Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»
статья
«Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение
«Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного и нравственного воспитания детей.
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Именно воспитатель воплощает задачу приобщения детей к книге, рождает в них интерес к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения. Также воспитатель выступает консультантом по вопросам семейного чтения, пропагандистом книги и книжного знания, социологом, быстро и точно реагирующим на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психологом, наблюдающим за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Значительная часть литературных произведений читается по книге.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение.
В нашем детском саду большое внимание уделяется проектной деятельности, которая, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы, ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также немаловажной деталью является то, что именно метод проектной деятельности даёт детям возможность самостоятельно приобретать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.
Из опыта работы:
Название проекта: «В мире сказки».
Вид проекта: познавательно — творческий.
Разработчик проекта: Давыдова Н. А.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники среднего дошкольного возраста, родители. Продолжительность проекта: долгосрочный
Проблема: Отсутствие интереса к чтению художественной литературе.
Цель проекта: приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание будущего читателя. Основные задачи:
− познакомить детей с многообразием различных литературных жанров (сказками, рассказами, стихами), фольклорными произведениями (считалки, потешки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы и т. д.)
− воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
− развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас.
− вовлекать детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образом строем и сюжетом сказки;
− развивать память, воображение, внимание;
− формировать эмоциональный отклик на литературные произведения.
Формы работы по проекту:
С детьми:
− чтение и рассматривание художественной литературы;
− проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;
− инсценировка сказок с детьми;
− проведение НОД;
− самостоятельная изобразительная деятельности по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликации).
С родителями:
− ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;
− привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ
Результат, продукт проектной деятельности: изготовление настольного кукольного театра, рисунки, поделки, работы по аппликации.
Перспективы развития: − знакомство дошкольников с различными произведениями художественной литературы и фольклора;
− приобщение дошкольников к художественной литературе;
− обогащение «читательского опыта» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки) − расширение детского кругозора;
− повышение родительской компетентности в вопросах приобщения детей к художественной литературе;
Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектной деятельности в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности. Отмечены положительные результаты. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился. Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники стали анализировать текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению. Дети стали более активно принимать участие в играх — драматизациях основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители. Дошкольники стали более эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее. Дети стали более бережно относиться к книгам. В заключении хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность
Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....
Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность
Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....
Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность
Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....
Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность.
Цель технологии - воспитание творческой личности ребенка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства. Технология включает в себя планы, консультации и многое друг...
"Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность" Н.Ф. Сорокина.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...
Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность
Мир детства всегда рядом с нами, он смотрит на нас глазами детей. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания, адаптироваться в окружающем мире помогает театрализованная деятельность. Она связывае...
Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность (Н. Ф. Сорокина)
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...