Опыт работы "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково-познавательной деятельности по ФГОС"
материал
из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково - познавательной деятельности по ФГОС».
Из опыта работы воспитателя МБДОУ №4 а.Блечепсин
Шаковой Нуриет Анзоровны.
03.11.2016 год.
Тема: «Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково- познавательной деятельности по ФГОС»
Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми. Кто такой школы не прошёл.
К.Е. Тимирязев
Стремление познать окружающий мир – одна из характерных особенностей человека, отличающая его от остальных обитающих на нашей планете живых существ.
Первые основы экологического образования и воспитания – надлежащее отношение к окружающей среде, правильное понимание видения мира закладывается в период дошкольного детства. Именно в этот период формируется отношение к себе, к людям, к миру, в котором живёт ребёнок.
Цель экологического воспитания и образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении надо уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д.Ушинский.
Почему именно природе отводиться особая роль в формировании и развитии познавательных процессов? Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребёнка, поражает его воображение, побуждает к размышлению, сомнению. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли.
Вопросы детей уже среднего возраста направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, на нахождение в них общего и различного. Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природы, чем в других областях действительности. Наиболее сложными для дошкольников являются причинно – следственные связи. Их установление требует глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления. Но направлять, регулировать деятельность ребёнка по познанию окружающего мира должен педагог.
Одним из основных методов ознакомления детей с объектами и явлениями природы является наблюдение, но иногда. Чтобы понять суть явлений природы, взаимодействие и взаимовлияние объектов природы, свойства предметов одного наблюдения недостаточно.
В процессе воспитательно – образовательного процесса мы предположили, что более глубокому усвоению детьми экологических представлений может способствовать организация поисково – познавательной деятельности.
Поисково- познавательная деятельность – особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность скрытую в обычных ситуациях.
Главное достоинство метода поисково- познавательной деятельности заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе данной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Наша работа по экологическому воспитанию детей начинается в младшем дошкольном возрасте.
В начале нашей работы мы определили и поставили следующую цель нашей работы:
Создание условий для обеспечения элементарной опытнической деятельности и как следствие повышение уровня экологических знаний и представлений детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели мы выделили следующие задачи нашей работы:
1. повышение уровня знаний детей об объектах природы и уровня отношений детей к данным объектам;
2. использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения детей дошкольного возраста;
3. использовать метод поисково – познавательной деятельности для расширения и углубления знаний и представлений детей.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно- развивающей среды.
Главными задачами развивающей среды являются:
- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;
- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.
Экологическая развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребёнка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребёнка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
В нашей группе существует природный уголок, который обеспечивает непосредственное общение ребёнка с объектами природы. Это позволяет нам на протяжении всего периода обучения и воспитания детей использовать его для организации разнообразной деятельности детей и проведения экологических экспериментов. Под непосредственным руководством воспитателя дети систематически наблюдают и ухаживают за животными и растениями уголка природы.
В нашем уголке природы содержаться разнообразные растения предусмотренные программой воспитания и обучения: теневыносливые и светолюбивые, засухоустойчивые и влаголюбивые. Такое разнообразие позволяет знакомить детей с разнообразным растительным миром, недоступным в повседневной жизни.
Чтобы познакомить детей с условиями необходимыми для роста и развития растений мы проводим длительные и краткосрочные эксперименты. Например: для ознакомления детей с потребностью детей в свете, мы предлагаем детям поместить два одинаковых растения в разные условия: на свет и в тень. Через определённый промежуток времени дети замечают, что листва и побеги растений стали отличаться: растение на свету осталось зелёным, а растение в тени потеряло окраску листьев, стало бледным. В ходе наблюдений, которые фиксируются в дневнике, дети приходят к выводу, что свет необходим для благополучия растения.
Также для определения необходимости света для растения мы провели следующий эксперимент: посадили в почву клубень картофеля и нарыли посадку тёмной коробкой с внутренним лабиринтом и отверстием на противоположной поверхности, когда из отверстия показался росток картофеля, сняли коробку. Дети отметили, что росток картофеля внутри коробки тонкий и бледный, также дети отметили, что росток прошёл весь лабиринт в поисках света. Дети под руководством воспитателя, с помощью наводящих вопросов пришли к выводу, что растениям нужен свет.
Для того, чтобы дети поняли пользу дождевого червя для растений мы использовали следующий эксперимент: взяли два одинаковых растения, в почву одного из них поместили дождевого червя(цветочные кашпо должны быть прозрачными). Растения поливали, но почву не рыхлили, через неделю рассмотрели растения и почву и в ходе наблюдения дети пришли к выводу, что черви рыхлят почву, что способствует поступлению воздуха к корням растений и как следствие здоровью всего растения. В этом же эксперименте дети получили представление о том, что корням растения необходим воздух.
В процессе таких длительных экспериментов дети знакомятся с потребностями растений в поливе, освещении, рыхлении почвы.
Можно использовать кратковременный эксперимент. Например: опыт показывающий как растение проводит по своему стеблю воду, высасывая её из почвы. В период вегетативного размножения фуксии срезаем побеги, оставляя основной ствол высотой 8-10 см. поливаем обильно растение и после этого дети, могут наблюдать как на срезе появляется вода.
В ходе экспериментальной деятельности важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов. Например, знакомя детей с пустыней и её обитателями, мы вначале знакомили детей с расположением пустынь на земном шаре. Используя глобус и лампу, подвели детей к пониманию того, что в местах расположения пустынь очень солнечно, солнце яркое и сильно нагревает поверхность. Затем мы использовали опыты с песком и водой, которые показывали детям, почему в пустыне нет воды(песок хорошо пропускает воду), для сравнения пропускаемости воды песком, использовались почва и глина. На прозрачные ёмкости натягивалась марля, на которую насыпались песок, глина, почва; затем на них равномерно наливалась вода, и дети наблюдали с какой скоростью и в каких количествах на дно ёмкости просачивается вода (материал на каждого ребёнка).
На следующем этапе мы определяли, почему верблюд легко перемещается по песку, а лошадь нет. Детям предлагалось воткнуть в песок тонкий карандаш и предмет с широкой поверхностью. Дети убеждались, что чем шире предмет, тем сложнее его воткнуть в песок. Этот опыт можно провести с использованием руки ребёнка: палец легко входит в песок, а раскрытая ладонь нет.
Также проводились эксперименты по определению зависимости формы и величины листа от условий произрастания в пустыне.
В ходе таких экспериментальных циклов у детей складывается целостная картина мира, понимание зависимости внешнего вида и образа жизни растений и животных от окружающей среды.
Эксперименты могут быть запланированными в рамках образовательной и воспитательной работы, но могут быть и спонтанными, когда ребёнок заметил в природе, что то удивительное для него, но не знает как происходит это явление, что на него влияет. Ребёнок задаёт вопрос взрослому. В этот момент главное не давать ребёнку готовых ответов, а предложить поэкспериментировать, если это возможно, если эксперимент не возможен, взрослый подводит ребёнка к самостоятельному выводу наводящими вопросами. Это активизирует умственную и речевую активность детей, способствует развитию логического мышления.
Мы использовали эксперименты по нескольким разделам:
- неживая природа: вода, почва, глина, песок, вес, притяжение, свет и цвет, магнетизм;
- живая природа: приспособление к окружающей среде, человек и рукотворный мир.
С детьми проводятся следующие эксперименты:
«Где есть воздух?», «Почему у утки такие лапы?»
«Куда исчезла вода?» «Почему белый медведь не мёрзнет?»
«Как летают птицы?» «Где живёт радуга?»
«Откуда и куда дует ветер?»
«Что помогает утке не намокать в воде?»
«Где ночует солнце?» «Как плавает рыба?»
«Как строение клюва птицы зависит от её питания?»
«Как гусеница превращается в бабочку?»
«Почему у кактуса иголки?» и другие.
Для организации и проведения экспериментов в нашем уголке создана опытно – исследовательская лаборатория. Здесь расположены природные и бросовые материалы, инвентарь необходимый для организации экспериментальной деятельности:
- ёмкости, воронки, мерные стаканы, магниты, зеркала, фонарик, глобус, пипетки, песочные часы, одноразовые шприцы без игл, трубочки для коктейля, палочки;
- неструктурированные материалы: земля, глина, песок, опилки, древесный уголь, стружка, соль;
- семена различных растений, жёлуди, шишки, перья птиц, скорлупа, ракушки, камни.
Кроме этого в нашем уголке природы вместе с детьми мы организуем «огород на подоконнике», где мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений, предварительно проращивая их. В ходе этой работы дети знакомятся с внешним видом семян разных растений, учатся высаживать их, наблюдают за прорастанием и дальнейшим ростом, ухаживают за саженцами. В процессе труда в природе дети самостоятельно пополняют свои знания. Для этого мы создаём проблемные ситуации, которые разрешают сами дети, что повышает их интерес к труду, развивает целеустремлённость, желание добиться успехов и положительного результата, ставит их перед необходимостью активизировать познавательные процессы и пополнять свои знания.
Очень часто природа сама преподносит нам для наблюдения свои эксперименты. Например: осенью стало холоднее и исчезли насекомые, а как только пригрело солнышко можно увидеть летающих мошек, и даже порхающих бабочек. Задача грамотного педагога самому увидеть интересное явление природы и обратить внимание детей, подведя к пониманию того, почему это происходит.
Но наша работа не ограничивается только работой с детьми. Для более эффективного достижения поставленных задач мы организуем работу с родителями и педагогическим персоналом ДОУ. Для воспитателей дошкольного учреждения организовывались открытые мероприятия, консультации, праздники.
В работе с родителями мы поставили задачу показать необходимость воспитания у детей экологической культуры и формирования экологических представлений. Для достижения поставленной цели мы применяли следующие формы работы:
- анкетирование родителей, которое показало, что интересно родителям, как они представляют процесс экологического воспитания детей;
- дни открытых дверей;
- практические семинары, консультации: «Мастерим с детьми из природного материала», «Растим детей добрыми»
- оформление информационных стендов;
- Экскурсии на природу с родителями и детьми;
- индивидуальные и групповые беседы с родителями;
- задания на выходные для родителей с детьми «Наше домашнее животное», «Как изменилась берёзка».
Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы
Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...
Обобщенный опыт "Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста через призму дидактических игр".
Обобщенный передовой педагогический опыт....
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация...
Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...
Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....
Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Материал опыта работы....
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...