Консультация: "Развитие экологического сознания через самостоятельную и совместную деятельность дошкольников."
консультация по теме
Мир, окружающий ребенка,- прежде всего ,мир природы с безграничным богатством , с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,вечный источник детского разума.
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_ekol.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Безенчук
муниципального района Безенчукский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Колосок»
« Развитие экологического сознания
через самостоятельную и совместную деятельность дошкольников»
Развитие экологического сознания через самостоятельную и совместную деятельность дошкольников. Мир, окружающий ребенка, - прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.А.Сухомлинский |
Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:
Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве? Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Эта деятельность должна быть включена в педагогический процесс и выполняться совместно — взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:
Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы, необходимо остановиться еще на одном важном явлении — педагогическом общении, которое всегда сопровождает взаимодействие педагога с детьми. Наибольшее значение имеет личностно ориентированное общение, которое может принимать форму делового взаимодействия, нацеленного на какую-либо совместную деятельность воспитателя с детьми в уголке природы и других «экологических пространствах». Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей? Этих целей немало.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух — трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их.(Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли?(Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектам. Содержанием развивающей среды являются экологические игры, иллюстрации и книги, дневники наблюдений, оборудование для ухода за животными и растениями, материал для исследовательской деятельности. Вначале воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности, например, предлагает решить небольшую познавательную задачу, поделиться узнанным с друзьями и родителями, поухаживать за обитателями уголка природы, поиграть. Затем он создает ситуации, стимулирующие ребенка самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявлять отношение к живому. Вопросы, появляющиеся у ребенка в ходе самостоятельного взаимодействия с природными объектами, становятся основой для организации занятий и разнообразных форм совместной деятельности воспитателя и детей. Для родителей целесообразно оформлять стенды по теме: «Берегите первоцветы, «Правила поведения в лесу», «Ребенок и животные» и т. д., проводить индивидуальные беседы, консультации, совместные экологические праздники. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатство. Итак, основы целостного восприятия мира как единого живого организма, в котором человек — неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве. Задача воспитателей - осознать и приложить все силы к формированию нового поколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания детей. Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Список литературы 1.Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.- М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.- 132с. 2.Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей //Дошкольное воспитание.- №7.- 2002.- с.52-64 3.Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: ТОО фирма «LINKA- PRESS», 1998.- 190с. 4.Экологическое воспитание дошкольников / сост. С. Н. Николаева.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.- 320с. 5. http://doshkolata.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового оборудования для организации самостоятельной и совместной деятельности детей раннего возраста.
Методическая разработка о вариантах использования игрового оборудования в группе раннего возраста....
Сообщение из опыта работы: "Воспитание и развитие экологического сознания через познавательно-исследовательскую деятельность"
Сообщение из опыта работы...
Формирование семейных ценностей у дошкольников,обогащение социального опыта через игровую и совместную деятельность с семьями воспитанников.
Социализация ребёнка-дошкольника и усвоение им ценностей общества,в котором ему предстоит жить,через игровую деятельность и приобщение к семейным ценностям....
Презентация "Развитие экологической культуры в процессе самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. В этом может вам помочь наша презентация на тему "Развитие экологической культуры в процессе сам...
Доклад "Развитие у старших дошкольников экологического сознания через взаимодействие с "Эколятами - молодыми защитниками природы""
Опыт работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников...
Презентация выступления на XVII областной экологической научно-практической конференции "Развитие у старших дошкольников экологического сознания через взаимодействие с "Эколятами - молодыми защитниками природы"
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...