Городской семинар из опыта работы "Приобщение детей дошкольного возраста к театральному искусству" 2019г.
материал

Стрелкова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

27 марта - Всемирный день театра.

В этот день к нам в гости приехали наши коллеги – педагоги со всей  Москвы, чтобы мы смогли показать и рассказать о нашем опыте работы по приобщению дошкольников к театральному искусству. https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=1688

 

Программа семинара включала в себя выступления специалистов: старшего воспитателя, психолога, педагога-организатора, музыкального руководителя.

Были рассмотрены вопросы воспитательно-образовательной работы по театрализованной деятельности, важность и нужность костюмов, декораций и реквизита, включение воспитанников со статусом ОВЗ в творческую деятельность наравне с остальными детьми и положительные аспекты данного включения. А также,  о значении нового для деетй вида театральной деятельности  -  музыкальных сказок. 

Самым ярким и долгожданным моментом для всех гостей стало выступление наших маленьких артистов.

Музыкальную сказку О. Геталовой "Сказка о глупом мышонке" по одноименной сказке С.Я. Маршака показали  воспитанники старшей группы "Радуга".

Музыкальную  сказку С. Соснина по мотивам басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей" представили воспитанники старшей группы "Тигрята". 

     Подводя итоги, можно смело сказать, что это был не просто семинар из опыта работы, а настоящий ПРАЗДНИК, посвященный Всемирному дню театра!!!



Предварительный просмотр:

Музыкальная сказка как средство формирования и развития творческих способностей детей.

         За многие годы работы с детьми я пришла к выводу, что каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я, как музыкальный руководитель, педагог,  всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать условия для максимального  развития творческих способностей детей и каждого ребенка в отдельности.

На музыкальных занятиях  занимаемся различными видами деятельности, готовимся к праздничным утренникам, развлечениям.  Я, стараюсь праздники сделать яркими, разнообразными по содержанию. Наполнить их  танцами, пением (как под свой аккомпанемент, так и с использованием фонограмм), сюрпризными моментами, инсценировками стихов, постановками пьес и сказок. Дети любят сказки, мир сказочных героев – это их мир, почти все хотят принять участие в театральной постановке, а еще  дети любят петь. 

У наших детей старшего возраста есть возможность заниматься хоровым пением, в системе дополнительного образования.

В  своей работе использую «Игровые распевания» Аллы Евтодьевой, которые помогают перейти от пения к инсценированию. Короткие попевки (Лиса и воробей, Кот и мышка - к каждому распеванию есть иллюстрация) развивают чистое интонирование (за счёт образности персонажей, пения по ролям),  дикцию, артикуляцию, дыхание (помогают решить логопедические проблемы у детей), а так же  артистические способности (жесты, мимику). Распевания очень нравятся детям.  

Наблюдая, я убедилась, что есть дети, которые хотят, не только петь в хоре или в ансамбле, но и сольно. Я поняла, что нужно найти музыкальный материал, который поможет детям проявить себя, раскрыться. Перейти от простого к сложному.

 Поэтому возникла идея обратиться к жанру  музыкальной сказки. Для меня интересны авторские произведения, написанные для голоса, хора в сопровождении фортепиано. Такого вида пение, без использования фонограмм, под  живое звучание фортепиано обеспечивают  бережное отношение к  детскому голосу – к темпу, к его силе.

Вы сегодня видели итог работы – «Сказка о глупом мышонке» композитора Ольги Александровны Геталовой. Сюжет детям интересен Изменен финал сказки: мышонок не погибает в пасти хитрой кошки, а спасается и понимает, что лучше собственной мамы нет никого.

Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.

На материале сказки вырабатываются вокально-хоровые навыки: различные виды дыхания, звуковедение, понимание музыкальной фразы, смена темпа, эмоций, естественность и выразительность звучания.

Работая с детьми над той или иной ролью, уделяю большое внимание  определению образа  персонажа с  целью дальнейшего подбора тембра голоса, выразительного  исполнения, движений, мимики, жестов. Хоровая группа в сказке  иллюстрирует происходящее и подчеркивает отдельные значимые характеристики персонажей.

Разучивание и драматизация проходят  на занятии и со всеми детьми без исключения, чтобы каждый мог попробовать свои силы и проявить творческие способности.

Рассказать  про Настю.  (год назад не получалось) , многие солисты улучшили свое пение.

 Итак, постановка музыкальных сказок весьма доступна на занятиях в детском саду, она усиливает интерес к хоровому пению, раскрывает творческие способности, позволяет открыть в ребенке артиста. Сказки можно ставить отдельно, так и  включить  в праздник.

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. А еще, формируется чувство ответственности за общее дело.

      Работа над музыкальной сказкой требует от музыкального руководителя эмоциональных и временных затрат. В этом есть и уникальность проекта, только музыкант может поставить сказку.  В процесс подготовки вовлечены воспитатели и другие педагоги, родители. Это целая команда, как в настоящем театре, кто помогает выучить и повторить текст, подготовить костюмы, реквизит. Я всем благодарна за поддержку и участие. И желаю нам и вам всем творческих успехов.

      Предлагаем вашему вниманию музыкальную сказку «Стрекоза и муравей». Эту сказку мы показывали на осенний праздник, добавляли персонажей (божьи коровки, жуки, шмели, птицы) для того, чтобы у каждого была своя маленькая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных теа...

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...

Конспект мастер-класса городского семинара «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность: танцевальные движения (старшая группа)»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  был дан 22.11.2018 г. на базе ГБОУ Школа 1596 г.Москвы. В конспекте предс...

Консультация для воспитателей «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»

Нравственно - эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и и...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...