Формирование и психолого-педагогическая поддержка режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности
презентация
Формирование и психолого-педагогическая поддержка режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование и психолого-педагогическая поддержка режиссерских игр для развития у детей
способности к организации самостоятельной и совместной деятельности»
Составили:
Гаревских В.С.,педагог-психолог,
Мунгалова В.С., воспитатель
2 слайд Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста.
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
3 слайд Наиболее характерными играми дошкольников являются сюжетно-ролевые игры. Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра - игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или несколько дистанцируясь от них.
Исследователи режиссерской игры в нашей стране – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, И. Л. Кириллов, О.В. Солнцева и др.
Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.
4 слайд.
Основными концепциями формирования режиссерской игры являются:
- концепция Г.П. Щедровицкого, что развитие игровой деятельности ребенка связано с формообразующими влияниями среды;
- концепция Н.Я. Михайленко, что наиболее полно ребенок овладевает игровой деятельностью, если ему поэтапно передаются усложняющиеся способы построения игры;
- концепция Кириллова И.Л. о влиянии макета игрового пространства в сочетании с другим сюжетообразующим материалом для свободного развертывания игрового сюжета.
5 слайд. Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.
Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые вновь обратились к режиссерской игре.
Необходимость развития режиссерской игры определена и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, определенных во ФГОС предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе – игре); обладать развитым воображением; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации.
6 слайд. Режиссерская игра и ее отличительные особенности
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
В силу своего своеобразия она представляет особый интерес, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
7 слайд. Особенности режиссёрской игры
1. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры ребенка - неодушевленные предметы (игрушки, их заместители), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий.
2. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Например, расчёска становится микрофоном для куклы и т.д.
3. В детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок играет только с 3-4 активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают позицию в «зрительном зале».
4. В ходе режиссерской игры ребенок выступает в роли режиссера, сам выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных, а также устанавливает главные правила игры.
5. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.
6. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Ребенок выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний.
8 слайд. Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника
- В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.
- Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность.
- Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.
- Для детей важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.
9 слайд. Педагогическая ценность режиссёрских игр состоит в том, что они:
- способствуют социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость.
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству.
А самое главное, развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации.
10 слайд. Подходы к руководству режиссерской игрой
Существует несколько подходов к руководству режиссерской игрой. Среди них:
1. Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В., которая предлагает две технологии организации игр:
- на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).
- по мотивам литературных произведений.
2. Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е. Эта методика строится на разыгрывании заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.
3. Методика руководства режиссерскими играми Кириллова Ивана Львовича.
11 слайд. Методика Кириллова И.Л. является наиболее доступной и интересной для дошкольников. Автор методики выделяет следующие основные составляющие развития режиссерских игр:
1. Чтение художественной литературы.
2. Просмотр разнообразных мультфильмов.
3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой
4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы- персонажи, предметы-действия).
12 слайд. Особенностью методики И.Л. Кириллова является использования макетов для режиссерских игр детей.
Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира, служащий стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, Место и функция макета состоят в обеспечении и поддержке игры с мелкими игрушками.
13 слайд
На основе анализа психолого-педагогической и художественной литературы, а также наблюдений за детской игрой (Н.Короткова, И.Кириллов) были выделены своего рода «универсальные» макеты, которые условно можно разделить на два типа:
1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов;
2) Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
К первому типу относятся «кукольный дом» и «крепость-замок/дворец»; ко второму типу – «улицы города/дороги» и ландшафтный макет (обозначающий обобщенное «природное» пространство).
14 слайд
Макет «оживает» - наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов, возникающих по поводу заданной темы. Наполнение-дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, но воспитатель может помочь им, предлагая те или иные сочетания игровых предметов.
«Оживает» макет, когда в нем появляются обитатели воображаемого «мира», т.е. для игры необходимы фигурки-персонажи. Это могут быть тематически многозначные персонажи – условно-обобщенные фигурки человечков и антропоморфных животных в сочетании со столь же многозначными предметами, обеспечивающими события-действия персонажей (платформа на колесиках, условный кораблик и т.п. Такой комплект предоставляет полную свободу детским замыслам, но вместе с тем создает предметные опоры для сюжета. Фигурки человечков ребенок может превратить в любой персонаж, так же, как конкретизировать макет – обозначить его в соответствии с собственным замыслом (это будет… дворец князя Гвидона, крепость в стране лилипутов и пр.).
15 слайд. Развертывание игры с макетом и объединение детей в ней облегчаются, если в качестве обитателей воображаемого «мира» предлагается набор тематически определенных персонажей и предметов, обозначающих их действия, например солдатики (богатыри, рыцари и т.п.) и пушки для них или царь (со свитой) и карета. Такое сочетание игровых предметов как бы предлагает детям превратить универсальный макет в тематически определенный, в зависимости от характера персонажей (крепость русских богатырей или немецких рыцарей или замок сказочного короля и т.п.). Надостающие по смыслу предметы подбираются из полифункционального материала, в зависимости от того, насколько детально ребенок хочет «определить» свой воображаемый мир (лаконизм или детализация зависят от индивидуальных предпочтений).
16 слайд. Тематическое определение макета-карты (т.е. превращение его в конкретный «мир») может быть осуществлено не только за счет тематических фигурок-персонажей, но и за счет введения тематически определенных дополнительных маркеров пространств. Ландшафтный макет-карта превращается в сказочный дремучий лес, если дополнить его избушкой на курьих ножках для Бабы-Яги, а макет «Улицы города» превращается в космодром, если взамен домов поставить несколько ракет для космонавтов-роботов, и т.п.
В зависимости от уровня игры детей воспитатель может подбирать к макетам или многозначных (условно-обобщенных) персонажей, или тематически определенных, или их сочетания, периодически заменяя их на новые (по мере исчерпания интереса детей к ним). Накапливающиеся наборы персонажей и антуража к макетам должны сохраняться и быть доступными для свободного выбора детей.
17 слайд. Макет следует отличать от постройки из кубиков (строительного материала), которая возводится детьми и также используется ими как маркер игрового пространства. Макет – это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры.
18слайд. Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума, клеенки и других подходящих материалов.
Существуют промышленного изготовленные деревянные кукольные дома, пластмассовые гаражи-автостанции, которые можно использовать как макеты-модели. Готовые мелкомасштабные сказочные дома можно использовать как тематическое дополнение к макетам-картам.
19 слайд. Внесение тех или иных элементов игрового материала к макетам так же, как и подбор самих макетов для данной группы детей, воспитатель может осуществлять, руководствуясь наблюдениями за свободной детской игрой, подхватывая возникающие у детей игровые замыслы, для развития которых макет мог бы стать предметной опорой.
Два-три «универсальных» макета имеет смысл держать в групповом помещении постоянно, время от времени обновляя населяющих их персонажей и антураж, в зависимости от ситуации.
В этом смысле макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Наиболее характерными играми дошкольников являются сюжетно-ролевые игры. Режиссерская игра – является одним из видов сюжетно- ролевых игр . Это игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или несколько дистанцируясь от них. Исследователи режиссерской игры в нашей стране – Е. М. Гаспарова , Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, И. Л. Кириллов, О.В. Солнцева и др. Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка.
Основными концепциями формирования режиссерской игры являются:
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе – игре); обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры , различает условную и реальную ситуации
Режиссерская игра это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
Особенности режиссёрской игры 1. Партнеры ребенка - неодушевленные предметы (игрушки, их заместители), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий. 2. Игрушками и предметами, которые ребёнок выбрал для игры могут быть как настоящие игрушки, так и предметы-заместители. 3. Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. 4. В ходе режиссерской игры ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. 5. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. 6. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка.
Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует. Для детей важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.
Педагогическая ценность режиссёрских игр
Подходы к руководству режиссерской игрой 1. Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В. В своих работах автор выделяет две технологии организации игр. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры). Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений. 2. Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.. Тоже строится на разыгрывании заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес. 3. Методика руководства режиссерскими играми Кириллова Ивана Львовича.
Методика Кириллова И.Л Основные составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников: 1. Чтение художественной литературы. 2. Просмотр разнообразных мультфильмов. 3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой 4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы- персонажи, предметы-действия).
Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира, служащий стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками. Место и функция макета состоят в обеспечении и поддержке игры с мелкими игрушками.
Типы макетов: 1. макет-модель, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов; (крепость – замок, кукольный дом, дворец). 2. макет-карта, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).
Макет «оживает» - наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов, возникающих по поводу заданной темы. Чаще всего в качестве обитателей воображаемого «мира» предлагается набор тематически определенных персонажей и предметов, обозначающих их действия.
Макет – это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры.
Два-три «универсальных» макета имеет смысл держать в групповом помещении постоянно, время от времени обновляя населяющих их персонажей и антураж, в зависимости от ситуации. В этом смысле макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового оборудования для организации самостоятельной и совместной деятельности детей раннего возраста.
Методическая разработка о вариантах использования игрового оборудования в группе раннего возраста....
ПРИМЕРНОЕ календарное планирование непосредственно образовательной, самостоятельной и совместной деятельности педагога с детьми МБДОУ №80 г. Шахты
Понедельник«2» ноября 2015 года...
Методические рекомендации для педагогов «Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования»
Представлены методические рекомендации по использованию системы упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования"...
Непосредственно образовательная, самостоятельная и совместная деятельность педагога с детьми
Понедельник«11» апреля 2016 года...
Консультация: "Развитие экологического сознания через самостоятельную и совместную деятельность дошкольников."
Мир, окружающий ребенка,- прежде всего ,мир природы с безграничным богатством , с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе,вечный источник детского разума....
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями....
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...