Методическая разработка "Организация мини-музея"
методическая разработка

Рудик Татьяна Ильинична

методическая разработка для воспитателей по работе в организации мини-музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_organizatsiya_mini-muzeya.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка


Методическое сопровождение педагога

в организации мини-музея


подготовила

Рудик Татьяна Ильинична                                                                      

г. Санкт-Петербург
2018

Методическая разработка

Методическое сопровождение педагога в организации мини-музея

МИНИ - МУЗЕЙ "ТАЙНЫ ПОДВОДНОГО МИРА"

Развивающая среда мини-музея формировалась с опорой на личностно-ориентированную модель воспитания. Педагог  в общении с детьми придерживается положения не рядом, а вместе. Создаются условия для эстетического и нравственного развития личности, её гумманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.

Развивающая среда мини музея реализует следующие цели:

  • воспитание духовной культуры дошкольника;
  • формирование представлений о человеке в истории и культуре, через ознакомление с историей предметов;
  • освоение ребенком культурно-исторического и географического пространства Санкт-Петербурга.

Разрабатываются  конспекты по следующей теме: "Рассказы о Санкт-Петербурге".

Работа по этой теме позволит:

  • дать знание о городе, его истории и культуре, архитектурных и исторических памятниках;
  • развить у детей ретроспективный взгляд на окружающие и, особенно, старинные предметы;
  • расширить кругозор и эрудицию у детей;
  • обогатить нравственное воспитание;
  • сформировать собственное, индивидуальное отношение к культурному наследию Санкт-Петербурга.

Разрабатывается также серия занятий по теме "Старые вещи нам рассказывают...". Занятия проводились в форме путешествий в прошлое старых и старинных вещей. В процессе занятий дети узнают, что у каждой вещи есть своя история, что позволяет развить у детей бережное отношение к вещам. Проводятся небольшие исследования истории слов, обозначавших тот или иной предмет, с использованием народных сказок, в которых главную роль играют какие-либо предметы из мини-музея. В заключительном занятии "Давным-давно..." дети,  "оживляют" вещи.

Методический процесс организации музея в детском саду процесс длительный, но увлекательный для всех участников процесса.

Он включает следующее:

  • организацию предметно-пространственной среды: мини музей, изостудия в группах; центры самостоятельной изодеятельности, моделирования, конструирования;
  • подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;
  • использование технических средств обучения (ТСО): аудио видео - техника, слайд проектор, наборы слайдов;

создание музея основывается на предварительной работе

                 

Перспективный план работы по созданию мини музея

 

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе и обитателях подводного мира, присутствующих в архитектуре города:

Работа с книгой-альбомом «Путешествие Русалочки»;

Поисково-собирательная работа:

Знакомство с историей города на основе иллюстрированных материалов.
Сбор  предметов, фотографий, иллюстраций, статуэток, сувениров, игрушек, книг, поделок и т.д., связанных с тематикой:обитатели подводного мира на фоне архитектуры Санкт-Петербурга


Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:

«Красота нашего города»
«Морские обитатели в архитектуре города»


Беседы:

 «Город морских пучин»
«Чем славится Санкт-Петербург?».
«Улицы, по которым мы ходим».
«Морская прогулка по городу «

Игры - занятия:

«Наш город».
«Что мы знаем о подводном царстве?»

Дидактические игры:

«Кто живет на дне морском?».

«Русалочка ищет своих друзей в архитектуре города»
«Ассоциации – город».
«Что где находится» (схемы, карты).


Викторины:

«Знатоки родного города»
«Путешествие русалочки»

Праздники:

Праздник города.

Чтение художественной литературы:

стихи, песни, рассказы — о городе, о морских обитателях


Оформление альбомов :

«Мы живем в Санкт-Петербурге».
«Путешествие Русалочки»

«Друзья Русалочки»


Самостоятельная художественная деятельность детей:

Рисование «Главная улица города»
Изготовление макета «Стрелка Васильевского острова»
Изготовление коллажа «Мой город»
Рисование «Путешествие Русалочки»
Рисование «Мосты города»


Сюжетно-ролевые игры: 

«Мосты города».
«Главная улица города».
«Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее)
«Русалка и ее друзья»

Конкурсы, выставки:

Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Выставка «Обитатели подводного мира» (художественная деятельность).
Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
Конкурс изготовления игрушки «Царь подводного мира»

Совместная деятельность 

Творческие рассказы-описания гидов

Видео экскурсия «Красивые постройки моего города»

Составление творческих рассказов, описаний о достопримечательностях города.

Взаимодействие с семьей 

Прогулки по городу;

Фотовыставка «Мой город»;

Беседы с детьми «Твои маршруты»;

Чтение стихотворений о родном крае, городе.

Описание реализации


Педагоги подбирают краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о Санкт-Петербурге (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).

Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Педагоги согласуют тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.

Литература:

1.Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – Санкт-Петербург: Паритет, 2005.

2.Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу - Санкт-Петербург: Паритет  2005.

3.Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Санкт-Петербург: Речь, 2012.

4.Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-пресс», 2012

5.Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у детей дошкольного возраста (методическое пособие) – Санкт-Петербург: Паритет 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка поисково-исследовательской деятельности в условиях мини музея "Греция: боги и герои"

Данный материал отражает методы и приемы по организации поисково-иследовательской деятельности детей в области формирования представлений о человеке в истории  и культуре....

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Методическая разработка мини музея " Матрешки - любимые игрушки".

Изучив литературу по мини музеям , разработала методический проект "Матрешки - любимые игрушки".  Ценность мини музея  не в наличии экспонатов, а в создании условий для самостоятельного изуч...

Методическая разработка "Создание мини-музеев в ДОУ"

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы по созданию мини-музеев в дошкольном учреждении...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...