Педагогический проект «Мой родной край» (Духовно-нравственное развитие дошкольников)
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект
«Мой родной край»
(Духовно-нравственное развитие дошкольников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Вишенка» города Вольска Саратовской области
Педагогический проект
«Мой родной край»
(Духовно-нравственное развитие дошкольников)
Чалова Нина Николаевна
воспитатель
г.Вольск
Педагогический проект «Мой родной край»
Срок реализации проекта: проект составлен на год для детей подготовительной группы.
Вид проекта: практико-ориентированный . Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Актуальность проекта:
Из страны детства все дети уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Всё выше перечисленные качества зависят от решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим считаю, что создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного развития дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Анализ бесед с родителями, диагностика детей выявили следующие проблемы:
-нет достаточной системы в работе по формированию знаний духовно-нравственного развития.
-у большинства детей недостаточно сформированы знания о традициях, праздниках, домашнем обиходе своей семьи, о красоте родного края, о видах трудовой деятельности взрослых.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Таким образом, исходя из выше сказанного, была сформирована цель, задачи проекта «Мой родной край».
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через любовь к родному городу и русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Для достижения цели были определены задачи:
-обобщать и систематизировать знания детей о родном городе;
-знакомить детей с историей возникновения города;
-пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
-формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира;
-разработать и оформить уголки о родном городе в группе;
-проводить работу с родителями, привлекая их к духовно-нравственному воспитанию в семье;
Новизна проекта:
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Участниками проекта являются воспитатели и дети данной группы, родители.
Проект реализуется по трём направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- совместная деятельность родителей и детей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
1 этап – накопительный, включает в себя: диагностирование детей о родном городе, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений .
2 этап – практический, включает в себя: ежедневные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом; экскурсии; выставки; праздники и развлечения.
3 этап – заключительный, включает в себя:
- проведение музыкального праздника «День города»;
- проведение викторины «Знатоки родного города»;
- участие в патриотической акции «Бессмертный полк».
Предполагаемые результаты:
- обогатить и систематизировать знания детей об истории родного города, культурных традициях;
- сформировать устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- повысить родительскую компетентность по представляемой проблеме.
Этапы проекта:
1. Накопительный (информационно подготовительный)
С детьми | С родителями |
- беседы с детьми о родном городе; - рассматривание и чтение книг о городе Вольске; - рассматривание открыток с достопримечательностями и памятниками, зданиями. - рассматривание альбомов «Народное творчество», «Народные костюмы» ; -чтение русских народных сказок»; -рассматривание иллюстраций о православных праздниках и традициях; -просмотр презентации «Герои ВОВ». | - беседы с родителями ; - проведение родительского собрания; - помощь в подборе иллюстраций, открыток, книг, фотографий о городе Вольске, о героях ВОВ, о памятниках; -помощь в подборе иллюстраций, раскрасок, фотографий о народной культуре. -помощь в подборе иллюстраций о православных праздниках. |
2. Практический (организационный, реализация проекта)
С детьми | С родителями |
-выставка детских работ «Мой любимый город»; - проведение тематических занятий о Родном городе; - целевая прогулка по ближайшим улицам города, в музей, к знаменитым зданиям города, в храм. - создание альбома «Наш город – это мы»; - сюжетно-ролевые и дид. игры; -праздники, развлечения. | - оказание помощи в проведении экскурсий; - изготовление совместно с детьми альбома о городе Вольске; -создание выставок «Народная игрушка», «Рождественская поделка», «Овощная ярмарка», «9 Мая», фоторепортаж «Светлая Пасха». -создание мини-музеев. -оказание помощи в проведении развлечений. |
3. Заключительный.
С детьми | С родителями |
- проведение викторины «Знатоки родного города»; - проведение музыкального праздника «День города»; -праздник «9 Мая». | - оказание помощи в проведение музыкального праздника «День города»; - участие в викторине; -участие в патриатической акции «Бессмертный полк» |
План реализации проекта.
№ | Название мероприятий | Цель | Сроки реали- зации | Ответствен- ныеза вы- полнение |
1. | Занятия: 1. «История города Вольска»; 2. «Праздник Покров» 3. «Путешествие по городу»; 4. «Волшебные сказки А.Роу» 5. «Что такое церковь» 6. Праздник «Рождество Христово» 7. «Народная игрушка» 8.Праздник «Масленица» 9.Праздник «Светлая Пасха» 10. «Вольчане – участники ВОВ» | 1. Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения города. 2.Знакомить детей с православным праздником. 3.Развивать эмоционально- ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу. 4.Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. 5.Знакомить детей с православием. 6.Расширять знания о православных праздниках. 7.Знакомить детей с русской народной культурой» 8. Расширять знания о православных праздниках. 9. Расширять знания о православных праздниках. 10..Воспитывать нравственно – патриотические чувства к своей малой родине, боевому прошлому. | 1 раз в месяц | Воспитатели, дети. |
2. | 1.Экскурсия в краеведческий музей. 2.Экскурсия на природу. 3.Экскурсия в Храм. 4.Экскурсия к памятникам героев ВОВ. | 1.Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города Вольска на материале легенд, преданий, экспонатов музея, научной литературы. 2.Закреплять знания детей о красоте природы родного края. 3.Знакомство с особенностями архитектуры, внутренним устройством. 4.Воспитывать патриотические чувства к героям ВОВ. | сентябрь октябрь январь май | Воспитатели, родители, дети. |
3. | Чтение художественной литературы: 1.Загадки про городские здания; «Родина» З.Александрова; «Страна, где мы живём» С.Баруздин; «Наш край» Н.Забила; 2.Русские народные сказки. 3.Русские народные приметы, пословицы, загадки, стихи о временах года. 4.Стихи, рассказы о героях ВОВ. | 1.Познакомить детей с произведениями о Родине. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Родину. 2.Формировать понятия добра и зла. 3.Знакомить с русским народным фольклором. 4.Воспитывать патриотические чувства, уважение к героям родного края. | сентябрь- май | Воспитатели, дети. |
4. | Индивидуальные и коллективные беседы: 1. «Что есть в нашем городе для детей», «Возникновение Вольска». 2.«Секреты вежливости», «Как нужно вести себя в детском саду», «Как вести себя в транспорте». 3. «Красота родного края», «Что можно увидеть в осеннем лесу?», «Что нам дает природа?», «Правила поведения в природе» 4. «Что такое праздник?», «Какие праздники отмечаете с родителями?», «»Какой самый любимый праздник?», «Как я поздравлю свою семью с праздником». 5. «Народно-прикладное творчество», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городец», «Жёстово», «Хохлома», «Герои русских народных сказок». 6. «Что это за праздник 9 мая?», «Герои ВОВ», «Памятники героям ВОВ», «Есть герои в каждой семье» | 1.Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему города Вольска. 2.Закреплять знания о культуре поведения детей. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. 4.Знакомить детей с православными праздниками, традициями. 5.Знакомить с русским народным творчеством. 6.Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою родину, героев. | сентябрь-май | Воспитатели, дети. |
5. | Прослушивание музыкальных произведений: 1.М.Матусовский «С чего начинается Родина?» 2. Разучивание рождественских песен. 3.Слушание звуков природы. 4.Слушание звона колоколов. 5.Песни военных лет: «Священная война» Александрова. «День Победы!» Тухманова Д. | 1.Развивать музыкальный слух, ритм, умение различать музыкальные произведения. 2.Знакомить с русским народным творчество, православными традициями. 3.Прививать любовь к родному краю, к природе. 4.Знакомить детей с православными традициями. 5.Воспитывать любовь к родине. | сентябрь-май | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети. |
6. | Сюжетно-ролевые игры: 1.«Семья» , «Путешествие по городу», «Экскурсоводы», «Стройка» 2. «Школа», «Мы пешеходы», «Магазин», «В поликлинике» 3. «Магазин игрушек», «День рождения», «Мы художники» 4. «Праздник Рождество Христово», «Мы колядуем», «Идём на праздник», Дидактические игры: «Я живу на улице…» , «Жилое и нежилое» , «Угадай здание по описанию», «Доброе дело», «Вспомни сказку», «Раскрась пасхальное яичко», «Назови православный праздник», «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками», «Моих родителей зовут..», «Собери узор», «Подбери узор», «Птицы нашего края», «Кому что нужно для работы?» | 1.Закрепить знания детей о родном городе, о достопримечательностях. 2.Закреплять знания о поведении в общественных местах. 3.Закреплять знания о народно- прикладном искусстве. 4.Закреплять знания о православных праздниках, народных кстюмах. | 1 раз в неделю | Воспитатели, дети. |
7. | Самостоятельная художественная деятельность: 1.Рисование «Мой любимый город», «Красота осеннего леса», «Зимний пейзаж», «Весна» 2.Рисование узоров «Гжель», «Хохлома», «Жёстово», «Городец», «Дымковская игрушка». 3. «Ручной труд «Рождественский ангел»; рисование «Писанки»; рисование «Масленица». 4. Рисование «Открытка для ветеранов ВОВ» | 1.Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города. 2.Развивать творческие способности, любовь к народному искусству. 3.Развивать фантазию и творчество . 4.Воспитывать уважение к старшему поколению. |
сентябрь-май | Воспитатели, дети. |
8. | Выставки. 1.Выставка поделок о городе Вольске. 2.Выставка «Овощная ярмарка» 3.Выставка «Народная игрушка», мини-музей «Матрёшки» 4.Выставка «Рождественская поделка», фоторепортаж «Светлая Пасха». 5. Выставка поделок «9 Мая». | 1.Воспитывать интерес к истории города Вольска. 2.Закреплять знания детей о дарах природы родного края. 3.Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству. 4.Развивать творчество детей, закреплять знания детей о православных праздниках. 5.Воспитывать гордость и любовь за свою Родину. | сентябрь-май | Родители, дети, воспитатели. |
9. | Викторина. «Знатоки родного города» | Закрепить полученные знания о родном городе. | май | Музыкальный руководитель, родители, воспитатели. |
10. | Музыкальные праздники. 1.«День города!» 2.«Праздник народных игр». 3. «День матери» 4. «Рождество» 5. «Масленица» 6. «День Победы» | 1.Воспитывать чувство гордости за родной город Вольск. 2.Воспитывать любовь к народному искусству. 3. Воспитывать любовь к своей семье. 4.Расширять знания детей о православных праздниках и традициях. 5. Расширять знания детей о православных праздниках и традициях. 6.Воспитывать патриотические чувства, гордость за героев родины. | 1день | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
11. | Городское мероприятие Участие в патриотической акции «Бессметрный полк» | Воспитывать в детях гордость за героев ВОВ. | май | Воспитатели, родители, дети. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "История родного края"
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...
Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"
Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
педагогический проект "Профессии родного края"
Иногда дети не могут четко рассказать чем заняты их родители или представляют скудную информацию.Что бы расширить кругозор детей и привить любовь к своей малой родине возникла идея написания про...
Педагогический проект «Мой родной край»
Педагогический проект«Мой родной край» в подготовительной группе...
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Педагогический проект "Животные родного края"
Проект поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью животных родного края....
Педагогический проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Сказка – великая духовная культура народа,которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.Алексей Николаевич Толстой...