Методическая разработка "Социально-коммуникативное развитие детей в средней группе ."
материал (средняя группа)
Социально-коммуникативное развитие позволяет ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-kommunikativnoe_razvitie_detey_v_sredney_gruppe_4-5_let.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей в средней группе (4-5 лет)
Социально-коммуникативное развитие это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
Социально-коммуникативное развитие позволяет ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы бытовой и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – игре, познании и других видах деятельности.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
- реализация общеобразовательной программы;
- обогащение предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
- насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
- трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации);
- полифункциональности (возможность разнообразного использования);
- вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);
- доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в нашей средней группе «Звездочки»(4 – 5 лет) , исходили из того, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» определялось содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.
Так, например, в нашей представлены следующие Центры активности:
- Уголок безопасности.
- Уголок сюжетно-ролевых игр.
- Уголок социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).
Содержание и наполняемость уголков соответствует возрастной группе. Рассмотрим каждый из них.
1. Проведен анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в средней группе, в соответствии с которым центр наполнился дидактическими играми и пособиями. Так, например, по ПДД , находятся:
- Наш друг – Светофорик.
- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
- Набор дорожных знаков.
- Дидактические игры.
- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В Уголке безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:
- профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;
- формирование умения беречь своё здоровье;
- профилактика пожарной безопасности.
В уголке имеются дидактические пособия «В стране Здраволандии», «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту.
2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте, в Уголке социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек):
- Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
- Организации труда с небольшими группами детей.
- Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
- Организации ручного труда.
Созданы дидактические пособия («Цветик-семицветик выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий закладывается базовая основа трудовых умений детей.
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.
3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.
Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. В уголке дети среднего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:
- семья («Дом, семья»);
- образование («Детский сад»);
- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница»);
- торговля («Магазин»);
- строительство («Строительство», «Строим дом»);
- развлечения, общественные места («В кафе»);
- путешественники («Кругосветное путешествие»);
- транспорт («На дорогах города»);
- военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики»);
- спорт («Мы – спортсмены»)
В Уголке сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. У детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры играют важную роль в социализации детей. Театральный уголок в нашей группе оснащен плоскостными и БиБаБо куклами, наборами-декорациями к разным сказкам.
Театр это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду, уникальное средство художественного и творческого развития детей. Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, так как тесно связана с игрой. Входя в образ, ребенок старается подражать тому, что он видел и что его заинтересовало, получая огромное удовольствие. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; так же активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи.
Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребенка.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
3. Инновационные формы работы с родителями:
- Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
- Вечера вопросов и ответов;
- Родительские гостиные;
- Тренинги по запросам родителей;
- Клубы по интересам;
- Родительские конференции;
- Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- Творческие выставки и фотовыставки;
- Тематические вечера и викторины;
- Совместные досуги;
- Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
Совместная деятельность ДОУ и семей воспитанников даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах.
Изученные материалы по модулю:
- «Безопасность» Р.Б. Стеркина;
- «Основы безопасного поведения дошкольников» О.В. Чермашенцева;
- «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И.Крылова;
- «Безопасность для малышей. Осторожные сказки» Т.А.Шорыгина;
- Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
- ФГОС «Развитие игровой деятельности. Средняя группа. ФГОС» Губанова Н.Ф.
- «Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа» Абрамова Л., Слепцова И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ . «ОПИСАНИЕ ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЫ»
ЦЕЛИ:Учить описывать предметы зимней одежды.Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение....
Учебно-методическое пособие по развитию речи в средней группе.
Интегрированное занятие в средней группе "Федорино горе" по развитию речи, музыкального восприятия, навыков изобразительного искусства....
Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему "Зимовье диких животных"
Зимовье диких животных...
Методическая разработка: конспект по познавательному развитию детей в средней группе "Посадка лука" с соответствии с ФГОС ДО.
ФИО педагога: Шадрина Ольга СергеевнаОУ: ГБДОУ № 32 Центрального района Санкт-ПетербургаОбразовательная область: Познавательное развитиеТема ООД: «Посадка лука»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Цель: з...
Методическая разработка по развитию речи в средней группе
Развитие речи. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»...
Методическая разработка по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества»
Методическая разработка по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества»...
Методическая разработка по Развитию речи в средней группе
Интегрированная организованная образовательная деятельность «Речевое развитие» в средней группе Тема: «Приключение зайчонка в осеннем лесу». Эта работа выполнена мн...