«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
методическая разработка
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитать у детей патриотические чувства к самому дорогому.
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу, которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.
Мной были изучены книги:
- Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
- А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
- Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
- Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
- Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
- Е.К.Ривина «Государственная символика России» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
- Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.
- Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной
стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.
10.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.
Данные авторы предлагают книги для средней, старшей и подготовительной группы. Эти книги - находка для педагогов. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры.
Также авторы предлагают критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.
Изучением данной темы я занимаюсь уже пять лет.
Во 2-ой младшей группе основное внимание уделяла воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. В течении года я расспрашивала детей о других членах семьи и таким образом постепенно подводила детей к пониманию того, что такое семья. Ведь все мы знаем, что ознакомлению детей с «Большой Родиной» предшествует ознакомление с «малой Родиной», со своей семьёй.
Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «город», «страна». Поэтому в этом возрасте мы старались вызвать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим городом, страной. Работа заключалась в том, чтобы обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города, к празднику дети украшали и свою группу. После праздников я беседовала с детьми о том, где дети были во время празднования, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у детей чувство сопричастности с большими событиями родного города.
В средней группе работа была направлена на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – ведь всё это фундамент, на котором и будет формироваться чувство любви к своему отечеству. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенок должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями.
В группе оформила уголок «Воспитываем патриотов», где дети могут наглядно познакомиться с родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы.
На основе наглядного материала и специальных занятий познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.
На занятиях по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть.
Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Поэтому зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и их родителей, объясняя им их важность в воспитании детей. Мною были проведены тематические встречи с родителями по темам:
- «О чем мечтают дети? Знаете ли Вы своих детей?»
- «День семьи».
- «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.
Такие встречи позволяют родителям глубже узнать своих детей.
Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Эти задачи я поставила перед собой – с детьми старшей и подготовительной группы. В решении этих задач мне необходимо было дать детям – географические и природоведческие представления о Тамбовском крае, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его. Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного процесса, необходим основательный теоретический и практический багаж. Свою работу я начала с накопления материалов. В настоящее время рынок дошкольной литературы заполнен разнообразными пособиями, методическими рекомендациями по самым невероятным направлениям развития. Однако нет ни одного источника планомерного ознакомления дошкольника с особенностями культуры его малой родины. Их я находила в библиотеке, в журналах, в Интернете, в музее. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов.
Для того, чтобы работать по этой теме, мною было сделано:
- Создала в группе предметно-развивающую среду.
- Подобрала соответствующую художественную литературу: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки.
- Экскурсии в музей города, библиотеку.
- Оформила уголок по патриотическому воспитанию.
- Подготовила видеоматериал о г.Моршанске.
- Оформила папки, альбомы.
- Проводила опытно-поисковую работу.
- Познакомила с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб Тамбовской области, г. Моршанска.
- Оформила фотоальбом «Наш любимый город.
- Экскурсия к стеле воинской славы, к памятнику Неизвестного солдата.
- Участие в городских конкурсе посвященному 75-летию Тамбовской области.
- Родители совместно с детьми составили « генеалогическое древо семьи», также Герб семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...
Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)
laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...