Духовно- нравственное воспитание в ДОУ
учебно-методический материал

Пупынина Людмила Викторовна

Описание системы работы в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи».

Анализ работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в МАДОУ ЦРР №7.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем общества состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети не считают нужным брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них источником созидания. Для этого педагогический коллектив МАДОУ ЦРР №7 и родители наших воспитанников объединили свои усилия в воспитании духовно- нравственной личности дошкольников.

                 В дошкольном учреждении реализуется программа «Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи».        

Цель программы: заложить основы духовно- нравственной личности ребенка с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию в социуме.

Данная программа реализуется в 4 направлениях.

«Духовно- нравственное направление в семье».

 Цель направления- способствовать укреплению статуса социального института семьи в обществе, повышению его ценности в духовно-нравственном воспитании; усилению статуса семьи, статуса материнства и отцовства в духовно-нравственном воспитании; созданию условий для выполнении семьей воспитательной функции. В рамках этого направления ведется следующая работа: изучение традиций, культурных и духовных ценностей,  быта русской семьи, привлечение родителей к активному участию к мероприятиям,  проводимым в ДОУ ( утренники, развлечения, спортивные праздники, выставки, мастер- классы).

«Духовно- нравственное воспитание в социуме».

Направление предполагает  создание условий для формирования системы духовно-нравственного воспитания в детском саду с учетом социо - культурных особенностей, экономических возможностей района, традиционного и инновационного опыта воспитания подрастающего поколения.

В рамках этого направления ведется совместная работа с сопредельными структурами города. Воспитанники посещают  Курганинский исторический музей, в котором организованы исторические экскурсии и выставки достижений земляков. Частыми гостями ребята  бывают в Районной детской библиотеке, в которой знакомятся с произведениями местных писателей и поэтов, а в детском саду поближе узнают их творчество.

Педагогический коллектив очень тесно сотрудничает со Свято- Вознесенским храмом: воспитанники совершают экскурсии в храм с целью ознакомления с архитектурой и убранством. Совместно с настоятелями храма в ДОУ проводятся праздники: Яблочный спас, Троица, День семьи.

 Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию эмпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

                 «Путешествие к истокам» (история казачества).

        Цель работы: активизировать познавательные мотивы дошкольников на восприятие изучение духовно-нравственных традиций казачества Кубани; согласовать содержание воспитания с «образом» духовной культуры казачества Кубани, становящимся основой усвоения дошкольниками духовно-нравственных норм поведения и морали; создать духовно-нравственную среду, ориентирующую ребенка на духовно-нравственное самовоспитание и самоорганизацию жизнедеятельности.

        Данное направление предполагает изучение истории становления казачества, знакомство с традициями, обычаями, обрядами, семейным укладом кубанских  казаков. Работа проводится в тесной связи с Курганинским городским музеем,  организовано совместное  проведение экскурсий, встреч, выставок, теоретических занятий по истории казачества Кубани.

        В рамках реализации программы «Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ДОУ  семьи» ведется кружковая работа с воспитанниками:

«По мотивам Петриковской росписи»,

«Поэтическая Кубань»

«Лучик»,

«Мой город»

«Былина»,

«Пой, моя Кубань!»,

«Реченька»

«Здоровый малыш»

«Ладушка».

          С целью распространения опыта работы нашего учреждения по данному направлению 23 мая 2017 года в ДОУ был проведен фестиваль педагогических идей «Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ДОУ  семьи».  В рамках фестиваля были представлены мероприятия: развлечения «День Георгия- Победоносца на Руси», «Егорий Вешний на Кубани», «Праздник Троицы», использование народных игр на прогулке с детьми, мастер- класс для педагогов по изготовлению славянского оберега «Божье око».

        30 октября  2017г. старший воспитатель Пупынина Л.В на 2 Курганинских районных духовно- образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» представила выступление «Из опыта работ по организации духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

        Вся работа по реализации нашей программы ведется в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Данная работа дает свои положительные плоды. Дети и родители с увлечением принимают участие в мероприятиях, посещают кружковые занятия. А самое главное- учатся добру, неприятию зла и милосердию.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...