Формирование первичных представлений дошкольников о семье и семейных ценностях
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) по теме
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Данный проект направлен на формирование первичных представлений дошкольников о семье, семейных ценностях и традициях; воспитания любви и уважения ко всем членам семьи; развития коммуникабельности; сотрудничества с семьями дошкольников и выстраивания партнерских отношений с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование первичных представлений дошкольников
о семье и семейных ценностях
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному
Невозможно!
М. Лангер
Каждому человеку интересно узнать, кто он такой, откуда родом, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Интерес к своему прошлому, своим корням – в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы своих предков, своих потерянных в прошлом родных и близких, изучают этимологию своей фамилии. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, свое прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Цель:
Формировать первичные представления дошкольников о семье, семейных ценностях и традициях; воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи; развивать общительность и коммуникабельность; сотрудничать с семьями дошкольников и выстраивать партнерские отношения с родителями.
Задачи:
• Расширять знания у детей о семье: понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними;
• Закреплять умение называть членов семьи;
• Продолжать вызывать у ребенка гордость, радость за то, что у него есть семья, чувство благодарности к своей семье, воспитывать уважение к старшему поколению;
• Продолжать формировать чувство уважения, доверия, взаимопонимание и желание взаимопомощи;
• Продолжать упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях, активизировать словарь;
• Продолжать развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Гипотеза
Разнообразная продуктивная интегрированная деятельность детей повысит у дошкольников интерес к своей семье, её традициям, будет способствовать воспитанию любви и уважительному отношению к старшему поколению, появлению устойчивого познавательного интереса к общественной жизни, развитию коммуникабельности. Совместная деятельность с родителями повысит интерес последних к жизни детского сада и поможет наладить партнерские взаимоотношения педагогов с родителями.
Планируемые результаты:
• Проявление любознательности, интереса к изучению явлений общественной жизни;
• Умение вступать в диалог о семье;
• Умение называть свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи;
• Умение рассказывать об обязанностях каждого члена семьи, о том, как заботятся друг о друге;
• Умение понимать значение и употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, веселый, печальный); этические качества (добрый, умный, заботливый, ласковый); эстетические характеристики (красивый, нарядный, аккуратный и т.д.);
• Умение проявлять инициативу в оказании помощи родным;
• Умение вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Работу я проводила поэтапно:
1 этап - Непосредственно-образовательная деятельность;
2 этап - Совместная деятельность педагога с детьми;
3 этап - Игровая деятельность дошкольников;
4 этап - Совместная деятельность педагога со специалистами;
5 этап - Работа с родителями;
6 этап - Продуктивная деятельность.
Непосредственно – образовательная деятельность
Беседа: «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», « Где работают мои родители», «Мои братья и сестры», « Что такое генеалогическое древо семьи?», «Если ты остался один дома».
Рассматривание сюжетных картин: «День рождения мамы», «Поездка на дачу», «Домашний труд».
Заучивание пословиц: «В дружной семье даже в холод тепло», «В хорошей семье хорошие дети растут», «Вся семья вместе, так и душа на месте», « Дружную семью горе не берёт», «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».
Отгадывание загадок о семье.
Совместная деятельность детей с педагогом
Составление рассказов о своей семье: «Что такое семья?», «У нас сегодня праздник».
Решение проблемной ситуации: «Чем можно порадовать близких», За что бы меня похвалили дома».
Игра-тренинг: « Как мы отдыхаем», «Как мы играем дома»
Рисование: «Моя мама самая красивая!», «Веточка для мамы», «Портрет семьи»
Лепка: «Испечем торт для мамы», «Красивая кружка для папы»
Аппликация: «Украсим фартук для мамы»
Конструирование: «Построим дом своей мечты», «Гараж для папиной машины».
Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Семья» О.Бундур, «Мамина дочка» Е.Белов, « Мамина работа» Е.Пермяк, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Косточка» К.Ушинский, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Про любовь» О.Бундур, «Папу с мамой берегу» О.Бундур, «Мамочка» У.Раджаб, «Моя бабушка» С.Капутикян, «Посидим в тишине» Е.Благинина, Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Сыновья» В.Осеева.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Бабушка и внуки», « Кто живет у нас в квартире?», «Дом», «Хозяйка».
Театрализация по сказкам: «Дедка и Репка», «Курочка Ряба и золотое яичко», «Дружная семья» (по сказке Ц.Петрова «Дружная семья»)
Слушание песен: «Семья» музыка: Г.Гладков, слова: Е.Плотникова, «Наша дружная семья» музыка: А.Комаров, слова: Т.Рядчикова
Игровая деятельность детей
Сюжетно ролевая игра: «Семья», «Магазин», «Больница»
Дидактическая игра: «Мама-солнышко мое!», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Определи возраст», « Родственные отношения», «Кем я мечтаю быть», « Кому, что нужно для работы».
Совместная деятельность педагога со специалистами
Спортивный досуг: «Мама, папа, я – спортивная семья»
Анкетирование: «Психолого – педагогический подход к ребёнку»;
«Семейные традиции»; «Изучение потребностей родителей»
Работа с родителями
Выставки семейных фотографий, детских рисунков: «Портрет семьи», «Моя мама»;
Консультации: «Ребенок - член семьи», «Я - сам»;
Оформление стенда: «Наша дружная семья»;
Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Совместные игры дома»;
Выставка на тему: «Генеалогическое древо моей семьи»
Продуктивная деятельность
Презентация проекта в форме открытого занятия «Наша дружная семья»;
Представление семьями своих генеалогических деревьев.
Достигнутые результаты
• Дети имеют представление, что такое семья, кто такие родные;
• Научились составлять короткий рассказ о своей семье, используя семейные фотографии;
• Стали проявлять инициативу в оказании помощи родным;
• Научились вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• Понимают значение и употребляют в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества и эстетические характеристики.
• Уважительно относятся к старшему поколению;
• Знают, что такое род, родственные отношения и генеалогическое древо семьи.
• Стали проявлять интерес к изучению явлений общественной жизни.
Вывод:
- Заметно повысились коммуникабельность детей, доброжелательные взаимоотношения детей и взрослых, дети стали чаще проявлять интерес к общественной жизни в группе и в семье, родители стали больше уделять внимания жизни детей в детском саду.
- Анализируя проведенную работу можно отметить, что цель работы, направленной на формирование первичных представлений дошкольников о семье и семейных ценностях в основном достигнута.
- Только при наличии системы в работе с детьми и при взаимодействии воспитателя, специалистов и родителей мы будем иметь положительные результаты в воспитании здорового в морально-нравственном аспекте поколения.