Педагогический проект "Животные родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Роганова Галина Владимировна

Проект поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью животных родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivotnye_star.gr_.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО КРАЯ»

по теме недели «Всемирный день животных»

ОО «Познавательное развитие»

 «Ознакомление с природой в детском саду»

с детьми старшей группы  № 8  «Незнайка»

общеразвивающей              направленности

                       

г. Заволжье

2019 г.

Тип проекта:  познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта:   краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта:   дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

                                                 

Актуальность проекта:  

Обращаясь к программным задачам и опираясь на результаты проведенного исследования, выяснилось, что дети имеют недостаточно полные представления об образе жизни, повадках, питание и среде обитания диких и домашних животных. Мир дикой природы велик: это и животные тундры, тайги, пустыни,  но мы решили, прежде всего, познакомить с миром диких животных нашего родного края, того края, в котором он живёт, который его окружает, а также решили расширить и обобщить знания детей о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Поэтому выбрали тему проектной деятельности «Животные родного края», которую можно успешно реализовать во время тематической недели «Всемирный день животных», а итогом проектной деятельности решили выбрать показ детьми семейных презентаций «Домашние любимцы». Он даст возможность максимально раскрыть творческие, и речевые способности детей.

Цель проекта:   Познакомить детей с жизнью животных родного края, средой обитания. Привитие любви к братьям нашим меньшим и желание познавать мир вокруг нас. Формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к природе и животным.

Задачи:

  1. Создать в группе условия для реализации проекта «Животные родного края»
  2. Формировать представление детей о многообразии мира животных по основной образовательной программе ДОУ:
  1. Расширять и систематизировать знания о животном мире родного края,
  2. расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
  3. Дать представления о том. Откуда взялись домашние животные, как древний человек приручил диких животных. Познакомить с некоторыми «дикими родичами родного края» домашних животных (волк, лисица – семейство псовых – собак; рысь – семейство кошачьих).
  1. Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
  2. Развивать речевую активность детей в разных видах деятельности.
  3. Воспитывать уважительное отношение к братьям нашим меньшим, ответственное отношение к домашним питомцам

Предполагаемый результат:

  • Дети овладевают знаниями о поведении животных дикой природе;
  • проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к братьям нашим меньшим;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других

Формы реализации проекта:

Беседы, наблюдения, рассматривания сюжетных картинок, решение поисковых задач, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, игровая деятельность.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный.        

  1. Создать необходимые условия для реализации проекта по ОО «Познавательное развитие» «Животные родного края» («Ознакомление с миром природы»).
  2. Наметить план действия.
  3. Информировать родителей (законных представителей) с планированием игровой и образовательной деятельности в рамках проекта «Животные родного края».
  4. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу на зимнюю тематику.
  5. Использовать при реализации проекта следующую методическую литературу:
  • «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2017.
  • «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» О.А. Соломенникова. Мозаика-Синтез, 2016 г.
  •  «Развитие речи в детском саду». В.В. Гербова. Мозаика-Синтез, 2016г.
  • «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Е. С. Комарова. Мозаика-Синтез, 2016г.
  • «Сборник дидактических игр». Л.Ю. Павлова. Мозаика-Синтез, 2018 г.
  • «Сборник подвижных игр» Э. Я. Степаненкова. Мозаика-Синтез, 2014 г.

Второй этап – основной.    

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта «Золотая осень».

Третий этап – итоговый (заключительный). 

Включает в себя сбор и обработку результатов, обобщение материалов проекта.

Ответственные за реализацию проекта: воспитатели группы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель

Подготовить предметно-развивающую среду для дальнейшей реализации проекта «Животные родного края».

работа

с детьми

  1. Диагностика знаний по теме «Ознакомление с миром природы» ОО «Познавательное развитие».
  2. Введение в проект: внесение макета «Животные наших лесов». 

работа по группе

  1. Изготовление лепбука «Животные родного края»
  2. Внесение художественной литературы в книжный уголок:
  •  «Синичкин календарь» В. Бианки
  • «Рассказы о животных» Е. Чарушин
  1. Оформление выставки детского творчества «Как звери к зиме готовятся».

работа с родителями

  1. Анкетирование по теме «Роль животных в жизни ребёнка».
  2. Привлечение родителей к изготовлению лепбука (подбор иллюстраций и информации)
  3. Рекомендации  «Что почитать детям о мире животных»

предполагаемые результаты

  1. Пробуждение у детей интереса к теме проекта «Животные родного края».
  2. Создание заинтересованности  родителей  темой проекта 

ОСНОВНОЙ  ЭТАП

цель

Накопление детьми необходимых знаний по теме проекта

работа

с детьми

  1. Беседы: 

«Кто живёт у нас в лесу?»,

«Как звери к зиме готовятся»,

«Моё любимое животное»

«Умеешь ли ты обращаться с животными?»

  1. ИКТ: 

Просмотр мультфильма: «Бобик в гостях у ребят»

            Презентация «Эти забавные животные»

  1. ОД:  

            ознакомление с природой «Берегите животных»

            аппликация  «Мишка и его друзья»,

            лепка «Как Мишутка увидел, что из мисочки всё съедено», «Козлик»

            рассказывание по картине из  серии «Дикие животные», по картине из

            серии «Домашние животные», заучивание стихотворения.

  1. Ознакомление с художественной литературой: чтение  «Перчатки» (перевод С. Маршака), «Про Вовку и собаку Малютку» А. Барто, «Пудель»  С. Маршак, «Малыш и Жучка» В. Дмитриев, рассказывание сказки «Лиса и кувшин».
  2. Дидактические игры:  «Зоологическое лото», «Чьи следы?», «Подскажи словечко», «Сложи целую картинку из частей», «Что у мишки на обед?» (кто и чем питается?)
  3. Конструктивно-модельная деятельность 

«Строим зоопарк»

  1. Акция: «Собираем корм для жителей питомника»

10.Театрализованная игра: «Теремок»

  1. Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Кошка и мышка», «У медведя во бору»

  1. Малоподвижные игры: «Котик к печке подошёл»

работа по группе

  1. Подбор медиатеки с мультфильмами по теме проекта «Животные родного края».
  2. Изготовление дидактической игры «Кто лишний?»
  3. Внесение  иллюстраций по теме «Животные »

работа с родителями

  1. Выпуск статьи «Как сделать зимнюю прогулку интересной».
  2. Изготовление памяток «Играем вместе с ребёнком»
  3. Привлечение к участию в акции «Каждой пичужке по кормушке»

предполагаемые результаты

     Расширяют, актуализируют знания о жизни животных родного края.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

цель

Обобщение знаний по теме проекта «Животные родного края»

работа

с детьми

  1. Сравнительная диагностика полученных знаний в течение проекта.
  2. Интерактивная викторина по загадкам Ю. Коринца «Кто живёт у нас в сарае»
  3. Игры с лепбуком «Животные родного края»
  4. Пальчиковые игры и динамические паузы:
  • «Звериная зарядка»,
  • «У жирафов»,
  • «Мартышки».
  1. Защита презентаций «Домашние любимцы»

работа по группе

  1. Изготовление альбома «Стихи и загадки про животных».
  2. Изготовление поделок из природного материала на тему «Животные родного края»

Работа с родителями

      Привлечение к изготовлению презентаций «Домашние любимцы» и подготовки ребёнка к её показу

предполагаемые результаты

         Самостоятельное использование детьми накопленных знаний  при  общении  друг с другом и при развитии игровых сюжетов на тему «Животные родного края».

                                 

 Приложение 1

КАРТОТЕКА  ПАЛЬЧИКОВЫХ  ГИМНАСТИК И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ

«Звериная зарядка»

Раз – прыжок, а два – присядка.    

Это заячья зарядка.                                 Дети подпрыгивают на двух ногах, затем приседают

А лисята, как проснутся,                         Кулачками трут глаза

Любят долго потянуться,                       Потягиваются с отведением рук

Обязательно зевнуть,                            Широко открывают рот, «зевают», прикрывая рот рукой

Ну и хвостиком вильнуть.                      Выполняют движение бёдрами из стороны в сторону

А волчата – спинку выгнуть                  Прогибают спинку

И тихонечко подпрыгнуть                     Подпрыгивают на двух ногах

Ну, а мишка косолапый,                      Сгибают руки в локтях, делая их «округлыми»

Широко расставив лапы                      Ставят ноги на ширине плеч

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.                   Переступают с ноги на ногу, раскачивают туловище из стороны в сторону

А кому зарядки мало-

Начинайте всё сначала!                    Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

Повторить 2 раза

«Ёжик»

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк —

Превратится еж в клубок.

Дети «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды».

Ощетинит еж иголки —

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

Приседают, «сворачиваются  клубком»

«Кто как зимует»

Спит медведь в своей берлоге,

Ладони сложить под левую щёку, голову наклонить влево

Спит барсук и чёрный крот.

Ладони сложить под правую щёку, голову наклонить вправо

Только волка кормят ноги,

Растопырить пальцы «лапы волка» и пройти ими по столу

А не то живот сведёт

Положить руки на живот

«Шёл медведь»

Шёл медведь к своей берлоге

Широко расставить пальцы и «шагать» по столу

Да споткнулся на пороге.

Двумя ладошками одновременно хлопнуть по столу

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил», -

Поднимать плечи вверх и вниз, разводя руки в стороны

Так подумал и пошёл

Опять шагают по столу

Он на поиск диких пчёл.

Махи ладошками

Все медведи – сладкоежки,

Гладят живот

Любят есть медок без спешки,

Имитируют поднесение ложки ко рту

А, наевшись, без тревоги

Гладят живот

Зиму всю сопят в берлоге.

Складывают ладони вместе и прижимают к щеке

Приложение  2

БЕСЕДА

Умеешь ли ты обращаться с животными?

Цель: дать детям знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными. Помочь детям понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство сострадания.

Материал: письмо от Айболита.

Содержание:

Воспитатель: - Ребята, вы любите животных? (ответы детей)

- Какие домашние животные живут у вас дома? (Кошки, собаки, хомячки, черепахи, крысы, морские

  свинки и т.д.)

- Животных надо любить. Не обижать, не мучить, кормить их, лечить и т.д., но при этом надо

  помнить, что домашние животные могут быть опасны.

Воспитатель: - Ребята вспомните, какой сказочный персонаж любил и лечил животных? (ответы детей)

- Кто может вспомнить строки из сказки К. И. Чуковского? (ответы детей)

Ребёнок:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель: - Ребята сегодня утром Доктор Айболит прислал нам письмо с загадками и правилами поведения, в котором он просит меня рассказать вам о том, как нужно обращаться с домашними животными. Послушайте загадки, про кого они?

-Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (собака)

-Шерстка мягкая, да коготок остёр. (кошка)

Воспитатель: - Прежде чем принести кошку или собаку к себе домой, надо серьёзно подумать о том, сможете ли вы жить с ней в дружбе и относиться к ней, как к живому существу, любить её. Нельзя бить животных.

- Не оставляйте кошек и собак в доме без воды и без пищи на длительное время. Если домашнее животное заболело, необходимо обратиться в ветлечебницу.

- Как называются врачи, работающие в ветлечебнице? (дети отвечают)

Собаки, как и люди, плачут и переживают разлуку со своими хозяевами. У них может испортиться характер, они даже становятся агрессивными, поэтому с ними надо больше гулять, играть, разговаривать.

И кошки, и собаки, и хомячки могут покусать человека, если неправильно вести себя с ними.

- Запомните правила от доктора Айболита.

  1. Не убегайте никогда от собаки. Она может принять вас за дичь и поохотиться.
  2. Если хотите погладить собаку, спросите разрешения у хозяина. Гладьте собаку осторожно, не делайте резких движений.
  3. Не кормите чужих собак и не трогайте и во время еды и во время сна.
  4. Не подходите к собаке, сидящей на привязи.
  5. Не подходите к собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
  6. Не трогайте щенков и не пытайтесь отобрать предмет, с которым собака играет.
  7. Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать и покусать.

- Надо помнить, что и от кошек, и от собак людям передаются болезни – лишай, чесотка, бешенство. Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животного. От неё можно даже умереть.

Запомните:

  1. После того, как вы погладили собаку или кошку, обязательно вымойте руки с мылом.
  2. Если вас укусила собака или кошка, сразу же расскажите об этом родителям, чтобы они немедленно отвели вас к врачу.

Воспитатель: - А кто знает, что надо делать, чтобы кошка была спокойной?

- Когда можно гладить домашнюю кошку?

- Когда нельзя подходить к кошке?

- Ребята, почему на улице живут бездомные кошки и собаки?

-Как можно помочь бездомным кошкам и собакам?

-Что нельзя делать с бездомными кошками и собаками?

- К сожалению, бездомными кошки и собаки чаще всего оказываются по вине их владельцев.

1. Не выбрасывайте кошек и собак на улицу.

2. Нельзя брать бездомных кошек и собак на руки.

3. Бездомных кошек и собак можно кормить только в определённом месте, но нельзя

близко подходить к ним во время еды.

Воспитатель: - Ребята послушайте, какое стихотворение и рассказ, прислал нам в письме доктор Айболит.

Дворняжка.

На белом свете не одна

Живёт ещё дворняжка,

Хоть не глупа совсем она,

Ей жить на свете тяжко.

Ни родословных нет у ней,

Ни грамот, ни медалей,

И даже кличку поскорей

Ей, как подачку, дали.

Не доверяют ей посты,

В квартиры не пускают,

В квартирах псы - для красоты,

Их любят и ласкают….. (Г. Новицкая)

Бездомная кошка.

Однажды я встретил бездомную кошку.

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

- Я слышал, что вы тяжело заболели.

- Болела.

- Так, значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.

Подумал я: «Страшно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

- Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной.

Темнеет, а значит, пора нам домой.

Спешил я, она отставать не хотела

И рядом со мною тихонечко пела.

 «О чём она пела?» Наверно, о том,

что каждому нужен свой собственный дом. (А.Дмитриев).

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, о каких животных говорится в этих произведениях?

- Легко ли живётся этим животным на улице?

- Почему животные становятся бездомными?

- Как нужно относиться к бездомным животным?

- Как должны поступать люди, которые хотят взять к себе домой бездомное животное?

- Ребята я очень надеюсь на то, что вы запомнили правила общения с животными, о которых нам написал в письме доктор Айболит, и будите их обязательно выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".

Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

Педагогический проект "История родного края"

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...