Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства: графика, живопись
консультация по аппликации, лепке
Понятие о произведениях искусства. Виды графики. Средства выразительности графики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства: графика, живопись»
Произведение искусства — объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественноготворчества, сознательной деятельности человека.)
Графика (от греч. Grapho – пишу, от фр. – выречать на чём-либо) – один из древнейших видов искусства, включающих рисунок, который, с одной стороны, может быть составной частью изделия. Рисунок составляет натуральную стадию работы над произведением пластических искусств.
виды графики
- По характеру:
- печатная
- ручная
- По технике:
- пастель
- уголь
-сангина
-карандаш
- По своему значению:
- плакатная
- книжная
- станковая
- По художественно-образному строю:
- реалистичная
- декоративная
- абстрактная
Средства выразительности графики — контурная линия, штрих, контур, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль.
Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).
Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций – изобразительных, декоративных, шрифтовых.
Живопись (от «живо» и «писать») —вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу
Какие виды живописи вы знаете?
По практическому назначению:
- Монументальная (фреска, мозаика, витраж)
- Станковая
- Миниатюрная
Выразительные средства живописи - художественные средства живописи: цвет, рисунок, композиция, а также фактура красочной поверхности, и выразительность мазков.
Таким образом, графика отличается от живописи тем что в графики главное линия, а в живописи цвет.
Восприятие - это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств).
Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенное влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, - ясность, простота и выразительность графического произведения - вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу.
И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Иллюстрации в книге играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто ребенок на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.
Что касается особенности восприятия детьми дошкольного возраста изобразительн - выразительных средств живописи.
По исследованиям учёбных при восприятии живописи дети отдают предпочтение картинам бытового жанра, в меньшей степени их привлекают натюрморт и пейзаж. Сюжетная картинка привлекает ребёнка интересным , увлекатльным сюжетом. При этом он, как правило, не обращает внимание на её эстетические стороны. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывает интерес у детей изображение предметов и явлений, цветовыми сочетаниями, колоритом.
Рассматривая натюрмор, дети эмоционально реагируют на цвет. Однако некоторые воспринимают очень поверхностно. Часть детей способна воспринимать элементарные основы гармонии цвета – они замечают, какие цвета сочитает художник, как он размещает в картине краски. 5-7-летние дошкольники, выбирая «самую красивую » картину, способны при этом руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием. СЛАЙД! Воспринимая картину А. Куинджи «Берёзовая роща», ребёнок мотивирует свой выбор тем, что «в картине много солнца, тепла, там хорошо гулять и по траве можно побегать босиком». Другая же картина - «Дети бегущие от грозы» К. Маковского - вызвала бурные эмоции, ребята волновались, успеют ли девочка с маленьким братом добежать до своего дома: «Вон какие тёмно-серые тучи на небе, закрыли солнце, значит, будет сильный дождь, гроза. Даже фиолетовые цвета на картине, стало холодно девочке и её братику».
Дети 3-4 лет, воспринимая картины, как правило, ещё не выделяют эстетические качества изображенных предметов, их привлекают способы изображения. Осознать и выразить в словах свои эмоции, вызванные элементарными эстетическими качествами изображенных предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные переживания.
Таким образом, выразительность цвета всегда является определяющим для эмоционального впечатления от картин, для её оценки, для понимания содержания. Ну и ещё раз отметим, что иллюстрация – наиболее понятное по содержанию произведение, с которым ребёнок встречается уже в раннем возрасте. Дети во многом узнают и воспринимают окружающий мир через образы, созданные художником – иллюстратором.
Задачи ознакомления детей с живописью и графикой:
- Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а так же образам, раскрываемым в их произведениях. Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения живописи и графики, эмоционально откликаться на настроение художественно – изобразительного образа и учиться чувтвовать красоту.
- Формировать у детей представление о способе отражения окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, внутренних переживаний, чувств.
- Познакомить детей с выразительными средствами живописи и графики, благодаря которым становится возможным создание художественно – изобразительного образа на плоскости.
- Обогатить словать детей понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений.
Далее рассмотрим этапы ознакомления детей с произведениями искусства:
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Структура искусствоведческого рассказа состоит из :
- сообщение названия картины
- сообщение фамилии художника
- о чём написана картина
- что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
- как оно изображено (цвет, построение, расположение)
- что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
- что красивого показал своим произведение художник
- о чём думается, что вспоминается
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Структура рассказа-образца:
- название картины
- кто написал
- о чём произведение
- какими красками написано
- какое в нём передано настроение
- что особенно понравилось
- какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.
Второй этап
Задачи:
- развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
- выделять выразительные средства,
- формировать умения «читать» картины,
- мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
- О чём картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения
Структура постановки вопросов:
- Что понравилось на картине?
- Почему она понравилась?
- Чем она понравилась?
Третий этап
Задачи:
- Формирование творческого восприятия картины.
- Сравнение изображенного с личным опытом
- Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Кто мне напомнит принципы отбора произведений искусства для дошкольников?
- Произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по форме выражения;
- Художественные образ картин понятные детям, соответствующие их эстетическому восприятию;
- Картины, разнообразные как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности;
- Учёт принципа сезонности, краеведения при подборе картин.
На данном слайде отображена характеристика младшего дошкольного возраста по ознакомлению с произведениями искусства:
- Яркая и быстрая смена эмоций при восприятии произведения
- Способность анализировать при помощи педагога или по образцу
- Умение сопоставлять и устанавливать взаимосвязь образов произведений
- Усвоение просты закономерностей построения произведения
- Наличие полярности в характеристике (красивый – некрасивый, плохой- хороший, добрый - злой)
- Потребность в общении лишь при сильном эмоциональном отклике
- Отсутствие способности чётко определять индивидуальность своих работ
- Быстрая переключаемость с одного образа на другой
А на этом слайде отображена характеристика старшего дошкольного возраста:
- Эстетически активное, достаточно объективное восприятие
- Способность «вчувствоваться» в образы того или иного произведения
- Способность соотносить своё эмоциональное состояние с характером всего произведения
- Способность анализировать, синтезировать и интегрировать образы внутри произведения, устанавливать закономерности построения образов
- Способность самостоятельно делать обобщение, умозаключения при анализе структуры, выразительных средств произведения
- Умение сопоставлять, сравнивать различные жанры, виды, техники
- Эмоционально оправданная и интонационная речь при анализе
- Наличие потребности в речевой коммуникации
- Наличие внутренней мотивации
- Наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции
- Способность устанавливать ассоциации при восприятии художественно – изобразительных образов.
Формы ознакомительной работы:
- Экскурсия – одна из самых распространённых форм ознакомлдения детей с искусством. В ходе экскурсии дети имеют возможность непосредственно воспринимать произведения, репродукции.
- Занятия , имеют следующие разновидности:
- занятия – виртуальная экскурсия (дети посещают не реальную, а виртуальную выставку подготовленную с помощью технических средств)
- занятия – беседы с использованием репродукций (использование репродукций)
- занятия – развлечения (позволяют в игровой форме изучать специфику художественно – изобразительных образов живописи и графики)
- Игры:
- сюжетно-ролевые игры («Мастерская», «Художественная школа»)
-дидактические игры ( игра-пазл, игра – вкладыши: «Найди пару», «Собери коллекцию», игра с карточками: «Шифровальщик», «Волшебные краски )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.Организация работы на занятиях и в свободное время.Список произведений изобразительного ...
«О формах , методах и приемах ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
В условиях современного общества педагоги,художники, искусствоведы все чаще выделяют искусство ,как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомлениедетей дошкольного возраста с различными видами ...
МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного воз...
Методы,средства и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.
Знакомство с произведениями искусства способствует формированию личности ребенка в интеллектуальном, нравственном и эстетическом направлении, его духовномк развитию....
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
О важности знакомства дошкольника с искусством...
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.Организация работы на занятиях и в свободное время. 2 младшая группаАктивизация инт...
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведением искусства в разных видах деятельности
laquo;Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский....