Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников.
Исследование проходило: город Москва, город Щербинка, улица Высотная дом 9А. ГБОУ Школа 2117 ДО №6. Присутствовало 20 детей.
Для реализации цели исследования были конкретизированы практические задачи исследования:
- подобрать методики исследования сенсорных представлений детей о цвете;
- осуществить диагностику детских сенсорных представлений;
- организовать и провести работу по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста о цвете.
Исследование осуществлялось в три этапа:
1 – этап констатации - определение актуальных особенностей сенсорных представлений детей о цвете;
2 – развитие сенсорных представлений о цвете на занятиях и в повседневной жизни;
3 – этап контроля – определение достижений младших дошкольников в их представлениях о цвете.
На первом этапе с детьми проводились тесты в виде двух диагностических игр «Найди такой же» и «Назови цвет».
Игры проводились с каждым ребенком индивидуально.
Диагностическая игра «Найди такой же»
Цель: определить способность различения детьми основных цветов спектра и их оттенков.
Материалы: 4 карточки с разными цветами (на одной карточке 4 цвета, 4 основных цвета спектра: желтый, зеленый, красный, синий и их оттенки), 16 кружочков такого же цвета как на карточках.
Ход игры: перед ребенком выкладываются 16 разных кружочков и предъявляется 1 карточка. Найди такого же цвета кружочки и положи на карточку, карточки предъявляются по очереди (4 карточки).
Диагностическая игра «Назови цвет»
Цель: определить знают ли дети названия оттенков основных цветов спектра и х оттенки.
Материал: тот же, что предлагался в первой игре.
Ход игры: перед ребенком выкладывают по одной карточке из 4 и ребенок называет цвета, которые он знает.
Результаты исследования заносились в протоколы (Приложение 1) и представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Результаты исследования различения детьми основных цветов спектра и их оттенков ( этап констатации)
№ | Имя ребёнка | Карточка №1 жёлтые оттенки | Карточка №2 зелёные оттенки | Карточка №3 красные оттенки | Карточка №4 синие оттенки | ||||||||||||
Андрей С. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Аделия Ш | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | -- | -- | |
Эльвира А. | + | - | -- | -- | - | -- | -- | + | + | -- | -- | - | - | + | - | ||
Евлалия Б. | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Алиса Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Лера К. | + | - | - | + | + | -- | -- | - | + | + | -- | -- | + | + | + | - | |
Таисия К. | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | + | - | |
Оля П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Егор. С. | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Кирилл П. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | |
Даша М. | + | +- | - | +- | + | - | - | - | + | -- | -- | - | + | +- | +- | - | |
Роберт М. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | |
Саша Л. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | - | |
Андрей К. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | |
Маша Ш. | + | - | + | + | + | -- | -- | - | + | + | + | - | + | + | + | + | |
Женя В. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | |
Егор К. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Рома П. | + | + | - | + | + | +- | + | - | + | + | + | +- | + | + | + | + | |
Артем Р. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | -- | -- | |
Варя Д. | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
Условные обозначения:
+ ребенок правильно воспринимает цвет.
- ребенок неправильно (ошибочно) воспринимает цвета и его оттенки.
+- ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор.
-- ребенок путает цвета
Анализ: 17 детей из 20 правильно различают желтый цвет, 5 детей из 20 различают лимонный цвет, 4 ребенка из 20 - бежевый (песчаный), 11 детей из 20 различают оранжевый цвет, 15 детей из 20 определяют зеленый цвет, 7 детей из 20 определяют салатовый цвет, 5 детей из 20 различают светло-зеленый цвет, 3 ребенка из 20 определяют болотный цвет, 16 детей из 20 различают красный цвет, 15 детей из 20 различают розовый цвет, 8 детей из 20 определяют малиновый цвет, 2 детей из 20 определяют бордовый цвет, 15 детей из 20 определяют синий цвет, 11 детей из 20 различают голубой цвет, 10 детей из 20 различают фиолетовый цвет, 7 детей из 20 определяют сиреневый цвет.
1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе лимонного цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе оранжевого цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе салатового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе бордового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе фиолетового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе сиреневого цвета. 5 детей путают цвета.
Таким образом, результаты исследования показали, что в группе имеются дети, которые ошибочно воспринимают даже основные цвета спектра.
Результаты исследования по диагностической игры «Назови цвет» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования знаний детьми названий основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
№ | Имя ребёнка | Карточка №1 жёлтые оттенки | Карточка №2 зелёные оттенки | Карточка №3 красные оттенки | Карточка №4 синие оттенки | ||||||||||||
1 | Андрей С. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + |
2 | Аделия Ш | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | -- | -- |
3 | Эльвира А. | + | - | -- | -- | - | -- | -- | - | + | + | -- | -- | - | - | + | - |
4 | Евлалия Б. | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
5 | Алиса Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
6 | Лера К. | + | - | - | + | + | -- | -- | - | + | + | -- | -- | + | + | + | - |
7 | Таисия К. | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | + | - |
8 | Оля П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9 | Егор. С. | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
10 | Кирилл П. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + |
11 | Даша М. | + | +- | - | +- | + | - | - | - | + | -- | -- | - | + | +- | +- | - |
12 | Роберт М. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - |
13 | Саша Л. | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | - |
14 | Андрей К. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - |
15 | Маша Ш. | + | - | + | + | + | -- | -- | - | + | + | + | - | + | + | + | + |
16 | Женя В. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
17 | Егор К. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
18 | Рома П. | + | + | - | + | + | +- | + | - | + | + | + | +- | + | + | + | + |
19 | Артем Р. | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | -- | -- |
20 | Варя Д. | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
Условные обозначения:
+ ребенок правильно называет цвет.
- ребенок неправильно называет цвета и его оттенки.
+- ребенок совершает ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает.
-- ребенок путает цвета.
Анализ: 10 детей правильно называют все основные цвета спектра; 7 детей неправильно называют цвета и его оттенки, 3 детей совершают ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает; 6 детей путают цвета.
Диаграмма 1
Рис.1 Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
.
Диаграмма 2
Рис.2. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете:
- если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно (правильно подбирают к образцу);
- если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно), например, салатовый цвет дети отбирают к зеленому и называют его зеленым, малиновый цвет называли красными, фиолетовый называли сиреневым т.д.
Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: лимонный, бежевый, салатовый, светло-зеленый, болотный, малиновый, бордовый, фиолетовый, сиреневый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный, сиреневый, фиолетовый, оранжевый, салатовый.
Диаграмма 3
Рис. 3. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)
Диаграмма 4
Рис. 4. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)
Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете:
- если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно ( правильно подбирают к образцу);
- если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно), например, голубой цвет дети отбирают к синему и называют его синим, и фиолетовый цвет воспринимают и называют также синим, малиновый цвет называли красными т.д.
Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: голубой и фиолетовый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Развитие сенсорного развития детей дошкольного возраста
В современном мире предъявляютя и современные требование к подрастающему покалению. И начинать нужно с самых маленьких. Какие же занятия можно проводить или с чего можно начать? А начать с...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
«Сенсорные коробки, как инструмент сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...