Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников.
Исследование проходило: город Москва, город Щербинка, улица Высотная дом 9А. ГБОУ Школа 2117 ДО №6. Присутствовало 20 детей.
Для реализации цели исследования были конкретизированы практические задачи исследования:
- подобрать методики исследования сенсорных представлений детей о цвете;
- осуществить диагностику детских сенсорных представлений;
- организовать и провести работу по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста о цвете.
Исследование осуществлялось в три этапа:
1 – этап констатации - определение актуальных особенностей сенсорных представлений детей о цвете;
2 – развитие сенсорных представлений о цвете на занятиях и в повседневной жизни;
3 – этап контроля – определение достижений младших дошкольников в их представлениях о цвете.
На первом этапе с детьми проводились тесты в виде двух диагностических игр «Найди такой же» и «Назови цвет».
Игры проводились с каждым ребенком индивидуально.
Диагностическая игра «Найди такой же»
Цель: определить способность различения детьми основных цветов спектра и их оттенков.
Материалы: 4 карточки с разными цветами (на одной карточке 4 цвета, 4 основных цвета спектра: желтый, зеленый, красный, синий и их оттенки), 16 кружочков такого же цвета как на карточках.
Ход игры: перед ребенком выкладываются 16 разных кружочков и предъявляется 1 карточка. Найди такого же цвета кружочки и положи на карточку, карточки предъявляются по очереди (4 карточки).
Диагностическая игра «Назови цвет»
Цель: определить знают ли дети названия оттенков основных цветов спектра и х оттенки.
Материал: тот же, что предлагался в первой игре.
Ход игры: перед ребенком выкладывают по одной карточке из 4 и ребенок называет цвета, которые он знает.
Результаты исследования заносились в протоколы (Приложение 1) и представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Результаты исследования различения детьми основных цветов спектра и их оттенков ( этап констатации)
№ | Имя ребёнка | Карточка №1 жёлтые оттенки | Карточка №2 зелёные оттенки | Карточка №3 красные оттенки | Карточка №4 синие оттенки | ||||||||||||
Андрей С. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Аделия Ш | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | -- | -- | |
Эльвира А. | + | - | -- | -- | - | -- | -- | + | + | -- | -- | - | - | + | - | ||
Евлалия Б. | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Алиса Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Лера К. | + | - | - | + | + | -- | -- | - | + | + | -- | -- | + | + | + | - | |
Таисия К. | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | + | - | |
Оля П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Егор. С. | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Кирилл П. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | |
Даша М. | + | +- | - | +- | + | - | - | - | + | -- | -- | - | + | +- | +- | - | |
Роберт М. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | |
Саша Л. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | - | |
Андрей К. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | |
Маша Ш. | + | - | + | + | + | -- | -- | - | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Женя В. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | |
Егор К. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Рома П. | + | + | - | + | + | +- | + | - | + | + | + | +- | + | + | + | + | |
Артем Р. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | -- | -- | |
Варя Д. | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
Условные обозначения:
+ ребенок правильно воспринимает цвет.
- ребенок неправильно (ошибочно) воспринимает цвета и его оттенки.
+- ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор.
-- ребенок путает цвета
Анализ: 17 детей из 20 правильно различают желтый цвет, 5 детей из 20 различают лимонный цвет, 4 ребенка из 20 - бежевый (песчаный), 11 детей из 20 различают оранжевый цвет, 15 детей из 20 определяют зеленый цвет, 7 детей из 20 определяют салатовый цвет, 5 детей из 20 различают светло-зеленый цвет, 3 ребенка из 20 определяют болотный цвет, 16 детей из 20 различают красный цвет, 15 детей из 20 различают розовый цвет, 8 детей из 20 определяют малиновый цвет, 2 детей из 20 определяют бордовый цвет, 15 детей из 20 определяют синий цвет, 11 детей из 20 различают голубой цвет, 10 детей из 20 различают фиолетовый цвет, 7 детей из 20 определяют сиреневый цвет.
1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе лимонного цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе оранжевого цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе салатового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе бордового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе фиолетового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе сиреневого цвета. 5 детей путают цвета.
Таким образом, результаты исследования показали, что в группе имеются дети, которые ошибочно воспринимают даже основные цвета спектра.
Результаты исследования по диагностической игры «Назови цвет» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования знаний детьми названий основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
№ | Имя ребёнка | Карточка №1 жёлтые оттенки | Карточка №2 зелёные оттенки | Карточка №3 красные оттенки | Карточка №4 синие оттенки | ||||||||||||
1 | Андрей С. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + |
2 | Аделия Ш | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | -- | -- |
3 | Эльвира А. | + | - | -- | -- | - | -- | -- | - | + | + | -- | -- | - | - | + | - |
4 | Евлалия Б. | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
5 | Алиса Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
6 | Лера К. | + | - | - | + | + | -- | -- | - | + | + | -- | -- | + | + | + | - |
7 | Таисия К. | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | + | - |
8 | Оля П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9 | Егор. С. | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
10 | Кирилл П. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + |
11 | Даша М. | + | +- | - | +- | + | - | - | - | + | -- | -- | - | + | +- | +- | - |
12 | Роберт М. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - |
13 | Саша Л. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | - |
14 | Андрей К. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - |
15 | Маша Ш. | + | - | + | + | + | -- | -- | - | + | + | + | - | + | + | + | + |
16 | Женя В. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
17 | Егор К. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
18 | Рома П. | + | + | - | + | + | +- | + | - | + | + | + | +- | + | + | + | + |
19 | Артем Р. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | -- | -- |
20 | Варя Д. | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
Условные обозначения:
+ ребенок правильно называет цвет.
- ребенок неправильно называет цвета и его оттенки.
+- ребенок совершает ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает.
-- ребенок путает цвета.
Анализ: 10 детей правильно называют все основные цвета спектра; 7 детей неправильно называют цвета и его оттенки, 3 детей совершают ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает; 6 детей путают цвета.
Диаграмма 1
Рис.1 Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
.
Диаграмма 2
Рис.2. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете:
- если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно (правильно подбирают к образцу);
- если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно), например, салатовый цвет дети отбирают к зеленому и называют его зеленым, малиновый цвет называли красными, фиолетовый называли сиреневым т.д.
Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: лимонный, бежевый, салатовый, светло-зеленый, болотный, малиновый, бордовый, фиолетовый, сиреневый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный, сиреневый, фиолетовый, оранжевый, салатовый.
Диаграмма 3
Рис. 3. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)
Диаграмма 4
Рис. 4. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)
Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете:
- если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно ( правильно подбирают к образцу);
- если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно), например, голубой цвет дети отбирают к синему и называют его синим, и фиолетовый цвет воспринимают и называют также синим, малиновый цвет называли красными т.д.
Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: голубой и фиолетовый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-786415-1548230148.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892711-1486787744.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465098-1405793163.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-1138341-1555569707.jpg)
«Сенсорные коробки, как инструмент сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» «Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях»
Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях.Сенсорное развитие детей дошкольного возраста....