Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цели и задачи:
-достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры;
-повысить интерес детей и родителей к истории русского народного творчества;
-реализовать творческие способности взрослых и детей;
-познакомить детей и родителей с одной из частей русского костюма - поясом,
с видами поясов, с русскими обычаями, связанными с поясом;
-учить уважать традиции и обычаи русского народа;
-познакомить с техникой плетения пояса на бердо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояс 2018 + статья | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в
условиях реализации ФГОС ДО
воспитатель ГБДОУ №55 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга Кривенко Г.Ю.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).
Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада. Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада и его семьи. Что является определяющим фактором успешной работы педагогов с родителями? Конечно изменение тактики взаимодействия ДОУ и семьи. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга. Педагоги пытаются вовлечь родителей в образовательный процесс через разнообразные формы работы. В работе с родителями сложились определенные традиции: тематические выставки детских работ, выставки поделок из природного материала, родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, беседы, анкетирование, тематические, фольклорные, спортивные праздники и развлечения, Семейные гостиные.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада. Педагогами ДОУ регулярно проводятся совместные мероприятия с родителями:
- семинары-практикумы;
- тематические беседы, консультации;
- благотворительные акции
Литература
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2010 год (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2009 г.);
- - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой , В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
- Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитанию
- Н.В.Алешина « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.»
Пример тематической встречи с родителями:
Мастер-класс из опыта работы воспитателя ГБДОУ № 55 Фрунзенского
района Санкт-Петербурга Кривенко Галины Юрьевны с привлечением родителей
« Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
Цели и задачи:
-достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры;
-повысить интерес детей и родителей к истории русского народного творчества;
-реализовать творческие способности взрослых и детей;
-познакомить детей и родителей с одной из частей русского костюма - поясом,
с видами поясов, с русскими обычаями, связанными с поясом;
-учить уважать традиции и обычаи русского народа;
-познакомить с техникой плетения пояса на бердо
Оборудование:
- Презентация «Русский народный пояс»
- Инструменты и материалы для ткачества /бердо, нитки/
Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Это выглядит ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям. В русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы-рукодельницы ткали, шили, вышивали. Творили. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в подрастающем поколении определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности. Пояс - неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана. Пояс — магический круг — защищал от нечисти и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Пояс является одним из самых сокровенных видов творчества, украшений и оберегов. Большое значение имеют пояса в обрядовой жизни Русского народа. На свадьбе супруги дарили пояса друг другу, родственникам и гостям, поясом повивали новорожденного, перевязывали первый сноп, провожали в последний путь, завязывали на берёзах при расставании, дарёным поясом признавались в любви .
Находиться без пояса человек мог только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.
У пояса всегда есть обереговое и знаковое назначение. По поясу читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. На простые повседневные пояса крестьяне и воины обычно подвешивали нож в ножнах и кресало, ведуны — различные обереги, женщины — ладанку, ключи, гребешок, детям подвешивали погремушки-бубенчики. Ременные (кожаные) пояса всегда носили только мужчины-воины. Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса. Повседневные пояса для детей до 3-4-х лет чаще всего делали витыми; изготавливали их матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские.
Праздничные пояса во всех сословиях, кроме смердов, всегда были браными (т.е. с выбранными рукой узорами) и разноцветными. Широкий кушак - это мужской пояс. Женские праздничные пояса менее широкие — до 1 вершка (обычно 3-5 см). Праздничные кушаки обязательно имели в своём узорочье родовые обереговые знаки с дорогими каменьями, серебряными и металлическими подвесками и украшались множеством кистей. Иногда вместо кистей заплетают косички или вяжутся наузы – узлы, имеющие вполне определённый смысл. Ныне искусство вязания наузов (узелковое письмо) считается забытым. Сейчас можно увидеть рисунки таких узлов в старинных книгах. Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству. Обрядовые пояса отличаются особыми узорами и особым выбором цвета. Есть ещё обережные пояса. Например, считалось, что пояс, сделанный и подаренный женой своему мужу, оберегает его от лихого ока, наговора и всяческих бед, увеличивает его мужскую силу, бережёт здоровье и его добродетель. В народе говорят, что пояс, сделанный женщиной с особой любовью, может отвести от мужчины даже пулю (смерть от оружия). ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСОВ
Пояса отличаются способом изготовления. Они бывают нитяными, витыми, плетёными, ткаными, браными и шитыми.
Наиболее простой, но важный пояс — нитяной. Его делала мама для своего новорожденного ребёнка в самые первые дни после родов. Обычно для этого берут 1-3 льняных нити (красных или светлых цветов). Показывать его посторонним нельзя. Поясок-тельник дети носили под одеждой до совершеннолетия, когда слабеет энергетическая связь между ребёнком и его родителями. Плетёные пояса изготавливаются различными способами. Один из самых простых — «на крюке» («на стене»). Так этот способ назвали в народе из-за того, что нити для плетения пояса закрепляются (за середину или за один конец) на крюке, вбитом в стену дома. Обычно это тонкие пояса-плетешки, их делают и для детей, и для взрослых, используют в домашнем хозяйстве.
Часто детские, юношеские и тонкие женские пояса плетут «на вилке» («на рогульке»). Обычно «вилка» (деревянный сучок) вырезается из берёзы — женского дерева. Особого отношения к себе и особой подготовки требуют тканые пояса. Известно множество способов изготовления тканых поясов: на дощечке, на бёрдышке. Бёрдышко («бёрдо») представляет собой особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка. Широкие пояса можно закладывать и ткать на станке. Когда искусство ткачества на станке стало забываться, появились шитые пояса. Шитые пояса украшались жемчугом (девичьи) или самоцветами; позднее их заменил бисер, что изменило и ослабило обережную энергетику пояса.
Вряд ли причина забвения определённых видов ткачества и плетения поясов только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие люди ради любопытства изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качествами: скромностью, смирением, терпением, простотой, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, просветлённым умом и т.д. Все эти качества говорят об определённом уровне духовного развития Русского народа. Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их « моторики», но главное — ради воспитания и взращивания определённых качеств характера, умения владеть своими чувствами и управлять собой.
Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в народных танцевальных действиях- хороводах. Хоровод- это не просто танец, это образ жизни наших предков. В хороводах отображены традиции, обряды, обычаи, ремесловые дела, бытовой уклад. Давайте отдохнем и сами поводим хороводы. /дети с родителями выходят в центр и водят хороводы/
- Сегодня у нас есть возможность самим попробовать соткать русский народный пояс. Я предлагаю вам подойти к станкам и начать работу.
Литература:
Семенова М. «Мы-славяне» .СПб., 1997
Сумцов Н.Ф. «Символика славянских обрядов». М., 1996
Байтурин А.К. «Пояс ( к семиотике вещей)» Из культурного наследия народов восточной Европы. СПб., 1992
В.А.Прохоров, А.В.Прохоров «Материалы по истории Русских одежд и обстановки жизни народной».
Вестник Кирилло-Белозерского монастыря. Усова Т.В. «Русский народный пояс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути осуществления духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Путь осуществления духовно - наравственного воспитания через авторскую сказку....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС"
Цель духовно-нравственного воспитания - это формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры русского народа....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...