Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
материал

Панькина Оксана Ивановна

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_0.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 «Ручеёк

Доклад на тему

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                 

                                                                                                              Подготовила:

     воспитатель   Панькина О.И.

2020г.

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.                                                                             Что же такое экспериментирование? это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. ...

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания.         Ведь не зря гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Во второй младшей группе дети знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов живой и неживой природы. Поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать колечко в воде? Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.         Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др.                                                                                                Подведя детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.  Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.                                                                                                 Как мы уже сказали, что в младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов        и        экспериментов. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое используется в нашей деятельности – опыты. Опыты проводятся  как на занятиях, так и в свободной деятельности. В процессе проведения опытов задействуют каждого ребёнка, группы детей. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают        сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т. д. 

 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. 

 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. 

 • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. 

 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. 

 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. 

Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.                                                         Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.                                                                                                 Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными, а для этого нужно создать у
словия для проведения  экспериментальной деятельности.                                                         Одним из важных условий развития экспериментальной деятельности является наличие специально созданной предметной среды:

  • Приборы помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объёмов и форм.
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, cпилы и листья деревьев, мох, семена и т.п.
  • Утилизированный материал: проволока, куски кожи, меха, ткани, пробки и т.д.
  • Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы(без игл).
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Наличие разных материалов позволит ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом.

Требования к оформлению  уголка экспериментирования

  1. Безопасность для жизни и здоровья детей.
  2. Открытость и доступность среды.
  3.  Разнообразие материала.
  4. Эстетичность.
  5. Соответствие содержания возрасту детей.
  6. Привлекаемость материала.

Требования  к объектам работы:

  1. Безопасность объектов для  детей.
  2. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемых в ходе эксперимента.
  3. Объекты должны быть знакомы детям.
  4. Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей и уровню их познавательного развития.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ

•Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

•Не сдерживайте инициативы детей.

•Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

•Не спешите с вынесением оценочных суждений.

•Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

•Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

•Формируйте навыки самостоятельного решения проблем исследования;

•Учите анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной        активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Литература.

1.Королёва Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2014.

2.Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.

3.И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

4.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

Статья "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование как процесс познавательной активности ребенка.Принципы эксперимента для детей, как организовать экспериментирование.Использование картотеки опытов с работе по познавательному разви...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....

Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".

В результате освоения содержания данного опыта  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование  исследовательских  ...

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»...

Перспективный план по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Перспективный план по развитию познавательной активности посредством экспериментирования....