Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
картотека по окружающему миру на тему
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didak.igry_dlya_obogashcheniya_ekologicheskih_predastavleniy.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Волшебный поезд»
Цель.
Закрепление и систематизация представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал.
Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.
Ход игры
Играют две команды (в каждой по 4 ребенка – «проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит макет поезда и карточки с изображением животных.
Воспитатель.
Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - зверей, во втором - птиц, в третьем - насекомых, в четвертом - земноводных) так, чтобы в одном окне был виден один пассажир.
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
“Зоологическая столовая ”
Цель.
Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Материал.
На каждую команду - лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).
Ход игры
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель.
Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные - за зеленым, всеядные - за синим.
Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
«Лесной многоэтажный дом»
Цель.
Закрепление у детей представлений о лесе, как природном сообществе.
Материал.
Модель с изображением 4-х ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.
Ход игры
I. Вариант.
Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
II. Вариант.
Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры больше фишек.
«Кто рядом живет»
Цель.
Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал.
Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) — по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем — это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).
Воспитатель.
Определите, кто вы и где живете, растете. Вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга - в красном, обитатели водоема - в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: “ животные” и “растения” называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.
«Живые цепочки»
Цель.
Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальность, о цепях питания.
Материал.
Маски (шапочки) животных и растений.
Примечание.
Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).
Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес - это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры
Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок - растения, второй - растительноядного животного, третий - хищника. Игра проводится в несколько этапов.
Воспитатель.
По команде «Цепочка стройся!» - вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или определенное место в цепочке.
Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.
На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.
На заключительном этапе проведения игры из цепочки, убирается какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.
«Путешествие в лес»
Цель.
Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения.
Материал.
Старичок — лесовичок (кукла); 3 коробки с одинаковыми комплектами картинок с изображением растений и животных леса, луга, водоема (наклеенные на плотный картон и с подставками); эмблемы.
Ход игры
Игра может проводиться на свежем воздухе или в помещении. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в лес. При входе в лес их встречает старичок - лесовичок.
Старичок - лесовичок.
Здравствуйте, дети! Лес гостям рад. Но, прежде чем вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из пары фраз, которые я произнесу, правильную.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями бросаться, цветы рвать, венки плести — зелень не жалко, еще вырастит!
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.
Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо природе.
Дети отвечают. Старичок - лесовичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес. Воспитатель приглашает лесовичка пойти с ними. На привале он загадывает детям загадки. За каждый правильный ответ старичок - лесовичок награждает ребенка медалью «Знаток леса».
Старичок - лесовичок.
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
- Первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему разобраться.
- Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось?
- Третий волшебник был очень добрым, и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных - зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
- Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
- Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот лес не покинул. Почему?
Дети отвечают на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
Игры расширяют представления детей о живой и неживой природе....
Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.
Дидактические игры помогут сформировать у детей первые экологические представления....
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
Консультация для воспитателей...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры для развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр....
Дидактические игры по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Автором представлена картотека игр по по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста....