РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС"
консультация (подготовительная группа) на тему
Цель духовно-нравственного воспитания - это формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС" | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в условиях ФГОС
Подготовила Е.В. Девяткова, воспитатель подготовительной группы №7 «Морозко», МКДОУ д/с «Березка», с.п. Горноправдинск.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус детской жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. Мы все хотим видеть наших детей здоровыми и счастливыми, для этого нужно заложить духовно-нравственные основы.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Задачи:
- интеллектуальное и духовное обогащение детей;
- элементарное знакомство с православной верой;
- формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
- возрождение русских национальных традиций и обычаев;
- сохранение нравственных семейных ценностей.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру.
Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых (быть примером), от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В нашей группе мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении.
Формы работы по духовно - нравственному воспитанию в нашей группе, применимые также дома, в семье :
- фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, в устном народном творчестве сохранены особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности (пословицы и поговорки, заклички, пестушки). В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом;
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, сказки о материнской любви: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка и др.;
- циклы занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей: «Жил-был я», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха,8 марта, День Победы, 23 февраля и др.)
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской; из рассказов взрослых, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви; о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле; Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей; Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг, «Три богатыря» «Никита Кожемяка и др., как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма; приобщаем к истокам русской национальной культуры «Как жили люди на Руси»; «Декоративно-прикладное искусство»; «Устное народное творчество»; «Народная игра»;
- воспитываем любовь к родной природе, родному краю, через реализацию проекта «Сказки народов Югры», презентации «Коренные народы земли Югорской», «Хлебушек душистый» и др.
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- нравственные беседы (о прощении, скромности, трудолюбии, сострадании к ближнему, об умении терпеть, об уважении старших и др.)
- экскурсии в природу, как относиться к природе, какие правила в природе надо знать и соблюдать;
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию мы в группе начинаем с воспитания любви к матери, своей семье, своим родным: «Расскажи о своей маме», заучивания стихов о маме «Посидим в тишине» и др., изготовление подарков для мам, бабушек; творческие работы – портреты мам или всей семьи совместные мероприятия детей и мам «Дни открытых дверей», чаепития и посиделки с мамами.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Итак, духовно-нравственное воспитание чувств будет эффективнее, если между детским садом и семье й установится тесная связь. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Памятка для родителей
«Рекомендации по организации
семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию»
- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад) ;
- читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.
- кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;
- если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;
- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;
- порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;
- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события из произведения, что его так глубоко затронуло?
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.
Примерный список художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников:
- русские народные сказки нашего детства;
- В. Осеева Рассказы о детях: «Синие листья», «Плохо», «Чего нельзя, того нельзя», «Три сына», «Сторож», «Печенье», «Обидчики», «Волшебное слово» и др.;
- Л. Толстой «Лев и собачка», «Лгун», «Косточка», «Старый дед и внучек»;
- В.В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?»;
- Стихи А.Барто;
- Н.Носов юмористические рассказы и повести для детей: «Заплатка», «Находчивость», «Огурцы», «Фантазеры» и др.;
- Э.Успенский его книги и мультфильмы
Решение собрания.
1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.
2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.
3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути осуществления духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Путь осуществления духовно - наравственного воспитания через авторскую сказку....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.
статья поможет воспитателям детского сада...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 9Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС(из опыта работы воспитателя Пироговой И.В...