викторина "Приключения в стране Говорушек"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вотчицева Татьяна Ивановна

задания викторины подобраны  для детей подготовительной к школе группы, охватывают все компоненты речевого развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВИКТОРИНА

«Приключения в стране Говорушек»

Составитель:

учитель-логопед

Вотчицева Т.И.

2017 год

Задачи:

 Обобщить и систематизировать программный материал;

— Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, навык деления слов на слоги.

— Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образование относительных прилагательных, подбор родственных слов);

— Развивать речевую активность, интонационную выразительность и дикцию речи;

— Развивать вербально-логическое мышление, слуховую память, внимание;

 Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущения радости от праздника.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, мягкие игрушки ёжик, заяц, письмо от королевы Грамматики, фишки для подсчета баллов командам, карточки-слова для звукового анализа слов, песочные часы, слоги для составления слов.

Ход викторины.

-  Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте ребята, сегодня утром, в наш детский сад пришло письмо – Оно от королевы Грамматики.

(Ведущий открывает письмо)

Здравствуйте, ребята!

«Сегодня в моем королевстве праздник! Мы выбираем самых умных и находчивых детей для самой лучшей школы! Приглашаю всех желающих на соревнования!»

- Ну что ребята, примем приглашение королевы? Тогда давайте поприветствуем самых смелых. (Под музыкальное сопровождение входят дети и рассаживаются на свои места)

Первая команда – «Пингвинята» Ваш девиз? - …

Вторая команда – «Светлячки»  Ваш девиз? - …

Как и на любых соревнованиях, в стране Говорушек есть жюри. Сегодня нас «судят»: (представление членов жюри).

  Наши приключения начинаются, и чтобы попасть в страну «Говорушек», нужно произнести волшебные слова:

     Говорим всегда красиво,

 Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

     Потому, что не спешим!

- Итак, команды в сборе, жюри на местах. Можно отправляться в путь! На чем мы можем добраться до волшебного королевства? (ответы детей)

- Все вы, конечно, правы. Но, чтобы добраться до нужной нам страны быстро, предлагаю полететь на самолете. Встали все друг за другом, руки – это наши крылья.

Расправил крылья самолёт,

Приготовились в полёт.

Я направо погляжу:

Жу-жу-жу.

Я налево погляжу:

Жу-жу-жу

В королевство полечу:

Р-р-р-р-р-р-р-р

- Вот мы и прибыли в страну Говорушек. Команда «Пингвинята» присаживается за желтые столы, а команда «Светлячки» - за зеленые. (Дети рассаживаются)

Слайд 1

- А вот и дворец королевы Грамматики. Именно отсюда начнется наше путешествие.

- Ребята, все жители замечательной страны «Говорушки» очень любят сказки и часто собираются на поляне сказок.

Слайд 2

- Но пока поляна пуста, если мы правильно выполним первое задание королевы, то узнаем какие сказки сегодня у нее в гостях. Для этого вы должны отгадать загадки. За каждый правильный ответ, команда будет получать фишку. У «Пингвинят» фишки красного цвета, у «Светлячков» – синего. Давайте договоримся – с места не выкрикиваем. Тот, кто догадался о ком, я говорю – поднимает руку. Если кто-то будет выкрикивать с места, жюри  будет отнимать заработанные фишки! Ну что ж, начнем.

Будьте внимательны!

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Она, добра, умна, красива и мила,

А имя ее от слова «зола»

Кто это?

(Золушка).

Он к меду поднимался

И умудрялся петь:

«Я тучка, тучка, тучка.

Я  вовсе не медведь!»

(Винни-пух)

В этой книжке – именины,        

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(Муха-Цокотуха).

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостиком тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется

(Три поросёнка).

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой

Всюду нос сует свой длинный

Кто же это?

(Буратино).

- Ой, ребята, смотрите, а вот и сам Буратино.

Входит Буратино:

- А что это вы тут делаете?

- Буратино, королева Грамматика пригласила наших ребят в страну Говорушек, чтобы они доказали, что готовы идти в школу.  

- В школу? Меня папа Карло тоже отправил в школу. Да только меня там не приняли, сказали, что я пока не готов.

- Ну не расстраивайся, мы приглашаем тебя на наш праздник, если ты внимательно будешь слушать ребят, то я уверена,  очень скоро и тебя примут в школу!

- Ребята, а вот и первый замок в нашей волшебной стране -  замок Рифмы 

Слайд 3

    Перед нами город Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму. Каждой команде я буду предлагать фразу, Ваша задача, ребята, подобрать рифму. Время на раздумья 5 секунд! За правильностью ответов и соблюдением времени следит наше многоуважаемое жюри и, конечно, же Буратино!

• Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)

• Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

• Когда нас бранят за шалости, мы говорим …. (Простите нас. Пожалуйста).

• Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

• Отложил дела бездельник со среды на … (понедельник)

• Друга встретил ты в обед и сказал ему… (Привет)

• Если же вечером встреча, скажем ему… (Добрый вечер)

• Если девочка больна, хрипло кашляет она, и опять чихает снова, скажем ей мы… (Будь здорова)

• Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (Спасибо)

• За день мы устали очень, скажем всем… (Спокойной ночи)

- Молодцы друзья мои с заданием справиться смогли!

Отправляемся дальше.

Слайд 4.

И оказались мы на полянке «Словесная разминка».  
- Слушайте внимательно и быстро отвечайте на вопрос. За каждый правильный ответ дается фишка.

  1. Брат сестру домой зовет. Кто дома? Кто на улице? (брат дома, сестра на улице)
  2. Лена слушала Машу. Кто говорил? Кто слушал? (Маша говорила, Лена слушала)
  3. Миша догонял Петю. Кто догонял? Кто убегал? (Миша догонял, Петя убегал)
  4. Девочка ищет мальчика. Кто спрятался? (мальчик)
  5. Поле позади деревни. Кто впереди? (деревня)
  6. Оля шла за папой, а Толя позади Оли. Кто шел первым? (папа)

- Молодцы!

- Ребята, прежде чем отправиться дальше, отгадайте загадку.
Я песню грустную тяну – и-и-и, 
Могу заплакать горько – о-о-о,
И застонать могу – у-у-у, 
А так же радости полна, 
Я громко крикну – а-а-а! 
Одно понять я не могу, 
Какие звуки я пою? 
(Гласные)
Могу стучать – т-т-т,
Могу мычать — м-м-м, 
Могу покашлять — к-к-к, 
Пофыркать — ф-ф-ф, 
И погудеть как самолет — в-в-в, 
Закончив длительный полет. 
Одно понять я не могу 
В каких же звуках я шумлю?
(Согласные)

Слайд 5.

- Ребята, мы с вами очутились на улице звуков, здесь жители очень любят играть со звуками.  Каждая команда получит картинку с изображением какого-либо предмета и набор фишек для звукового анализа слов. Будьте внимательны: правильно посчитайте количество звуков в слове и составьте звуковую схему этого слова. За правильный ответ команда получит фишку. Слова: ____________________

- Ребята, отгадайте загадку.
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым.
Оно может быть тихим,
Может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать,
А можно взять и написать.
Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово)
- Молодцы! 

Слайд 6.

- Вот так незаметно мы с вами очутились на тропинке «Родственные слова», здесь нам нужно подобрать родственные слова. 

- У каждой команды есть игрушка (ежик, лиса). Вы должны подобрать к ним семейку слов. Вы знаете, какие слова называются родственными?

- Вы придумали много слов. А знаете, из чего состоят слова? Да, из звуков. 
- А чем отличаются звуки от букв? 
(Правило: Звук мы говорим и слышим, а букву мы видим и пишем)
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв-сестёр родных?!
Тридцать три! А сколько люди
Могут слов сложить из них?! 

Слайд 7.

- Вот мы и пришли в сказочный лес Слов. Назовите, кто нас тут встречает?
- У совы случилась беда, все слова в ее лесу разрушил ураган. Он раскидал по всему лесу буквы, давайте поможем сове и соберем слова из рассыпавшихся букв. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Внимание на экран.
СЛАЙД 8 Придумайте слово с буквами (Т, К, О)
СЛАЙД 8 слово КОТ, ТОК, КТО. Давайте вместе прочитаем.
СЛАЙД 9 Придумайте слово с буквами (О,К,С)
СЛАЙД 9 слово СОК
- Молодцы ребята.

Слайд 10

Посмотрите, мы с вами оказались на стадионе «Отдыхай-ка». Здесь жители страны Говорушек занимаются спортом. И нам тоже пришла пора отдохнуть!

«Веселая музыкальная мульт-зарядка!»- видео

Слайд 11

- Ребята, пока мы отдыхали, в парке Слов, произошла ссора. Слова рассыпались на слоги.   Давайте вспомним правило про слоги.
(Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Помогите вот этим слогам собраться в слова. У вас должно получиться по два слова.
- Фишку получает та команда, которая быстрее соберет слова.
Ко, ты, Ки, ты, Ва, ня, Ви, тя (киты, коты, Ваня, Витя)

- Молодцы ребята. 
-  Посмотрите, мы с вами оказались в удивительной  школе Ребусов.
Внимание на экран -  Фишку получает та команда, которая быстрее решит ребус.
СЛАЙД 12 …..(кулак)
СЛАЙД 13 ….. (бабочка)
- Молодцы ребята. 

Слайд 14

Буратино: 

- Какие вы все-таки умные! А можно, я задам ребятам вопросы, на которые я не смог ответить в школе? Но только ответы надо давать быстро, т.к. времени дается мало. Сначала я задам вопросы одной команде, а потом второй. За каждый правильный ответ команда получает фишки!

Вопросы 1-й команде:

1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)

2. Сколько звуков в слове пух? (3 звука)

3. Есть твердые звуки, а наоборот? (мягкие)

4. Чего больше — птиц или крыльев?

5. Назовите 5 домашних птиц? (утка, гусь, курица, петух, индюк)

6. Исправьте предложение. Бабушка младше мамы.

7. Сколько слогов в слове бель-ча-та?

8. Варенье из клюквы? (клюквенное)

9. Назовите второй звук в слове паук? (а)

10. Назовите кто лишний и почему? (сова, голубь, медведь, синица)

Вопросы 2-й команде:

1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)

2. Сколько звуков в слове дом? (3 звука)

3. Есть глухие звуки, а наоборот? (звонкие)

4. Чего больше в лесу — деревьев или листьев?

5. Назовите 5 зимующих птиц? (синица, голубь, воробей, ворона, снегирь).

6. Исправьте предложение: папа старше дедушки.

7. Сколько слогов в слове е-жа-та?

8. Варенье из черники? (черничное)

9. Назовите второй звук в слове ночь? (о)

10. Назовите кто лишний и почему? (стол, диван, автобус, кровать).

- Вот и закончилось наше соревнование. Посмотрите-ка, ребята, за то, что мы справились со всеми заданиями к нам пришла сама королева Грамматика.

Слайд 15

Грамматика

- Ребята, вы все большие молодцы. Прошли такие сложные испытания, а, значит, вас примут в любую школу нашей страны. Как, кстати, она называется? Предлагаю отдать все заработанные фишки нашему многоуважаемому жюри.  А пока они подсчитывают результаты и подводят итоги, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко!»

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждет.

"Пусть найдут меня ребята

Ну-ка кто меня найдет?”

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется ... (трамвай)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ... (машина)

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет –

Это мой ... (велосипед)

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю ... (груз)

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Бежит .... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на ... (машине)

Весь мир прочитал

Сообщенье в газетах,

Что Белка и Стрелка

Летали в ... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Винтокрылый ... (вертолет)

В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это ... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка ...

Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин

Много метел и корзин.

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в ... (кабине)

Создавать я начал флот.

Превратилась губка в ... (плот)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут,

Опустился ... (парашют)

игра «Буква заблудилась»

Неизвестно как случилось, 
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться….
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мы собирали васильки
На головах у нас щенки
На виду у детворы
Крысу красят маляры. 
Сели в ложку и айда
По реке туда-сюда.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
- Такие смешные случаи и в нашей жизни встречаются. Один звук в слове произнесем не правильно, и смысл предложения становится не понятным. Правда, ребята! 
Вот зачем надо правильно произносить каждый звук и внимательно слушать самого себя, что и как ты говоришь.
Подведение итогов
(Вручение грамот обеим командам)
Дети уходят из зала под музыку песни «Чему учат в школе».

КО

ТЫ

КИ

ТЫ

ВА

НЯ

ВИ

ТЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дворец Королевы Грамматики

Слайд 3

Корона - Ворона Часы - Весы Маска - Краска

Слайд 8

К Т О

Слайд 9

К С О

Слайд 12

КУ

Слайд 13

БА

Слайд 14

Дворец Королевы Грамматики

Слайд 15

Дворец Королевы Грамматики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

Речевое развлечение в старшей группе "Приключения в стране "Говорушек"

Задачи:— Обобщить и систематизировать программный материал;— Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.— Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образова...

Сценарий речевого праздника — «Приключения в стране Говорушек» в старшей компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Речевые праздники и развлечения – один из актуальных видов работы как дошкольных логопедических, так и общеразвивающих групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружаю...