«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания».
статья

Кайсаканова Татьяна Андреевна

«Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью  и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_t.deyate2.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №42 «Малинка» Старооскольского городского округа









    «Театрализованная деятельность как средство

               духовно-нравственного воспитания».










подготовила : Кайсаканова Т.А.,

воспитатель МБДОУ Д/С № 42 «Малинка»



2019 год

«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания».

Кайсаканова Т.А., воспитатель МБДОУ №42

«Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью  и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой»

В современном мире острой проблемой остаѐтся воспитание человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди! ». Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живѐт чувствами и с их помощью познаѐт и воспринимает окружающий мир.

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, - доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребѐнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Вся жизнь ребѐнка насыщена игрой, каждый ребѐнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребѐнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • созданием        положительного        эмоционального        настроя,        снятием напряжѐнности, решением конфликтных ситуаций через игру.

     Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребѐнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

 Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребѐнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаѐт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

 Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребѐнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником еѐ активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно - ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнѐром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок.

 Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста  литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности –воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющих выбор игровых действий.

В театрализовнной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства, уметь анализировать чувства и поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру.

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общие идеи, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющие каждому проявить активность, творчество индивидуальность.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику разную интонацию и жест.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых драма, основанная на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывают художественное творчество с личным переживанием, во-вторых очень связана с игрой.

Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые

 произвели на них впечатления иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок т.е. создают игровую ситуацию.В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок-способом познания мира ребенком.

Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается полноценнее, быстрее. Русские народные сказки, сказки русских писателей и поэтов радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому, с лукавством и юмором. Ребенок входя в сказку, получает роль одного из героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Поэтому нитью общения с детьми мы выбираем сказку.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившемся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившейся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать с нравственными нормами.

В работах современных педагогов Л.В.Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Н.Д.Дороховой «Играем в театр», М.Д.Маханевой

«Театрализованные занятия в детском саду» «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет», Т.А.Егоровой, Ю.М.Вакуленко «Театрализованные инсценировки в детском саду»., О.П.Власенко «Театр кукол и игрушек», «Ребенок в мире сказок» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работа в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены

особенности        проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособии, конспекты занятий.

Исходя выше из представленного материала, с уверенность можно сделать вывод, что воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности имеет положительный и продуктивный характер.

Формула успеха в педагогической практике по средствам театрализации заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных  любимым  делом.

Спектакль для детей – это не экзамен, а возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемых впечатлений.

Список использованной литературы

  1. МoгуноваE.B. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  2. ЩѐткинШ А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год,
  3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, 2008 год
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
  5. Баранова Е.В, Савельева A.M. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009год.
  6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика - Синтез, 2008год.
  7. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. - М., 2006 год.
  8. О.П.Власенко «Ребенок в мире сказок»- Учитель,2009 год-411с.
  9. Ю.М.Вакуленко «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду».- Учитель,2008 год-153с.
  10. О. П.Власенко «Театр кукол и игрушек в ДОУ»,Учитель,2009 год- 266с
  11. Т.А.Егорова «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет», -Учитель,2012 год-67с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Театрализованная деятельность, как средство художественно- эстетического воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность ,одно из перспективных направлений развития современного дошкольного образования. Применение её в педагогическом процессе позволяет успешно решать многие воспитате...

Проект "Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатствую Театрализованная деятельность позв...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания

Театрализованная деятельность как средство                                            ...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишен...