Викторина «Приключения Карандаша и Самоделкина»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нестулиева Ольга Александровна

Конспект викторины по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы (6-7 лет) по произведению Ю.Дружкова "Приключения Карандаша и Самоделкина" с использованием приемов ТРИЗа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №2»

Отделение переподготовки и повышения квалификации

Выпускная аттестационная работа

Конспект викторины

Образовательная область:

 «Социально-коммуникативное развитие»

Тема «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Возрастная группа детей: подготовительная (6-7 лет)

Выполнила:

воспитатель МБДОУ №31 «Колокольчик»

Нестулиева О.А.

п. Подгорный, 2017г.

Викторина

«Приключения Карандаша и Самоделкина»

Цель:  Усвоение норм        и ценностей, принятых  в обществе, включая моральные      и нравственные ценности.

Задачи:

Обучающие

Формировать самостоятельность, инициативу и творчество в познавательно-исследовательской деятельности.

Овладевать умениями анализировать содержание и форму произведения.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект.

Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова, писать печатные буквы.

Освоение умения самостоятельно сочинять рассказы с использованием приемов ТРИЗа.

Развивающая

Развивать воображение и творческую активность.

Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослым.

Способствовать развитию мышления, умения сравнивать и делать выводы.

Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества на основе литературных произведений.

Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.

Воспитательная

Воспитывать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире.

Планируемый результат:  

Дети положительно настроены по отношению к окружающим, охотно вступают в совместную деятельность, ориентируются на общепринятые нормы и правила культуры поведения в общении со сверстниками и взрослыми. В общении со сверстниками умеют принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдать правила.

Образовательная среда:

Предметно-практическая: 

6 столов, 12 стульев,  4 мольберта, 12 детских очков, диктофон, карты с изображением правил викторины, разрезные картинки для осуществления деления на команды, листы бумаги А4, 4 листа бумаги А3, стикеры, фломастеры, 6 наборов со счетным материалом, дипломы.

Среда взаимодействия:

«Взрослый-ребенок»: внеситуативно-личностное

«Ребенок-ребенок»: организация деятельности в микрогруппах.

Ход  викторины:

I. Вводно-мотивационная часть.

1. Ознакомление участников с правилами викторины. Представление членов жюри.

- Прошу собраться всех присутствующих детей в круг. Ребята, сегодня вы все будете участниками увлекательной викторины. А вот по какой теме она будет проходить, вам еще предстоит догадаться.

- Для начала хочу познакомить вас с правилами викторины (показывать картонный лист с изображениями). Данные изображения означают:

а) один говорит – остальные слушают;

б) участник какой команды первым поднял руку – та команда первая и отвечает. Следить за соблюдением данного правила попрошу помочь мне жюри;

в) правила работы в команде: слаженность, дружелюбие, организованность;

г) данный знак означает «Окончание деятельности». При его показе (продемонстрировать отдельную карточку с таким знаком) вы должны закончить любую деятельность, которой заняты, будь то обсуждение, написание или что-то другое.

- Сейчас я попрошу наше жюри представиться.

2. Разделение на 3 команды.

- Ребята, на данном столе разложены разрезанные на 4 части изображения из произведения. Каждый из вас, вытянув по 1 фрагменту, объединяйтесь за подготовленными столами с теми, кому достались недостающие фрагменты.

После соединения 3 изображений:

- Ну, вот, вы и разбились на 3 команды, и у каждой есть свое рабочее место. Придумайте название и эмблему вашим командам, напишите и зарисуйте их на подготовленных листах бумаги, которые наклейте на торцы ваших столов.

3. – Ребята, оставьте, пожалуйста, на столах собранные изображения и пройдите в общий круг для проведения беседы. Вопросы:

А) Вы догадались, какая тема нашей викторины?

- Совершенно верно, наша викторина будет по книге Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина», которую мы с вами с таким увлечением читаем.

Б) Каких персонажей из этого произведения вам необходимо было собрать посредством разрезанных открыток? Как можно назвать их одним словом?

В) – Ребята, предлагаю вам превратиться в соавторов произведений о Карандаше и Самоделкине. Посыльные от каждой команды, возьмите, пожалуйста, у меня атрибуты писателей для каждого члена вашей команды (раздать очки). А я превращаюсь в журналиста, который будет записывать на диктофон все ваши идеи (одеть очки, взять в руки диктофон). В дальнейшем идею каждого из вас я отправлю по электронной почте сыну Юрия Дружкова, который продолжает дело отца и пишет о новых приключениях этих замечательных героев.

А вопрос, на который я предлагаю вам как соавторам ответить полными ответами, вот какой: «Как вы думаете, если бы шпиону Дырка и пирату Буль-Буль удалось все-таки похитить и уничтожить Карандаша и Самоделкина, мы, как соавторы книги, могли бы предложить идеи, как решить или, может быть, избежать, данной проблемы?»

- После некоторого количества ответов детей: «Какие вы творческие! У вас много новых идей, которые обязательно пригодятся автору книги для написания следующих произведений. Но, к сожалению, свободное место на диктофоне закончилось. Давайте снимем атрибуты и вернемся к викторине. Команды, пройдите, пожалуйста, за свои рабочие места, и мы переходим к первому заданию»

II. Основная часть

1. «Зашифруй слово»

- Зашифруйте имя героя или отдельное слово из произведения одним из способов шифрования. Несколькими способами шифрования вы уже владеете. Вспомните их и запишите зашифрованное слово на листке бумаги. На выполнение задания вам отводится 1 минута. Участникам других команд необходимо постараться отгадать зашифрованное слово, и заработать дополнительный балл.

2. Дорисуй героя

- На мольбертах, стоящих перед каждой командой, художник начал рисовать иллюстрации к книге. Но отвлекся и забыл закончить задуманное. Предлагаю помочь художнику завершить работу. Для этого вам необходимо догадаться, какого героя художник задумал изобразить. Затем построиться друг за другом и, подбегая по очереди к мольберту, дорисовать по одной недостающей детали. Жюри будет оценивать как оперативность исполнения задания, так и правильность изображения задуманного художником героя.

- Ребята, вы считаете, что закончили работу? Если вы желаете что-либо дорисовать, можете продолжить.

3. Разминка «Эстафета».

- Сейчас я предлагаю вам немного отвлечься от выполнения заданий, и провести разминку «Эстафета». Для этого приглашаю всех на стульчики, составленные в круг на ковре. После слова «Клякса» каждый из вас по одному встает и садится друг за другом в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Напоминаю, что каждый должен контролировать только себя, выкрикивать и другими способами подсказывать последовательность вставания другим игрокам не нужно. Начинаем по часовой стрелке с …….(имя ребенка)

После 1 круга предложить «повернуть» эстафету в другую сторону:

- Ребята, вы хорошо справляетесь с заданием. А теперь давайте «пустим эстафету» против часовой стрелки, и начнем также с … (имя ребенка).

Еще через 1 круг предложить:

- Вы дружно и слаженно работаете единой командой. Предлагаю разминку немного усложнить. Теперь при вставании каждый участник должен сказать одно слово из известного нам всем стихотворения Самоделкина. Я вам его напомню:

«Я все умею делать сам,

И я не верю чудесам!

Сам! Сам! Сам!»

Через 2 круга:

- Вы показали себя не только как дружный коллектив, но и каждый из вас старался быть терпимым к небольшим промахам друзей, внимательным и сосредоточенным. Это большой труд.

- Приглашаю участников команд пройти со стульчиками на свои рабочие столы и продолжить знакомиться с заданиями викторины.

4. «Придумай новые приключения Карандаша и Самоделкина»

- Ребята, предлагаю вам снова превратиться в соавторов произведений о Карандаше и Самоделкине. Писателям, как вы знаете, всегда необходимо иметь под рукой блокнот и ручку для быстрого записывания свих мыслей. Вам я также предлагаю взять ручку (а лучше фломастер) и подготовленные стикеры. Мы постараемся придумать новые приключения нашим уже полюбившимся героям. Все ваши идеи я занесу вот в эту таблицу, и вы увидите, как много сказок можно сочинить, получив от каждого из вас только по одному слову. Слова, которые вы мне напишите, должны отвечать на следующие вопросы (вопросы должны уже быть прописаны в первом столбце расчерченной таблицы. Также по 2 листика со словами «герой», «транспорт» и «куда» положить на столы 1, 2 и 3 команд, соответственно):

Вопрос

Участник №1

Участник №2

Участник №3

Участник №4

Какого еще героя ты хочешь добавить в произведения о Карандаше и Самоделкине?

(ГЕРОЙ)

На каком транспорте герои совершают путешествие? (ТРАНСПОРТ)

В какое место (КУДА) герои совершают путешествие?

После написания каждым участником по одному слову:

- Передайте, пожалуйста, каждый мне свои стикеры. Я вклею их в нужные ячейки нашей таблицы-помощницы. Посмотрите, сколько много сказок можно придумать, пользуясь данной таблицей. Например, (зачитывая записи из таблицы)  Карандаш и Самоделкин вместе с Морозко отправляются на воздушном шаре в Лапландию. Интересная получится история? Да, интересная.

- Давайте посыльный от каждой команды выйдет, и попробует дать полное название новому произведению, которое может получиться из нашей таблицы.

- Выбери слово из первой строчки, затем – из второй, а потом уже и из 3-ей. И посмотрим, что получится.

- А я вам скажу, ребята, что, исходя из нашей таблицы, можно получить 64 (!) новых сюжета. Большая эта помощь от нас авторам? Конечно, я бы сказала, просто огромная! Мы все на славу потрудились.

- Вот на этом столе я приготовила произведения, уже написанные Юрием Дружковым и его сыном Валентином Постниковым. После выполнения следующего задания вы сможете с ними ознакомиться. И, может быть, встретите среди них уже предложенный кем-то из вас сюжет!

5. Сделай САМ!

- Остался последний конкурс нашей викторины. Предлагаю вам на несколько минут стать Самоделкиными, и каждая команда из предложенного вам счетного материала сконструирует одну общую композицию. Посоветуйтесь, что вы хотели бы нам продемонстрировать, и кто какую часть работы будет выполнять. На выполнение задания вам отводится 2 минуты, после чего мы пригласим жюри для оценивания работ.

После окончания конструирования:

- Я думаю, вы все хорошо потрудились. Давайте пригласим жюри ознакомиться с вашими работами.

- Не сомневаюсь, что жюри увидели и заметили все, что вы задумали и воплотили в своих работах. Пока оно совещается, предлагаю желающим ознакомиться с произведениями о новых приключениях полюбившихся героев (предложить пройти к столу, на котором расположены другие произведения о приключениях Карандаша и Самоделкина)

- Ребята, давайте послушаем наше жюри, оно познакомит нас с результатами.

3. Рефлексия.

- Ребята, что для вас было интересным в нашей викторине?

- А какое задание показалось слишком простым?

- Дети, а о чем вы могли бы рассказать своим друзьям и близким после ознакомления с произведениями о Карандаше и Самоделкине?

- Скажите, какую книгу из предложенных, вы хотели бы прочитать следующей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мастерская Самоделкина"

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд. Делаем поделки из бумаги, природного и бросового материала ....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Театрализованная викторина "Приключение Вовочки" посвященная Дню защиты прав ребёнка .

Ты посмотри! Опять новый праздник придумали. Ну-ка, ну-ка, дай-ка посмотрю. (На­девает очки и всматривается в ка­лендарь.) Ага! ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА....

викторина "Приключения в стране Говорушек"

задания викторины подобраны  для детей подготовительной к школе группы, охватывают все компоненты речевого развития детей....

Приключения Карандаша и Самоделкина.

Проектная деятельность: Приключения Карандаша и Самоделкина. Цель:- С помощью веселой сказки научиться создавать своими руками все, что угодно. - Развитие мелкой моторики, внимания у детей старше...

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Мастерская Самоделкина и Карандаша»

Актуальность программы заключается в том, что она является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основам...

Карандашом можно не только рисовать, но и играть с ним (самомассаж рук карандашом).

С помощью граненых карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж- игра с карандашом стимулирует речевое развитие ...