Дидактические игры для обогащения экологических представлений
методическая разработка (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_obogashcheniya_ekologicheskih_predstavleniy.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
« Дидактические игры для обогащения экологических представлений »
Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- пробудить интерес к природе и развивать ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения;
- контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений:
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
- о культуре поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания, разработанные нами для детей старшего дошкольного возраста, объединены в три группы:
- для обогащения экологических представлений;
- для воспитания эмоционально - ценностного отношения к природе;
- для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
Предлагаю ряд дидактических игр:
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал. Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.
Ход игры
Играют две команды (в каждой по 4 ребенка «проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.
Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - зверей, во втором – птиц, в третьем - насекомых, в четвертом- земноводных ) так, чтобы окне был один пассажир.
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Зоологическая столовая»
Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и способах группировки их по этому признаку.
Материал. На каждую команду- лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).
Ход игры
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель. Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные - за зеленым, всеядные -за синим.
Команда которая первая разместит животных правильно, станет победителем.
«Лесной многоэтажный дом»
Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.
Ход игры
1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
«Кто рядом живет»
Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) - по количеству детей; обручи красного, зеленого, синего цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).
Воспитатель. Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема - в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяются несколько раз.
«Живые цепочки»
Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Материал. Маски (шапочки) животных и растений.
Примечание. Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).
Игра поводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры
Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок- растения, второй- растительноядного животного, третий- хищника. Игра проводится в несколько этапов.
Воспитатель. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.
На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.
На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается, какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
Игры расширяют представления детей о живой и неживой природе....
Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.
Дидактические игры помогут сформировать у детей первые экологические представления....
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры для развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр....
Дидактические игры по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Автором представлена картотека игр по по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Подборка дидактических игр , направленных на обогащение экологических представлениях детей дошкольного возраста.
Игры этой группы помогают в живой доступной форме понять природные процессы и взаимосвязи, содействуют достижению физической и эмоциональной гармонии с окружающим миром, помогают создать спокойн...