  • информировать демонстративное поведение
  • контакт глазами
  • становлюсь рядом
  • вставляю имя ребенка в текст объяснения
  • посылаю секретный знак

Часто для разрешения конфликтной ситуации при работе с малышами (например, произошла ссора из-за чего-либо и никто не хочет уступать) мне помогает техника «делайте неожиданности». Применяю один из приемов: начинаю говорить громким (тихим голосом), меняю голос, издаю музыкальный звук, выключаю свет, а затем применяю недирективные методы воздействия, исходя из конкретной ситуации.

Развитию воспитанников в ситуации успеха мне, несомненно, помогает техника «помощи детям в установлении контакта», приемы которой основаны на том, что говорит педагог и что слышит ребенок. Проявляю к детям внимание, уважение, одобрение, теплые чувства: «Ты хороший», «Я вижу тебя», «Спасибо тебе за...», «Я знаю о тебе что-то замечательное», «Ты мне нравишься». Ребенок в этот момент чувствует «Я- хороший», «Я что-то значу», «Мои усилия замечены», «Кто-то заботится обо мне». Постепенно дети перенимают манеру и стиль общения педагога, способы выхода из конфликтных ситуаций (вежливо обращаться к друг другу, замечать настроение товарища, мириться после ссоры и множество других моментов), и постепенно в группе формируется настоящий дружеский коллектив, доброжелательная, тёплая атмосфера, комфортная для каждого малыша.

Таким образом, именно оказание недирективной помощи детям в процессе организации различных видов деятельности позволяет каждому ребенку ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. Это и есть залог успешного развития личности.

Список литературы

  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12, 2017г.  В Лисина Как оказывать недирективную помощь детям: приёмы и анкета для воспитателей
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/15/nedirektivnaya-pomoshch-detyam
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/kak-okazyvat-nedirektivnuyu-pomosch-detjam-konsultacija-dlja-vospitatelei.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

  Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...

Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»

Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...

Консультация для родителей на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Ребенок идет в детский сад. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков сразу же пошел в детсад. Но так бывает довол...

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...