Проект "Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
проект (младшая группа)

Мельниченко Ирина Васильевна

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатствую Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста  всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у дошкольников  отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Занятия театрализованной деятельностью  не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное по-могают психологической адаптации ребенка в коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 466100.ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Слайд 3

Актуальность Дошкольный возраст – период для развития духовно-нравственных качеств детей . Театральная деятельность – это одно из средств развития духовно-нравственных качеств детей.

Слайд 4

Задачи С оздавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию духовно-нравственных качеств дошкольников. П оследовательно знакомить детей с видами театров. С овершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией. Р азвивать пластическую выразительность и музыкальность. У чить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности. В оспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Слайд 5

Принципы С оздание развивающей среды. П сихологическая комфортность. А ктивность и самовыражение. И ндивидуальный подход к детям. П реемственность. Н аглядности.

Слайд 6

Основные формы организации образовательного процесса Непосредственно – образовательная деятельность. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность.

Слайд 7

Методы и приемы И ГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М ОДЕЛИРОВАНИЕ И СПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Н АГЛЯДНОСТЬ Н АБЛЮДЕНИЯ Б ЕСЕДЫ П РОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Э ТЮДЫ

Слайд 8

Виды театров Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают: настольный кукольный театр ( на плоской картинке, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки, самодельная); стендовый театр ( на фланелёграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка) театр на руке (пальчиковый, на колпачках, театр – топотушки, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней); верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые); напольные куклы (марионетки, конусный театр); театр живой куклы ( театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы , театр масок, тантаморески).

Слайд 9

Виды театров

Слайд 10

Виды театров

Слайд 11

Виды театров

Слайд 12

Младший дошкольный возраст.

Слайд 13

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка: от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Слайд 14

Задачи: 1.Учить повторять и проговаривать потешки, дополнять игры движениями по тексту. 2.Учить подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки и движения животных. 3.Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, совершенствовать общую и мелкую моторику 4.Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи. 5.Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок.. 6.Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. 7.Воспитывать желание детей “играть”, т.е разыгрывать сказки.

Слайд 15

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц . Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя . Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей Игра-импровизация под музыку :«Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки» Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток:«Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег» Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов:3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами» Ролевой диалог героев сказок : «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя» Инсценирование фрагментов сказок о животных :«Теремок», «Кот, петух и лиса» Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам:«Колобок», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок» Ступени работы следующие:

Слайд 16

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через: Настольный театр игрушек. Настольный театр картинок. Магнитный театр. Игры-драматизации с пальчиками. Игры-драматизации с куклами бибабо.

Слайд 17

Средний дошкольный возраст

Слайд 18

от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

Слайд 19

Задачи: Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, совершенствовать общую и мелкую моторику Обогащать речь детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности. Закреплять знания о правилах манипуляции с разными видами театра. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. Воспитывать желание детей “играть”, т.е разыгрывать сказки перед зрителями.

Слайд 20

Многоперсонажные игры-драматизации :«Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка» Игры-драматизации по текстам рассказов :«Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых» Постановка спектакля по произведению. Ступени работы следующие:

Слайд 21

Для постановки спектаклей рекомендуется использовать следующие виды настольного театра: Театр мягкой игрушки : С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Конусный театр - К. Чуковский «Путаница» Плоскостной театр - «Рукавичка» Театральная рукавичка - «Колобок» Магнитный театр - «Заюшкина избушка» Театр на ложках - “Мышка-норушка” Лепка - «Репка» Пальчиковый театр – «Жили у бабуси»

Слайд 22

Старший дошкольный возраст 5 - 6 лет

Слайд 23

от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. Основные направления Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

Слайд 24

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать художественно – образные исполнительские умения Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть. Обогащать речь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. Воспитывать желание детей “играть”, т.е разыгрывать сказки перед зрителями. Задачи:

Слайд 25

Освоения разных видов игры-драматизации. Освоения режиссерской театрализованной игры. Освоения образно-игровых этюдов. Освоения игра –импровизаций. Инсценирование сказок. Самостоятельные постановки спектаклей. Самостоятельные постановки спектаклей, на основе «коллажа». Ступени работы следующие:

Слайд 26

Опыт режиссерской игры обогащается за счет освоения новых видов театра: Тростниковый театр : «Заячья капуста» Перчаточный театр: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Теневой театр : «Лиса и журавль» Магнитный театр: «Лисичка со скалочкой» Баночный театр: «Крылатый мохнатый да масляный»

Слайд 27

Старший дошкольный возраст 6 - 7 лет

Слайд 28

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

Слайд 29

Расширять представление детей об окружающем мире Пополнять и активизировать словарь Поддерживать инициативу в импровизации Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей. Задачи

Слайд 30

«Кот, петух и лиса”» – драматизация сказки « Сивка-бурка»- тростевые куклы « По щучьему велению»- перчаточные куклы «Первый снег»( по мотивам Д. Биосета)- куклы на гапите « Путешествие в страну Дональдинию »- рисованный театр «В гостях у царя гороха»- театр масок «Марья искусница»— театр на ложках «Огниво»- конусный театр «Дюймовочка»- драматизация сказки. .

Слайд 31

Методика работы Методика работы с детьми в подготовительной группе Работа над ролью Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом: Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные). Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.) Распределение ролей Непосредственно работа над ролью: - составление словесного портрета героя; - фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; - сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; - анализ придуманных поступков героя; - работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста; - работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации; - подготовка театрального костюма; - создание образа с исполнением умело наложенного грима.

Слайд 32

Алгоритм 1. Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение. 2. Деление на эпизоды и пересказ их детьми. 3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4. Поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев, песен, создание с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов. 5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами (выразительностью речи, подлинностью поведения в сценических условиях). 6. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. 7. Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом, декорациями. Уточнение темпоритма спектакля. 8. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми, зрителями.

Слайд 33

Самостоятельная театральная деятельность детей

Слайд 34

Совместная деятельность педагога и детей Совместная деятельность педагога и детей Развлечения, театрализованные праздники, части занятий Просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов Оформление кукольного театра Индивидуальная работа с детьми Опыт поисковой деятельности Посещение кукольных театров Беседы и разговоры о сказках, писателях

Слайд 35

Сотрудничество с родителями Р ОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ К ОНСУЛЬТАЦИИ А НКЕТИРОВАНИЕ У ЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ П ОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ С ОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ

Слайд 36

Вывод Т ЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ, ВОСПИТЫВАЕТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ. Д ЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ Ф ОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ, К СТАРШИМ И ГЕРОЯМ СКАЗОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания

Театрализованная деятельность как средство                                            ...

«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания».

laquo;Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью  и добротой,И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой»...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишен...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...