викторина "Приключения в стране Говорушек"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
задания викторины подобраны для детей подготовительной к школе группы, охватывают все компоненты речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_v_strane_govorushek.docx | 35.37 КБ |
priklyucheniya_v_strane_govorushek.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВИКТОРИНА
«Приключения в стране Говорушек»
Составитель:
учитель-логопед
Вотчицева Т.И.
2017 год
Задачи:
— Обобщить и систематизировать программный материал;
— Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, навык деления слов на слоги.
— Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образование относительных прилагательных, подбор родственных слов);
— Развивать речевую активность, интонационную выразительность и дикцию речи;
— Развивать вербально-логическое мышление, слуховую память, внимание;
— Создать эмоциональное приподнятое настроение, ощущения радости от праздника.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, мягкие игрушки ёжик, заяц, письмо от королевы Грамматики, фишки для подсчета баллов командам, карточки-слова для звукового анализа слов, песочные часы, слоги для составления слов.
Ход викторины.
- Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте ребята, сегодня утром, в наш детский сад пришло письмо – Оно от королевы Грамматики.
(Ведущий открывает письмо)
Здравствуйте, ребята!
«Сегодня в моем королевстве праздник! Мы выбираем самых умных и находчивых детей для самой лучшей школы! Приглашаю всех желающих на соревнования!»
- Ну что ребята, примем приглашение королевы? Тогда давайте поприветствуем самых смелых. (Под музыкальное сопровождение входят дети и рассаживаются на свои места)
Первая команда – «Пингвинята» Ваш девиз? - …
Вторая команда – «Светлячки» Ваш девиз? - …
Как и на любых соревнованиях, в стране Говорушек есть жюри. Сегодня нас «судят»: (представление членов жюри).
Наши приключения начинаются, и чтобы попасть в страну «Говорушек», нужно произнести волшебные слова:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
- Итак, команды в сборе, жюри на местах. Можно отправляться в путь! На чем мы можем добраться до волшебного королевства? (ответы детей)
- Все вы, конечно, правы. Но, чтобы добраться до нужной нам страны быстро, предлагаю полететь на самолете. Встали все друг за другом, руки – это наши крылья.
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу
В королевство полечу:
Р-р-р-р-р-р-р-р
- Вот мы и прибыли в страну Говорушек. Команда «Пингвинята» присаживается за желтые столы, а команда «Светлячки» - за зеленые. (Дети рассаживаются)
Слайд 1
- А вот и дворец королевы Грамматики. Именно отсюда начнется наше путешествие.
- Ребята, все жители замечательной страны «Говорушки» очень любят сказки и часто собираются на поляне сказок.
Слайд 2
- Но пока поляна пуста, если мы правильно выполним первое задание королевы, то узнаем какие сказки сегодня у нее в гостях. Для этого вы должны отгадать загадки. За каждый правильный ответ, команда будет получать фишку. У «Пингвинят» фишки красного цвета, у «Светлячков» – синего. Давайте договоримся – с места не выкрикиваем. Тот, кто догадался о ком, я говорю – поднимает руку. Если кто-то будет выкрикивать с места, жюри будет отнимать заработанные фишки! Ну что ж, начнем.
Будьте внимательны!
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Она, добра, умна, красива и мила,
А имя ее от слова «зола»
Кто это?
(Золушка).
Он к меду поднимался
И умудрялся петь:
«Я тучка, тучка, тучка.
Я вовсе не медведь!»
(Винни-пух)
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(Муха-Цокотуха).
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостиком тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется…
(Три поросёнка).
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой
Всюду нос сует свой длинный
Кто же это?
(Буратино).
- Ой, ребята, смотрите, а вот и сам Буратино.
Входит Буратино:
- А что это вы тут делаете?
- Буратино, королева Грамматика пригласила наших ребят в страну Говорушек, чтобы они доказали, что готовы идти в школу.
- В школу? Меня папа Карло тоже отправил в школу. Да только меня там не приняли, сказали, что я пока не готов.
- Ну не расстраивайся, мы приглашаем тебя на наш праздник, если ты внимательно будешь слушать ребят, то я уверена, очень скоро и тебя примут в школу!
- Ребята, а вот и первый замок в нашей волшебной стране - замок Рифмы
Слайд 3
Перед нами город Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму. Каждой команде я буду предлагать фразу, Ваша задача, ребята, подобрать рифму. Время на раздумья 5 секунд! За правильностью ответов и соблюдением времени следит наше многоуважаемое жюри и, конечно, же Буратино!
• Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)
• Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
• Когда нас бранят за шалости, мы говорим …. (Простите нас. Пожалуйста).
• Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
• Отложил дела бездельник со среды на … (понедельник)
• Друга встретил ты в обед и сказал ему… (Привет)
• Если же вечером встреча, скажем ему… (Добрый вечер)
• Если девочка больна, хрипло кашляет она, и опять чихает снова, скажем ей мы… (Будь здорова)
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (Спасибо)
• За день мы устали очень, скажем всем… (Спокойной ночи)
- Молодцы друзья мои с заданием справиться смогли!
Отправляемся дальше.
Слайд 4.
И оказались мы на полянке «Словесная разминка».
- Слушайте внимательно и быстро отвечайте на вопрос. За каждый правильный ответ дается фишка.
- Брат сестру домой зовет. Кто дома? Кто на улице? (брат дома, сестра на улице)
- Лена слушала Машу. Кто говорил? Кто слушал? (Маша говорила, Лена слушала)
- Миша догонял Петю. Кто догонял? Кто убегал? (Миша догонял, Петя убегал)
- Девочка ищет мальчика. Кто спрятался? (мальчик)
- Поле позади деревни. Кто впереди? (деревня)
- Оля шла за папой, а Толя позади Оли. Кто шел первым? (папа)
- Молодцы!
- Ребята, прежде чем отправиться дальше, отгадайте загадку.
Я песню грустную тяну – и-и-и,
Могу заплакать горько – о-о-о,
И застонать могу – у-у-у,
А так же радости полна,
Я громко крикну – а-а-а!
Одно понять я не могу,
Какие звуки я пою?
(Гласные)
Могу стучать – т-т-т,
Могу мычать — м-м-м,
Могу покашлять — к-к-к,
Пофыркать — ф-ф-ф,
И погудеть как самолет — в-в-в,
Закончив длительный полет.
Одно понять я не могу
В каких же звуках я шумлю?
(Согласные)
Слайд 5.
- Ребята, мы с вами очутились на улице звуков, здесь жители очень любят играть со звуками. Каждая команда получит картинку с изображением какого-либо предмета и набор фишек для звукового анализа слов. Будьте внимательны: правильно посчитайте количество звуков в слове и составьте звуковую схему этого слова. За правильный ответ команда получит фишку. Слова: ____________________
- Ребята, отгадайте загадку.
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым.
Оно может быть тихим,
Может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать,
А можно взять и написать.
Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово)
- Молодцы!
Слайд 6.
- Вот так незаметно мы с вами очутились на тропинке «Родственные слова», здесь нам нужно подобрать родственные слова.
- У каждой команды есть игрушка (ежик, лиса). Вы должны подобрать к ним семейку слов. Вы знаете, какие слова называются родственными?
- Вы придумали много слов. А знаете, из чего состоят слова? Да, из звуков.
- А чем отличаются звуки от букв?
(Правило: Звук мы говорим и слышим, а букву мы видим и пишем)
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв-сестёр родных?!
Тридцать три! А сколько люди
Могут слов сложить из них?!
Слайд 7.
- Вот мы и пришли в сказочный лес Слов. Назовите, кто нас тут встречает?
- У совы случилась беда, все слова в ее лесу разрушил ураган. Он раскидал по всему лесу буквы, давайте поможем сове и соберем слова из рассыпавшихся букв. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Внимание на экран.
СЛАЙД 8 Придумайте слово с буквами (Т, К, О)
СЛАЙД 8 слово КОТ, ТОК, КТО. Давайте вместе прочитаем.
СЛАЙД 9 Придумайте слово с буквами (О,К,С)
СЛАЙД 9 слово СОК
- Молодцы ребята.
Слайд 10
Посмотрите, мы с вами оказались на стадионе «Отдыхай-ка». Здесь жители страны Говорушек занимаются спортом. И нам тоже пришла пора отдохнуть!
«Веселая музыкальная мульт-зарядка!»- видео
Слайд 11
- Ребята, пока мы отдыхали, в парке Слов, произошла ссора. Слова рассыпались на слоги. Давайте вспомним правило про слоги.
(Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Помогите вот этим слогам собраться в слова. У вас должно получиться по два слова.
- Фишку получает та команда, которая быстрее соберет слова.
Ко, ты, Ки, ты, Ва, ня, Ви, тя (киты, коты, Ваня, Витя)
- Молодцы ребята.
- Посмотрите, мы с вами оказались в удивительной школе Ребусов.
Внимание на экран - Фишку получает та команда, которая быстрее решит ребус.
СЛАЙД 12 …..(кулак)
СЛАЙД 13 ….. (бабочка)
- Молодцы ребята.
Слайд 14
Буратино:
- Какие вы все-таки умные! А можно, я задам ребятам вопросы, на которые я не смог ответить в школе? Но только ответы надо давать быстро, т.к. времени дается мало. Сначала я задам вопросы одной команде, а потом второй. За каждый правильный ответ команда получает фишки!
Вопросы 1-й команде:
1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)
2. Сколько звуков в слове пух? (3 звука)
3. Есть твердые звуки, а наоборот? (мягкие)
4. Чего больше — птиц или крыльев?
5. Назовите 5 домашних птиц? (утка, гусь, курица, петух, индюк)
6. Исправьте предложение. Бабушка младше мамы.
7. Сколько слогов в слове бель-ча-та?
8. Варенье из клюквы? (клюквенное)
9. Назовите второй звук в слове паук? (а)
10. Назовите кто лишний и почему? (сова, голубь, медведь, синица)
Вопросы 2-й команде:
1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)
2. Сколько звуков в слове дом? (3 звука)
3. Есть глухие звуки, а наоборот? (звонкие)
4. Чего больше в лесу — деревьев или листьев?
5. Назовите 5 зимующих птиц? (синица, голубь, воробей, ворона, снегирь).
6. Исправьте предложение: папа старше дедушки.
7. Сколько слогов в слове е-жа-та?
8. Варенье из черники? (черничное)
9. Назовите второй звук в слове ночь? (о)
10. Назовите кто лишний и почему? (стол, диван, автобус, кровать).
- Вот и закончилось наше соревнование. Посмотрите-ка, ребята, за то, что мы справились со всеми заданиями к нам пришла сама королева Грамматика.
Слайд 15
Грамматика
- Ребята, вы все большие молодцы. Прошли такие сложные испытания, а, значит, вас примут в любую школу нашей страны. Как, кстати, она называется? Предлагаю отдать все заработанные фишки нашему многоуважаемому жюри. А пока они подсчитывают результаты и подводят итоги, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко!»
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
"Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед)
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю ... (груз)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит .... (автомобиль)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ... (машине)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в ... (ракетах)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолет)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это ... (самолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ... (электричка)
Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ... (кабине)
Создавать я начал флот.
Превратилась губка в ... (плот)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился ... (парашют)
игра «Буква заблудилась»
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться….
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мы собирали васильки
На головах у нас щенки
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Сели в ложку и айда
По реке туда-сюда.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
- Такие смешные случаи и в нашей жизни встречаются. Один звук в слове произнесем не правильно, и смысл предложения становится не понятным. Правда, ребята!
Вот зачем надо правильно произносить каждый звук и внимательно слушать самого себя, что и как ты говоришь.
Подведение итогов
(Вручение грамот обеим командам)
Дети уходят из зала под музыку песни «Чему учат в школе».
КО | ТЫ |
КИ | ТЫ |
ВА | НЯ |
ВИ | ТЯ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корона - Ворона Часы - Весы Маска - Краска
К Т О
К С О
КУ
БА
Дворец Королевы Грамматики
Дворец Королевы Грамматики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"
Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....
«Песочная страна — страна чудес»
Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа
Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...
Викторина в подготовительной группе "Приключения в стране Говорушек"
Методическая разработка...
Речевое развлечение в старшей группе "Приключения в стране "Говорушек"
Задачи:— Обобщить и систематизировать программный материал;— Формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.— Закреплять лексико-грамматический строй речи: (образова...
Сценарий речевого праздника — «Приключения в стране Говорушек» в старшей компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Речевые праздники и развлечения – один из актуальных видов работы как дошкольных логопедических, так и общеразвивающих групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружаю...