Методическая разработка "Организация мини-музея"
методическая разработка
методическая разработка для воспитателей по работе в организации мини-музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_-_organizatsiya_mini-muzeya.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Методическое сопровождение педагога
в организации мини-музея
подготовила
Рудик Татьяна Ильинична
г. Санкт-Петербург
2018
Методическая разработка
Методическое сопровождение педагога в организации мини-музея
МИНИ - МУЗЕЙ "ТАЙНЫ ПОДВОДНОГО МИРА"
Развивающая среда мини-музея формировалась с опорой на личностно-ориентированную модель воспитания. Педагог в общении с детьми придерживается положения не рядом, а вместе. Создаются условия для эстетического и нравственного развития личности, её гумманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.
Развивающая среда мини музея реализует следующие цели:
- воспитание духовной культуры дошкольника;
- формирование представлений о человеке в истории и культуре, через ознакомление с историей предметов;
- освоение ребенком культурно-исторического и географического пространства Санкт-Петербурга.
Разрабатываются конспекты по следующей теме: "Рассказы о Санкт-Петербурге".
Работа по этой теме позволит:
- дать знание о городе, его истории и культуре, архитектурных и исторических памятниках;
- развить у детей ретроспективный взгляд на окружающие и, особенно, старинные предметы;
- расширить кругозор и эрудицию у детей;
- обогатить нравственное воспитание;
- сформировать собственное, индивидуальное отношение к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Разрабатывается также серия занятий по теме "Старые вещи нам рассказывают...". Занятия проводились в форме путешествий в прошлое старых и старинных вещей. В процессе занятий дети узнают, что у каждой вещи есть своя история, что позволяет развить у детей бережное отношение к вещам. Проводятся небольшие исследования истории слов, обозначавших тот или иной предмет, с использованием народных сказок, в которых главную роль играют какие-либо предметы из мини-музея. В заключительном занятии "Давным-давно..." дети, "оживляют" вещи.
Методический процесс организации музея в детском саду процесс длительный, но увлекательный для всех участников процесса.
Он включает следующее:
- организацию предметно-пространственной среды: мини музей, изостудия в группах; центры самостоятельной изодеятельности, моделирования, конструирования;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;
- использование технических средств обучения (ТСО): аудио видео - техника, слайд проектор, наборы слайдов;
создание музея основывается на предварительной работе
Перспективный план работы по созданию мини музея
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе и обитателях подводного мира, присутствующих в архитектуре города:
Работа с книгой-альбомом «Путешествие Русалочки»;
Поисково-собирательная работа:
Знакомство с историей города на основе иллюстрированных материалов.
Сбор предметов, фотографий, иллюстраций, статуэток, сувениров, игрушек, книг, поделок и т.д., связанных с тематикой:обитатели подводного мира на фоне архитектуры Санкт-Петербурга
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:
«Красота нашего города»
«Морские обитатели в архитектуре города»
Беседы:
«Город морских пучин»
«Чем славится Санкт-Петербург?».
«Улицы, по которым мы ходим».
«Морская прогулка по городу «
Игры - занятия:
«Наш город».
«Что мы знаем о подводном царстве?»
Дидактические игры:
«Кто живет на дне морском?».
«Русалочка ищет своих друзей в архитектуре города»
«Ассоциации – город».
«Что где находится» (схемы, карты).
Викторины:
«Знатоки родного города»
«Путешествие русалочки»
Праздники:
Праздник города.
Чтение художественной литературы:
стихи, песни, рассказы — о городе, о морских обитателях
Оформление альбомов :
«Мы живем в Санкт-Петербурге».
«Путешествие Русалочки»
«Друзья Русалочки»
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Главная улица города»
Изготовление макета «Стрелка Васильевского острова»
Изготовление коллажа «Мой город»
Рисование «Путешествие Русалочки»
Рисование «Мосты города»
Сюжетно-ролевые игры:
«Мосты города».
«Главная улица города».
«Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее)
«Русалка и ее друзья»
Конкурсы, выставки:
Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Выставка «Обитатели подводного мира» (художественная деятельность).
Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
Конкурс изготовления игрушки «Царь подводного мира»
Совместная деятельность
Творческие рассказы-описания гидов
Видео экскурсия «Красивые постройки моего города»
Составление творческих рассказов, описаний о достопримечательностях города.
Взаимодействие с семьей
Прогулки по городу;
Фотовыставка «Мой город»;
Беседы с детьми «Твои маршруты»;
Чтение стихотворений о родном крае, городе.
Описание реализации
Педагоги подбирают краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о Санкт-Петербурге (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).
Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Педагоги согласуют тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.
Литература:
1.Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – Санкт-Петербург: Паритет, 2005.
2.Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу - Санкт-Петербург: Паритет 2005.
3.Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Санкт-Петербург: Речь, 2012.
4.Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-пресс», 2012
5.Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у детей дошкольного возраста (методическое пособие) – Санкт-Петербург: Паритет 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка поисково-исследовательской деятельности в условиях мини музея "Греция: боги и герои"
Данный материал отражает методы и приемы по организации поисково-иследовательской деятельности детей в области формирования представлений о человеке в истории и культуре....
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Методическая разработка мини музея " Матрешки - любимые игрушки".
Изучив литературу по мини музеям , разработала методический проект "Матрешки - любимые игрушки". Ценность мини музея не в наличии экспонатов, а в создании условий для самостоятельного изуч...
Методические рекомендации по созданию мини - музея "Бабушкин сундук" в старшей группе ДОУ
В материале представлен опыт работы....
Методические рекомендации по созданию мини-музея "Салют Победы" в группе
Подготовка и создание мини-музея в группе...
Методическая разработка "Создание мини-музеев в ДОУ"
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы по созданию мини-музеев в дошкольном учреждении...
«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...