Конспект организованной образовательной деятельности «Книга добрых дел».
план-конспект занятия (старшая группа)
Формировать представления детей об особенностях оформления книги
Систематизировать знания детей о многообразии сказок.
Формировать знания детей о чувашском просветителе И. Я. Яковлеве, познакомить с его книгой «Детские рассказы».
Формировать умение оценивать поступки сказочных героев.
Формировать представления детей о происхождении слова доброволец и о его значении.
Развивать взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.
Воспитывать чувство сопричастности к жизни группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство творчеством И.Я. Яковлева | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района Чувашской Республики |
Конспект организованной образовательной деятельности «Книга добрых дел». |
Авторы:
Алешкина Алина Юрьевна
Львова Татьяна Владимировна
село Моргауши, 2018год.
Программное содержание:
Формировать представления детей об особенностях оформления книги
Систематизировать знания детей о многообразии сказок.
Формировать знания детей о чувашском просветителе И. Я. Яковлеве, познакомить с его книгой «Детские рассказы».
Формировать умение оценивать поступки сказочных героев.
Формировать представления детей о происхождении слова доброволец и о его значении.
Развивать взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.
Воспитывать чувство сопричастности к жизни группы.
Материал: дидактическая игра «Угадай героя сказки», презентация «И.Я. Яковлев», сборник И.Я. Яковлева «Детские рассказы», выставка детских книг.
* * *
Воспитатель: Дорогие ребята, скоро в нашем детском саду пройдёт конкурс «Наша группа - дружная семья». Каждой группе предложили подготовить материал о добрых делах и поступках, которыми вы можете гордиться. Все ваши истории будут интересны не только нам, но и другим детям. Поэтому надо придумать, как их сохранить. Как можно сохранить ваши рассказы?
Дети: Можно их записать.
Воспитатель: Очень хорошо. Родители могут помочь нам записать ваши рассказы. Что можно сделать еще?
Дети: Снять видео, сделать фотографии.
Воспитатель: Да, правильно. Ребята, я уверена, в этом вам тоже помогут взрослые. А как вы сами можете сохранить свою историю? Как бы нам её увидеть?
Дети: Надо нарисовать.
Воспитатель: Молодцы! Всё, что вы перечислили можно собрать вместе, но это будут отдельные рассказы, фотографии и рисунки. Хорошо бы их всех как-то объединить. Где обычно можно увидетьвместерассказы и рисунки?
Дети: В альбомах и книгах. Мы можем сделать книгу.
Воспитатель: Хорошо. Посмотрите, сколько у нас красивых и интересных книг. У каждой есть свое название. Предлагаю назвать нашу - «Книга добрых дел». Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель:А теперь закрепим наши знания о книге.
Логоритмика «Книга»
1, 2, 3, 4, 5
Будем книгу создавать.
Нарисуем в ней картинки
И напишем свой рассказ.
Сделаем обложку крепче.
Вот так книга – просто класс!
хлопают в ладоши
держат руки «книжкой»
рисуют «солнце»
пишут в воздухе
хлопок в ладоши и открывают «книгу»
показывают жестом
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что 2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтера).Волонтер - это доброволец; это человек, который бесплатно и добровольно делает что-то для других людей. У добровольца есть своя жизнь, семья, работа и, как у всех остальных людей, есть свободное время. Это время он тратит не только на отдых и развлечения, но и на то, чтобы помочь тем, кому сейчас грустно и трудно. Сферы деятельности могут быть довольно разнообразны, но волонтер всегда несет добро, надежду и любовь.Ребята, прислушайтесь и ответьте из каких слов образованно слово «доброволец».
Дети: Из двух слов «добрый» и «воля».
Воспитатель: Да, правильно – это слова «добро и воля». Воля – это желание. Доброе желание, добрая воля, доброволец. Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году предложила правительствам стран отмечать Международный день добровольцев 5 декабря.Предлагаю вам послушать стихотворение о добровольцах.
Ребенок: Спасибо, скажем волонтёрам
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам
Они идут добром делиться
Они свой труд отдать и время,
Готовы там, где всех нужнее,
Ведь помощь людям им не бремя,
А мир становится добрее.
Воспитатель: Действительно, если люди готовы помогать друг другу, то мир становиться добрее. А что такое «добро, доброта»? Как вы думаете?
Дети: Не обижать, помогать другим, делиться игрушками….
Воспитатель: Я предлагаю вспомнить, какие пословицы о добре и дружбе придумали люди.
- Про доброе дело говори смело.
- Сделав добро, не хвались.
- За добро добром и платят.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Будетедруг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
- Доброе братство милее богатства.
- Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
- Любят того, кто не обидит никого.
Воспитатель: Ещё чтобы научить детей быть добрыми люди сочиняли легенды и сказки, пословицы и поговорки, пели песни, делали красивые идобрые игрушки. Ведь красота и доброта всегда рядом. До наших дней дошло много добрых сказок. Ребята, а что такое сказки? Как они появились?
Дети: Люди рассказывали друг другуистории, иногда придумывали.
Воспитатель: Правильно, а почему люди в старину только пересказывали друг другу истории?
Дети:Не было книг, телевизора. Бабушки рассказывали сказки внукам, а потом они вырастали и рассказывали их своим детям.
Воспитатель:Правильно. Мне хочется отметить, что сказки надо слушать внимательно. В сказках учат жить честно, уважать старших, помогать друг другу, быть трудолюбивыми и добрыми. Когда люди научились изготавливать бумагу и писать – появились книги. В них стали записывать сказки, которые в старину передавали из уст в уста. Какие народные сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «По щучьему велению», «Хаврошечка».
Воспитатель:Молодцы!Потом стали появляться и авторские сказки.Кто написал сказку «Приключения Буратино» (А. Толстой), «Доктор Айболит» (К.Чуковский), «Мешок яблок» (В. Сутеев), «Госпожа Метелица» (братья Гримм), «Крокодил Гена и его друзья»(Э.Успенский).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Угадай героя сказки».Я показываю картинку, вы вспоминаете сказку и находите карточку с изображением героя сказки, который прославился добрыми делами.
Игра «Угадай героя сказки»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Когда-то у чувашей тоже не было своей письменности. Но появился просветитель Иван Яковлевич Яковлев.Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.
И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый был основательно забыт. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой.В Чебоксарах есть Чувашский государственный педагогический университет, который носит его имя.
Презентация «И.Я. Яковлев»
Воспитатель: Я хочу познакомить с книгой И.Я. Яковлева «Детские рассказы». Давайте рассмотрим, как она оформлена: мы видим небольшой рассказ и рисунок, который его сопровождает. Надеюсь, что в нашей книжке тоже будут ваши рассказы с рисунками. А для примера я хочу познакомить с одним из рассказов с этой книги «Оживший цыпленок». Затем мы с вами поговорим, о чем этот рассказ.
Чтение рассказа «Оживший цыпленок».
Воспитатель: Когда родители ушли работать, то оставили мальчика присматривать за цыплятами. Как вы считаете, мальчик испугался, обрадовался или почувствовал ответственность за выполнение поручения.
Дети: Он понимал, что это важное поручение, но он не боялся. Ему хотелось, чтобы все было хорошо. Он даже решил накормить цыплят тараканами.
Воспитатель: Что же произошло потом? Как мальчик себя повёл?
Дети: Он случайно ударил цыпленка и подумал, что убил. Он очень испугался. Хотел как-то помочь птенчику и положил его на подоконник.
Воспитатель: Как вы думаете, он испугался из-за того, что его будут ругать или испугался, что причинил вред маленькому существу?
Дети: Испугался, что цыплёнок не выживет, а он будет виноват в этом.
Воспитатель: Да, ребята. Вы помните, что когда мальчик оказался на улице, то не мог успокоиться, очень переживал. Он понимал, что сделал что-то плохое, но не знал, как исправить ошибку. Он был растерян. Мальчик чувствовал себя виноватым и беспомощным.
Дети: Поэтому он не мог даже играть с другими детьми.
Воспитатель: Как вы считаете этот мальчик добрый или злой?
Дети: Он добрый, он переживал и волновался.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Помните, как он назвал цыплёнка – мучитель. Для мальчика этот случай стал настоящим испытанием, он переживал и мучился. И, лишь увидев живого цыплёнка, смог успокоиться. Как вы думаете, может такая история случится с мальчиком ещё раз?
Дети: Нет, он будет осторожнее, внимательнее. Он добрый и постарается никому не делать больно.
Воспитатель: Молодцы! Вы все поняли и сумели объяснить. А теперь я приглашаю вас поиграть в чувашскую игру «Курицаи коршун»
Чувашская игра «Амăшĕпе чĕпписем тата çăхан»
Из игроков выбирают курицу и коршуна. Остальные — цыплята. Коршун разгребает землю, к нему подходит курица с цыплятами. Цыплята идут гуськом за курицей, крепко держась друг за друга. Между коршуном и курицей происходит диалог:
— Мĕн чаван?
— Çĕр чавап.
— Çĕртен мĕн тухать?
— Йĕп тухать.
— Йĕппе мĕн тăван?
— Хутаç çĕлеп.
— Хутаçпа мĕн тăван?
— Сан чĕппÿсене тытап!
— Что делаешь?
— Землю рою.
— Из земли что выйдет?
— Игла выйдет.
— Что будешь делать с иглой?
— Мешок сошью.
— Что будешь делать с мешком?
— Цыплят твоих ловить!
Коршун, широко раскинув руки и растопырив пальцы, со словами «Поймаю!» бросается на курицу с цыплятами. Курица со словами «Не дам!» также бросается на коршуна и ведет за собой цыплят, те стараются спрятаться за спину матери. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить остальных. Игра закончится, когда будет поймано несколько цыплят.
Воспитатель: Какая у нас была заботливая наседка, как она оберегала своих птенчиков. Сразу видно, что это очень добрая мама.
Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня поговорили?
Дети: О добровольцах, о чувашском просветителе И. Я. Яковлеве, читали его рассказ «Оживший цыплёнок», хотели написать свою книгу.
Воспитатель: Мы собирались написать «Книгу добрых дел», где соберем ваши рассказы. Хочу напомнить, что они должны учить чему-нибудь хорошему. Вспомните, чем ещё мы сможем дополнить книгу?
Дети: Рисунками и фотографиями.
Воспитатель: Да, ребята, все это можно использовать при выпуске нашей книги. Книга останется в детском саду. Ее будут читать другим мальчикам и девочкам, и она поможет им вырасти добрыми и дружными.
Список литературы:
Яковлев, И. Я. Детские рассказы / И. Я. Яковлев. – Чебоксары :Чувашкнигоиздат, 1968. - 80 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности "Книги"
Конспект НОД для детей подготовительной группы...
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими видами образовательной деятельности. Полька «Добрый жук»
Предлагаю вашему вниманию танец - польку "Добрый жук", как пример интеграция образовательной области «Музыка» с другими видами образовательной деятельности....
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности "Книги разные нужны, книги разные важны"
Для детей 7-го года жизни...
Инновационная деятельность: Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»
Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти» Цель: На основе творчества и стихов М. Джалиля ознакомить дошкольников с героическим прошлым нашей Родины. Способ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Книга-лучший друг!"
Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, средство воспитания. Огромные богатства для формирования личности дается в детской книге . Яркими живыми образами воздействует она...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ» (по сказке «Сивка-бурка»)
Цель занятия: формировать у детей умение сопереживать героям сказки, формировать у детей представления о таких моральных понятиях как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Книга-лучший друг" в разновозрастной группе (4-6 лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Книга – лучший друг» в разновозрастной группе (4-6 лет). Цель: Сформировать у детей понятие, что книга - это ист...