Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста
картотека по окружающему миру на тему

Махрова Нина Ивановна

Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного  возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного  возраста

«Волшебный поезд»

Цель.

Закрепление и систематизация  представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Материал.

Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

Ход игры

Играют две команды (в каждой по 4 ребенка – «проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит макет поезда и карточки с изображением животных.

Воспитатель.

Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - зверей, во втором - птиц, в третьем - насекомых, в четвертом - земноводных) так, чтобы в одном окне был виден один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

“Зоологическая столовая ”

Цель.

Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

Материал.

На каждую команду - лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).

Ход игры

Играют две команды по 3-5 человек.

Воспитатель.

Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные - за зеленым, всеядные - за синим.

Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.

«Лесной многоэтажный дом»

Цель.

Закрепление у детей представлений  о лесе,  как природном сообществе.

Материал.

Модель с изображением 4-х  ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.

Ход игры

I. Вариант.

Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

II. Вариант.

Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

                     Победителем становится тот, у кого в конце игры больше фишек.

 

«Кто рядом живет»

Цель.

Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие  причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

Материал.

Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) — по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем — это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

Воспитатель.

Определите, кто вы и где живете, растете. Вы будете гулять по площадке. По команде  «Занять свои дома!»  обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга - в красном, обитатели водоема - в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: “ животные” и “растения” называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

                                 «Живые цепочки»

Цель.

Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальность, о цепях питания.

Материал.

Маски (шапочки) животных и растений.

Примечание.

Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес - это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок - растения,  второй - растительноядного животного, третий - хищника. Игра проводится в несколько этапов.

Воспитатель.

По команде «Цепочка стройся!» -  вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или определенное место в цепочке.

Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки, убирается какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.

«Путешествие в лес»

Цель.

Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения.

Материал.

Старичок — лесовичок (кукла); 3 коробки с одинаковыми комплектами картинок с изображением растений и животных леса, луга, водоема (наклеенные на плотный картон и с подставками); эмблемы.

Ход игры

Игра может проводиться на свежем воздухе или в помещении. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в лес. При входе в лес их встречает старичок - лесовичок.

Старичок - лесовичок.

Здравствуйте, дети! Лес гостям рад. Но,  прежде  чем вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из пары фраз, которые я произнесу, правильную.

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями бросаться, цветы рвать, венки плести — зелень не жалко, еще вырастит!

  1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.

Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо природе.

Дети отвечают. Старичок - лесовичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес. Воспитатель приглашает лесовичка пойти с ними. На привале он загадывает детям загадки. За каждый правильный ответ старичок - лесовичок награждает ребенка медалью  «Знаток леса».

Старичок - лесовичок.

Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.

  1. Первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему разобраться.
  2. Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось?
  3. Третий волшебник был очень добрым,  и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных - зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
  4. Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
  5. Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот лес не покинул. Почему?

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для обогащения экологических представлений

Игры расширяют представления детей о живой и неживой природе....

Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.

Дидактические игры помогут  сформировать у детей первые экологические представления....

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...

Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного возраста

Дидактические игры для обогащения экологических представлений у детей дошкольного  возраста...

Дидактические игры по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Автором представлена картотека игр по  по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста....