Конспект организованной образовательной деятельности «Книга добрых дел».
план-конспект занятия (старшая группа)

Алешкина Алина Юрьевна

Формировать представления детей об особенностях оформления книги

Систематизировать знания детей о многообразии сказок.

Формировать знания детей о чувашском просветителе И. Я. Яковлеве, познакомить    с его книгой «Детские рассказы».

Формировать умение оценивать поступки сказочных героев.

Формировать представления детей о происхождении слова доброволец и о его значении.

Развивать взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать чувство сопричастности к жизни группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №3 «Солнышко»

Моргаушского района Чувашской Республики

Конспект  организованной образовательной деятельности                                      «Книга добрых дел».

Авторы:  

Алешкина Алина Юрьевна

Львова Татьяна Владимировна

село Моргауши, 2018год.

Программное содержание:

          Формировать представления детей об особенностях оформления книги

Систематизировать знания детей о многообразии сказок.

Формировать знания детей о чувашском просветителе И. Я. Яковлеве, познакомить с его книгой «Детские рассказы».

Формировать умение оценивать поступки сказочных героев.

Формировать представления детей о происхождении слова доброволец и о его значении.

Развивать взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать чувство сопричастности к жизни группы.

Материал: дидактическая игра «Угадай героя сказки», презентация «И.Я. Яковлев», сборник  И.Я. Яковлева «Детские рассказы», выставка детских книг.

* * *

Воспитатель: Дорогие ребята, скоро в нашем детском саду пройдёт конкурс «Наша группа - дружная семья». Каждой группе предложили  подготовить материал о добрых делах и поступках, которыми вы можете гордиться. Все ваши истории будут интересны не только нам, но и другим детям. Поэтому надо придумать, как их сохранить. Как  можно сохранить ваши рассказы?

Дети: Можно их  записать.

Воспитатель: Очень хорошо. Родители могут помочь нам записать ваши рассказы. Что можно сделать еще?

Дети: Снять видео, сделать фотографии.

Воспитатель: Да, правильно.  Ребята, я уверена, в этом вам тоже помогут взрослые. А как вы сами можете сохранить свою историю?  Как бы нам её увидеть?

Дети: Надо  нарисовать.

Воспитатель: Молодцы! Всё, что вы перечислили можно собрать вместе, но это будут отдельные рассказы, фотографии и рисунки.  Хорошо бы их всех как-то объединить. Где обычно можно увидетьвместерассказы и рисунки?

Дети: В альбомах и  книгах. Мы можем сделать книгу.

Воспитатель: Хорошо. Посмотрите, сколько у нас красивых и интересных книг. У каждой есть свое название. Предлагаю назвать нашу  - «Книга добрых дел». Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель:А теперь закрепим  наши знания о книге.

Логоритмика «Книга»

1, 2, 3, 4, 5

Будем книгу создавать.

Нарисуем в ней картинки

И напишем свой рассказ.

Сделаем  обложку крепче.

Вот так книга – просто класс!

хлопают в ладоши

держат руки «книжкой»

рисуют «солнце»

пишут в воздухе

хлопок в ладоши и     открывают «книгу»

показывают жестом

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что 2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтера).Волонтер - это доброволец; это человек, который бесплатно и добровольно делает что-то для других людей. У добровольца есть своя жизнь, семья, работа и, как у всех остальных людей, есть свободное время. Это время он тратит не только на отдых и развлечения, но и на то, чтобы помочь тем, кому сейчас грустно и трудно. Сферы деятельности могут быть довольно разнообразны, но волонтер всегда несет добро, надежду и любовь.Ребята, прислушайтесь и ответьте из каких слов образованно слово «доброволец».

Дети: Из двух слов «добрый» и «воля».

Воспитатель: Да, правильно – это слова «добро и воля». Воля – это желание. Доброе желание, добрая воля, доброволец.  Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году предложила правительствам стран отмечать Международный день добровольцев 5 декабря.Предлагаю вам послушать стихотворение о добровольцах.

Ребенок: Спасибо, скажем волонтёрам

Им стоит просто поклониться,

Не прибегая к разговорам

Они идут добром делиться

Они свой труд отдать и время,

Готовы там, где всех нужнее,

Ведь помощь людям им не бремя,

А мир становится добрее. 

 Воспитатель: Действительно, если люди готовы помогать друг другу, то мир становиться добрее. А что такое «добро, доброта»? Как вы думаете?

Дети: Не обижать, помогать другим, делиться игрушками….

Воспитатель: Я предлагаю  вспомнить, какие пословицы о добре и дружбе придумали люди.

  • Про доброе дело говори смело.
  • Сделав добро, не хвались.
  • За добро добром и платят.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Будетедруг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
  • Доброе братство милее богатства.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Любят того, кто не обидит никого.

Воспитатель:  Ещё чтобы научить детей быть добрыми люди сочиняли легенды и сказки, пословицы и поговорки, пели песни, делали красивые идобрые игрушки. Ведь красота и доброта всегда рядом. До наших дней дошло много добрых сказок. Ребята, а что такое сказки? Как они появились?

Дети: Люди рассказывали друг другуистории, иногда придумывали.

Воспитатель: Правильно, а почему люди в старину только пересказывали друг другу истории?

Дети:Не было книг, телевизора. Бабушки рассказывали сказки внукам, а потом они вырастали и рассказывали их своим детям.

 Воспитатель:Правильно. Мне хочется отметить, что сказки надо слушать внимательно.  В сказках учат жить честно, уважать старших, помогать друг другу, быть трудолюбивыми и добрыми. Когда люди научились изготавливать бумагу и писать – появились книги. В них стали записывать сказки, которые в старину передавали из уст в уста. Какие народные сказки вы знаете?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «По щучьему велению», «Хаврошечка».

Воспитатель:Молодцы!Потом стали появляться и авторские сказки.Кто написал сказку «Приключения Буратино» (А. Толстой),  «Доктор Айболит» (К.Чуковский), «Мешок яблок» (В. Сутеев), «Госпожа Метелица» (братья Гримм), «Крокодил Гена и его друзья»(Э.Успенский).

Воспитатель: Предлагаю  поиграть в игру «Угадай героя сказки».Я показываю  картинку,  вы вспоминаете сказку и находите карточку с изображением героя сказки, который прославился добрыми делами.

Игра «Угадай героя сказки»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Когда-то у чувашей тоже не было своей письменности. Но появился просветитель Иван Яковлевич Яковлев.Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый был основательно забыт. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой.В Чебоксарах есть Чувашский государственный педагогический  университет, который носит его имя.

Презентация «И.Я. Яковлев»

Воспитатель:  Я хочу познакомить с книгой И.Я. Яковлева «Детские рассказы». Давайте рассмотрим, как она оформлена: мы видим небольшой рассказ и рисунок, который его сопровождает. Надеюсь, что в нашей книжке тоже будут ваши рассказы с рисунками. А для примера я хочу познакомить с одним из рассказов с этой книги  «Оживший цыпленок». Затем мы с вами поговорим,  о чем этот рассказ.

Чтение рассказа  «Оживший цыпленок».

Воспитатель: Когда родители ушли работать, то оставили мальчика присматривать за цыплятами. Как вы считаете, мальчик испугался, обрадовался или почувствовал ответственность за выполнение поручения.

Дети: Он понимал, что это важное поручение, но он не боялся. Ему хотелось, чтобы все было хорошо. Он даже решил  накормить цыплят тараканами.

Воспитатель: Что же произошло потом? Как мальчик себя повёл?

Дети: Он случайно ударил цыпленка и подумал, что убил. Он очень испугался.  Хотел как-то помочь птенчику и положил его на подоконник.

Воспитатель: Как вы думаете, он испугался из-за того, что его будут ругать или  испугался, что причинил вред маленькому существу?

Дети: Испугался, что цыплёнок не выживет, а он будет виноват в этом.

Воспитатель: Да, ребята. Вы помните, что когда мальчик оказался на улице, то не мог успокоиться, очень переживал.  Он понимал, что сделал что-то плохое, но не знал,  как исправить ошибку. Он был растерян. Мальчик чувствовал себя виноватым и беспомощным.

Дети: Поэтому он не мог даже играть с другими детьми.

Воспитатель: Как вы считаете этот мальчик добрый или злой?

Дети: Он добрый, он переживал и волновался.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Помните, как он назвал цыплёнка – мучитель. Для мальчика этот случай стал настоящим испытанием, он переживал и мучился.  И, лишь увидев живого цыплёнка,  смог успокоиться. Как вы думаете, может такая история случится с мальчиком ещё раз?

Дети: Нет, он будет осторожнее, внимательнее. Он добрый и постарается никому не делать больно.

Воспитатель: Молодцы! Вы все поняли и сумели объяснить. А теперь я приглашаю вас поиграть в чувашскую игру «Курицаи коршун»

Чувашская игра «Амăшĕпе чĕпписем тата çăхан»

Из игроков выбирают курицу и коршуна. Остальные — цыплята. Коршун разгребает землю, к нему подходит курица с цыплятами. Цыплята идут гуськом за курицей, крепко держась друг за друга. Между коршуном и курицей происходит диалог:

— Мĕн чаван?

— Çĕр чавап.

— Çĕртен мĕн тухать?

— Йĕп тухать.

— Йĕппе мĕн тăван?

— Хутаç çĕлеп.

— Хутаçпа мĕн тăван?

— Сан чĕппÿсене тытап!

— Что делаешь?

— Землю рою.

— Из земли что выйдет?

— Игла выйдет.

— Что будешь делать с иглой?

— Мешок сошью.

— Что будешь делать с мешком?

— Цыплят твоих ловить!

Коршун, широко раскинув руки и растопырив пальцы, со словами «Поймаю!» бросается на курицу с цыплятами. Курица со словами «Не дам!» также бросается на коршуна и ведет за собой цыплят, те стараются спрятаться за спину матери. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить остальных. Игра закончится, когда будет поймано несколько цыплят.

Воспитатель: Какая у нас была заботливая наседка, как она оберегала своих птенчиков. Сразу видно, что это очень добрая мама.  

Давайте вспомним,  о чем мы с вами сегодня поговорили?

Дети: О добровольцах, о чувашском просветителе И. Я. Яковлеве, читали его рассказ «Оживший цыплёнок», хотели написать свою книгу.

Воспитатель: Мы собирались написать «Книгу добрых дел», где соберем ваши рассказы. Хочу напомнить, что они должны учить чему-нибудь хорошему. Вспомните, чем ещё мы сможем дополнить книгу?

Дети: Рисунками  и  фотографиями.

Воспитатель: Да, ребята, все это можно использовать при выпуске нашей книги. Книга останется в детском саду. Ее будут читать другим мальчикам и девочкам,  и она поможет им вырасти добрыми и дружными.

Список литературы:

Яковлев, И. Я. Детские рассказы / И. Я. Яковлев. – Чебоксары :Чувашкнигоиздат, 1968. - 80 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими видами образовательной деятельности. Полька «Добрый жук»

Предлагаю вашему вниманию танец - польку "Добрый жук", как пример интеграция образовательной области «Музыка» с другими видами образовательной деятельности....

Инновационная деятельность: Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»

Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»    Цель: На основе творчества и стихов М. Джалиля ознакомить дошкольников с героическим прошлым нашей Родины. Способ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Книга-лучший друг!"

Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, средство воспитания. Огромные богатства для формирования личности дается в детской книге . Яркими живыми образами воздействует она...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ» (по сказке «Сивка-бурка»)

Цель занятия:  формировать у детей умение сопереживать героям сказки, формировать у детей представления о таких моральных понятиях как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Книга-лучший друг" в разновозрастной группе (4-6 лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Книга – лучший друг» в разновозрастной группе (4-6 лет). Цель: Сформировать у детей понятие, что книга - это ист...