Использование игры для обогащения первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.
статья (младшая группа)
Глобальные изменения, происходящие в дошкольном образовании, наглядно прослеживаются как в многообразии его вариативных моделей и форм, так и в активном поиске механизмов управления его качеством, а так же в разрабатываемых компетенциях воспитанников ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в ребенке его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны его личности. Процесс формирования гендерной принадлежности детей в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует раскрытию личностного потенциала каждого воспитанника ДОУ.
Под гендерной принадлежностью дошкольника понимается процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако осознание – скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления. Учитывая социальную направленность понятия (гендер – это социальный пол), гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.
В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам ДОУ необходимо:
знать гендерный состав группы детей;
ориентироваться в специфике траектории развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам;
учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;
выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;
ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;
обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;
создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;
знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;
учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется посредством внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода. Под гендерным подходом понимается методологическая ориентация, ориентированная на культивирование индивидуальных особенностей ребенка и на основании этого предполагающая:
определение содержания, форм и методов воспитания;
создание гендероориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Организованная образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет:
видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним;
учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность одних к восприятию и запоминанию материала сразу же, в начале занятия и неготовность других к активизации внимания в течение 9 минут после его начала); начинать НОД с материла, который интересен феминной группе детей или суперинтересен маскулинной (это привлечет внимание, заставит воспринимать его вопреки физиологическим особенностям);
дифференцировать раздаточный материал по интересам (если изделие круглой формы, то дать возможность выбора: бусы феминной группе, колесо или руль – маскулинной);
опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы; если распределяем детей на подгруппы, то производим это на основании их деления на «идейных» детей (маскулинных) и тех, кто будет идею воплощать, делать мелкую работу (феминных);
опираться на высокую речевую способность феминных детей: предоставлять им возможность для дачи развернутых ответов, знать, что ребенок всегда хочет нравиться всем окружающим, в т.ч. педагогу; стараться быть деликатным с такими детьми в вопросах личного характера;
давать возможность маскулинным детям занимать лидерские позиции и при оценке деятельности учитывать, что, когда такие дети создают много шума, это не является сознательным нарушением дисциплины; оценивать следует не только конечный результат (он не всегда аккуратный), но и креативные идеи; оценка ребенка всегда субъективна и зависит от гендерных характеристик самого педагога.
Рекомендации для педагогов по организации предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода
1.Нетипичным, но встречающимся явлением считается выбор ребенком игрового материала, не соответствующего полу. Педагог должен следить за выбором роли и помнить: если мальчик в игре «Дочки-матери» исполняет мужскую роль, а девочка в военной игре – женскую, это не является нарушением развития ребенка.
2.Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.
3.Оцените привлекательность для детей игрового материала и ролевой атрибутики с точки зрения одобряемых обществом образцов мужского и женского поведения.
4.Заведите «Дневник игровых действий», где вы будете фиксировать соответствие наиболее часто выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.
5.Пополняйте среду игрушками в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните: чем старше дети, чаще они создают разнополовые игровые объединения.
6.Создавайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа в уголке для мальчиков и в уголке для девочек.
7.Обсепечьте достаточное количество игрушек в уголке совместных игр, чтобы ребенок без труда мог выбрать атрибут для самостоятельной деятельности.
8.Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы»
Взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанника на основе гендерного подходапредставляет огромные возможности для реализации разнообразных форм индивидуальной и групповой работы: родительские собрания, освещающие вопросы индивидуализации и дифференциации развития детей разного пола; родительские клубы, совместные мероприятия гендерной тематики; анализ воспитательного влияния семьи на формирование и развитие гендерного самосознания детей и пр.
Инструментарий взаимодействия: видеоанализ, дидактическая игра, тренинг, развлечения, консультации, портфолио семьи и пр.
Тематика взаимодействия: «особенности воспитания в семье разнополых детей», «Гендерная принадлежность игрушек», «Маленькие рыцари и принцессы», «Механизмы гендерной социализации», «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста различных гендерных типов», «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте как средство усвоения половой роли», «Растим будущего семьянина»; портфолио «Тепло родительского очага», «Дочки-сыночки»; кружковая работа с детьми «Самоделкин», «Мастерица».
В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка, игру в жизни детей трудно переоценить, именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни, наибольшего расцвета в младшем дошкольном возрасте достигает сюжетно-ролевая игра. Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_igra.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишина О.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 31 Красносельского района
Санкт -Петербурга
Тема выступления
Использование игры для обогащения первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.
Глобальные изменения, происходящие в дошкольном образовании, наглядно прослеживаются как в многообразии его вариативных моделей и форм, так и в активном поиске механизмов управления его качеством, а так же в разрабатываемых компетенциях воспитанников ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в ребенке его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны его личности. Процесс формирования гендерной принадлежности детей в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует раскрытию личностного потенциала каждого воспитанника ДОУ.
Под гендерной принадлежностью дошкольника понимается процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако осознание – скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления. Учитывая социальную направленность понятия (гендер – это социальный пол), гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.
В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам ДОУ необходимо:
знать гендерный состав группы детей;
ориентироваться в специфике траектории развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам;
учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;
выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;
ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;
обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;
создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;
знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;
учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется посредством внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода. Под гендерным подходом понимается методологическая ориентация, ориентированная на культивирование индивидуальных особенностей ребенка и на основании этого предполагающая:
определение содержания, форм и методов воспитания;
создание гендероориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Организованная образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет:
видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним;
учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность одних к восприятию и запоминанию материала сразу же, в начале занятия и неготовность других к активизации внимания в течение 9 минут после его начала); начинать НОД с материла, который интересен феминной группе детей или суперинтересен маскулинной (это привлечет внимание, заставит воспринимать его вопреки физиологическим особенностям);
дифференцировать раздаточный материал по интересам (если изделие круглой формы, то дать возможность выбора: бусы феминной группе, колесо или руль – маскулинной);
опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы; если распределяем детей на подгруппы, то производим это на основании их деления на «идейных» детей (маскулинных) и тех, кто будет идею воплощать, делать мелкую работу (феминных);
опираться на высокую речевую способность феминных детей: предоставлять им возможность для дачи развернутых ответов, знать, что ребенок всегда хочет нравиться всем окружающим, в т.ч. педагогу; стараться быть деликатным с такими детьми в вопросах личного характера;
давать возможность маскулинным детям занимать лидерские позиции и при оценке деятельности учитывать, что, когда такие дети создают много шума, это не является сознательным нарушением дисциплины; оценивать следует не только конечный результат (он не всегда аккуратный), но и креативные идеи; оценка ребенка всегда субъективна и зависит от гендерных характеристик самого педагога.
Рекомендации для педагогов по организации предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода
1.Нетипичным, но встречающимся явлением считается выбор ребенком игрового материала, не соответствующего полу. Педагог должен следить за выбором роли и помнить: если мальчик в игре «Дочки-матери» исполняет мужскую роль, а девочка в военной игре – женскую, это не является нарушением развития ребенка.
2.Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.
3.Оцените привлекательность для детей игрового материала и ролевой атрибутики с точки зрения одобряемых обществом образцов мужского и женского поведения.
4.Заведите «Дневник игровых действий», где вы будете фиксировать соответствие наиболее часто выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.
5.Пополняйте среду игрушками в соответствии с меняющимися потребностями детей. Помните: чем старше дети, чаще они создают разнополовые игровые объединения.
6.Создавайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа в уголке для мальчиков и в уголке для девочек.
7.Обсепечьте достаточное количество игрушек в уголке совместных игр, чтобы ребенок без труда мог выбрать атрибут для самостоятельной деятельности.
8.Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы»
Взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанника на основе гендерного подходапредставляет огромные возможности для реализации разнообразных форм индивидуальной и групповой работы: родительские собрания, освещающие вопросы индивидуализации и дифференциации развития детей разного пола; родительские клубы, совместные мероприятия гендерной тематики; анализ воспитательного влияния семьи на формирование и развитие гендерного самосознания детей и пр.
Инструментарий взаимодействия: видеоанализ, дидактическая игра, тренинг, развлечения, консультации, портфолио семьи и пр.
Тематика взаимодействия: «особенности воспитания в семье разнополых детей», «Гендерная принадлежность игрушек», «Маленькие рыцари и принцессы», «Механизмы гендерной социализации», «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста различных гендерных типов», «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте как средство усвоения половой роли», «Растим будущего семьянина»; портфолио «Тепло родительского очага», «Дочки-сыночки»; кружковая работа с детьми «Самоделкин», «Мастерица».
В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка, игру в жизни детей трудно переоценить, именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни, наибольшего расцвета в младшем дошкольном возрасте достигает сюжетно-ролевая игра. Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
Игры расширяют представления детей о живой и неживой природе....
Фрагмент педагогического совета "«Сюжетно-ролевая игра, как основа первичных представлений о труде взрослых и воспитания позитивного отношения к трудовой деятельности» .
Материал методической разработки предназначен для старший воспитателей, заместителей по УВР и заведующих ДОУ для организации работы с педагогическими кадрами по вопросам организации и руководства сюже...
Формирование первичных представлений дошкольников о семье и семейных ценностях
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное обще...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
Консультация для воспитателей...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста...
консультация для воспитателей на тему: " Подходы к использованию игры для развития математических представлений дошкольников."
Игра, учение, общение, труд являются основными ступенями восхождения ребенка. В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре сохраняется и занимает...